Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Предоставлено равом Бенционом Зильбером  © http://www.toldot.ru

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»)

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи.

Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына – Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

ДВЕ ОПАСНОСТИ

Рав Бенцион Зильбер

Если в главе «Ваеце» мы говорили об экономическом выживании евреев, то глава «Ваишлах» связана для нас с темой духовного и физического спасения.

Сделав все возможные приготовления к встрече с братом, Яаков стал молиться – просить Всевышнего: «Спаси меня от руки моего брата, от руки Эсава» (Берешит, 32:11). Спрашивает Бейт а-леви: почему Тора «удваивает», почему не сказано – от руки моего брата Эсава или еще проще – от руки Эсава, чего как будто бы вполне достаточно для ясности? И отвечает: потому что Эсав опасен для Яакова в двух отношениях – и как брат, и как враг. Исторический пример того, как действует аспект «брат», мы находим в событиях, связанных с Ханукой, а действие с позиции «враг» – в событиях Пурим. «Братские объятия» греков, их «культурное влияние» было не менее опасно для евреев, чем откровенная враждебность Амана. И то, и другое грозило уничтожением еврейскому народу, в случае Амана – физическим, в случае греков – путем утраты своего духовного назначения. В настоящую эпоху, кстати, нам угрожают как раз «братские объятия».

Хатам Софер, говоря об опасности «братания», рассказывал притчу о ветре и солнце, которые поспорили о том, кто из них сумеет заставить человека сбросить шубу (существует, кажется, и такая русская сказка, только там действуют мороз и солнце). Как ни пытался ветер сорвать с человека шубу, тот только плотнее запахивался, а пригрело солнышко – и человек сам скинул одежду.

Как можно защититься от угрозы чуждого влияния? Защита от угрозы духовного порядка лежит на самих евреях. Она в наших возможностях и зависит от нашего выбора. Для того чтобы победить в такой войне, надо прежде всего знать, что идет война.

А как защититься от угрозы физической расправы? Молитвой, дарами и военным сопротивлением, как показал нам наш праотец Яаков. Соответственно обстановке. Действия Яакова – симан ле-баним (знак для потомков).

Надо заметить, кстати, что военный отпор не является самоцелью и предпринимается, если есть реальные предпосылки победить.

В своей самозащите мы не одиноки. Нас поддерживает Всевышний.

Отправляя Эсаву подарки (стада домашнего скота), Яаков велит погонщикам соблюдать между отдельными стадами достаточно большую дистанцию, чтобы они произвели большее впечатление. А готовясь к возможному нападению Эсава, Яаков разбивает свой лагерь на две группы, чтобы, если пострадает одна, уцелела хотя бы другая.

Эти два приема – два пути спасения для нас, которыми ведает Всевышний. В предыдущей главе – «Ваеце» – Б-г обещает Яакову: Я с тобой и Я буду беречь тебя повсюду, куда ты пойдешь. И Б-г выполняет свое обещание двумя путями: «передышками» между бедами и «разбиванием на группы». Так Б-г спасает евреев от физической расправы.

Мидраши говорят, что мы должны просить Его не посылать нам беды «сплошняком», а держать между ними временнýю дистанцию. «Оставь простор между бедой и бедой, когда посылаешь нам беды», говорит мидраш.

Что касается второго пути, которым Всевышний обеспечивает нам спасение, то им является само рассеяние. Как в случае двух станов у Яакова, сам факт рассеяния евреев по разным странам позволяет спастись одной группе