Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Предоставлено: равом Бенционом Зильбером © www.toldot.ru

«НАСО» («ОПРЕДЕЛИ ЧИСЛО»)

«Насо» – вторая глава книги «Бемидбар» – самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых – восемнадцать заповедей.

Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме, а затем рассматривает целый ряд разнообразных тем: изоляция ритуально нечистых евреев, возврат похищенной собственности, проверка виновности женщины, подозреваемой в супружеской измене, назорейство – обет воздержания.

Завершается глава рассказом о том, что Моше завершил сборку переносного Храма и главы колен принесли в Храм свои дары.

ТОРА ОБ ИСПОВЕДИ

Рав Бенцион Зильбер

Среди заповедей, которые глава излагает после того, как заканчивает описание подсчета левитов, есть такая: «Если мужчина или женщина совершат [что-либо] из всех грехов человеческих… То пусть признают свой грех… и возвратит он то, чем провинился, сполна и пятую часть прибавит к нему…помимо овна искупления» (5:6-8).

«Совершат [что-либо] из… грехов». Это выражение комментаторы понимают совершенно конкретно. Сопоставляя его с аналогичными выражениями в Торе, они приходят к заключению, что Тора имеет в виду грабеж, т.е. присвоение чужих денег или имущества, и ложную клятву, т.е. клятвенное отрицание того, что эти деньги или имущество были взяты.

«…возвратит он то, чем провинился, сполна…» Человек обязан вернуть похищенное тому, у кого он похитил, или – если ограбленный умер – его наследникам (подразумевается наследование по законам Торы).

«…и пятую часть прибавит…» Возможна ситуация, когда похитителю было предъявлено обвинение в хищении, а он клятвенно отрицал, что взял чужое. В таком случае, если он впоследствии раскаялся и признал свою вину, он добавляет к стоимости похищенного еще четверть от нее (в Торе сказано – пятую часть, что подразумевает – от всей суммы; например, украденные 100 рублей следует возместить 125 рублями, так что добавочные 25 составляют одну пятую от 125).

«…помимо овна искупления…» Помимо признания своей вины и возвращения похищенного, давший ложную клятву должен еще принести в Храм жертву ашам (повинную жертву). Причем деньги с добавочной пятой частью должны быть вручены потерпевшему непременно перед жертвоприношением. (В наше время, поскольку нет жертвоприношений, нет и добавочной пятой части.)

Для заповеди, о которой мы говорим, характерна четкая последовательность действий. Прежде всего, говорит Тора, «пусть признают свой грех». Под этим выражением подразумевается исповедь, т.е. словесное признание в нарушении норм Торы. Это единственное место в Пятикнижии, где говорится об исповеди. И говорится в форме требования. Человек, совершивший проступок, обязан исповедаться.

Как мы уже сказали, стих имеет в виду конкретное преступление, но, анализируя текст, Рамбам делает вывод, что требование исповеди, содержащееся в этом отрывке, распространяется на любой дурной поступок, в котором человек раскаялся. Эту тему Рамбам рассматривает в начале «Илхот тшува» («Законов раскаяния»).

Что такое в понимании Торы «признать свой грех»? Как именно человек должен исповедаться? И перед кем?

Еврей, который исповедуется, не обязан никого ставить в известность о том, что именно он совершил. Исповедуется еврей только перед Б‑гом. Между ним и Б‑гом нет посредников. Исповедь – одна из основ раскаяния, т.е. сожаления об ошибке и твердого решения больше ничего подобного не делать. И это сожаление и решение еврей высказывает только Б‑гу. Это и есть исповедь.

Однако для того, чтобы получить прощение Свыше, этого не всегда достаточно. Как мы видим, Тора предписывает нам еще и исправить свой проступок, т.е. возместить причиненный ущерб, а затем принести повинную жертву Всевышнему. Но и этого не всегда оказывается достаточно.

Дело в том, что, как мы знаем, заповеди, предписываемые нам Торой, делятся на две категории: на обязанности перед Б‑гом («бейн адам ле-маком» на иврите) и перед другим человеком («бейн адам ле-хаверо»). В случае нарушения заповеди и той, и другой категории человек обязан раскаяться и исповедаться перед Б‑гом. Повинную жертву человек приносит Б‑гу. Но там, где дело касается нарушений по отношению к ближнему, человек обязан прежде всего искупить свою вину перед ним, а потом уже приносить жертву Б‑гу. В этом смысле между проступками первого и второго типа есть принципиальная разница. «Покаяние и Йом-Кипур, – пишет Рамбам, – искупают только прегрешения, совершенные человеком по отношению к Б‑гу, например, если кто покушался на что-нибудь недозволенное или развратничал и тому подобное. За прегрешения, совершенные человеком по отношению к ближнему (например, нанесение повреждения, обида, грабеж), нет ему прощения, покуда не возместит он ближнему нанесенный ущерб и не попросит у него прощения».

Значит ли это, что человек обязан исповедаться и перед ближним, перед которым он виноват? Может быть, достаточно исправить причиненное зло, пусть даже втайне? Талмуд говорит: да. Молча, без объяснений, положил на место деньги, похищенные из совместного бизнеса, зная, что компаньон не заметил их временного исчезновения, – заповедь выполнил. Угнал мотоцикл, а потом раскаялся? Может позвонить и сказать пострадавшему: за Вашей дверью под ковриком лежит такая-то сумма (равная стоимости мотоцикла). И даже не назвать своего имени.

Но дело это тонкое. Ведь совершенно ясно, что нанесению материального ущерба почти всегда сопутствует ущерб физический или моральный. И надо, чтобы обиженный простил обидчика. Обидчик остро нуждается в прощении обиженного – без этого ему не получить прощения Небес. Поэтому Рамбам и говорит: «Даже если… возместил нанесенный ущерб – все равно следует попросить прощения. Даже если кто обидел ближнего одними лишь словами, все равно он обязан задобрить его и убедиться, что тот простил ему обиду».

Просьба о прощении, обращенная к ближнему, – это не исповедь. Но без нее никакая исповедь недействительна. Прося прощения, нам не всегда следует говорить, за что именно. Иногда надо, а иногда и нет. Не стоит, наверно, напоминать об обиде, когда другой и так знает, в чем дело. Уж, конечно, не следует повторять недобрые слова, которые были сказаны человеку в лицо или за глаза. Тут необходимо проявить такт и чуткость, как и в целом в отношениях между людьми.

Добиться прощения у того, кто обижен, непросто. Исправить причиненное зло гораздо труднее, чем не допустить его. Во-первых, трудно, глядя в глаза человеку, признаться, что ему, не дай Б‑г, причинено зло. Во-вторых, привыкнув к небрежному отношению к людям, можно и не вспомнить или вовсе не понять, что совершен дурной поступок. В-третьих, может случиться, что обидчик слишком поздно осознает свою вину, когда обиженного им уже нет в живых или когда обидчик не знает, как и где его найти. А может случиться, что человек обидел сразу многих, кого он и в лицо-то не помнит и не знает (например, дурно отозвался о целой категории людей; или, стоя за прилавком, обманывал покупателей в счете и весе и т.д.). Где их искать? Как?

В отношениях с людьми надо быть и настойчивым, и осторожным. Осторожным – чтобы не допустить обиды. Настойчивым – чтобы добиться прощения, если обида, не дай Б‑г, нанесена. Добиваться прощения надо даже тогда, когда обиженного уже нет в живых (в этом случае следует разузнать, где он похоронен, придти к нему на могилу с десятью свидетелями и там просить у него прощения).

Ну, а о том, что мы обязаны не только просить прощения, но и уметь прощать, мы, надо надеяться, еще поговорим.

Яэль Андтинова похоронена сегодня в Иерусалиме…

Толдот Йешурун
June 4, 2008

Сегодня радостный день новомесячья Сиван, месяца, когда еврейский народ получил Тору, омрачён похоронами молодой еврейской женщины, уехавшей в Москву, чтобы вернуть евреев к еврейской Традиции – в Иерусалиме на кладбище Ар а-Менухот, Гиват Шауль, состоялись похороны Яэль Андтиновой.

Её муж, рав Шимон Андтинов сидит шиву в Израиле только сегодня, а затем вновь улетает в Москву. Адрес: Рамат Шломо, ул. Фаталь 86.

Её бабушка и сестра сидят шиву в иерусалимском районе Ар-Ноф.

По сообщениям из Москвы, в понедельник (2.06.08) была убита израильтянка Яэль Андтинова. Она сопровождала подругу в йешиву Оалей Яаков в Москве и там – по официальной версии – наткнулась на наркомана, который убил её ножом. Она приехала в Россию вместе с мужем, который преподавал в йешиве Оалей Яаков.

Представитель ЗАКА (организации, занимающейся идентификацией жертв катастроф) в Москве, Шая Дейч, рассказал, что свидетели сообщили: ночью у йешивы раздался крик, и силы пожарной безопасности, находившиеся недалеко от йешивы, быстро прибыли на место происшествия. Они вызвали милицию, которой удалось задержать подозреваемого. По-видимому, преступление совершено на уголовной почве.

По другим сообщениям, которые появились в Интернете, убийство было совершено неофашистами.

Слава Б-гу, в результате напряжённых переговоров удалось получить разрешение на похороны в Эрец-Исраэль.

Многие из сотрудников и преподавателей Толдот Йешурун близко знают рава Шимона Андтинова, и мы скорбим вместе с ним и с семьёй Яэль…


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное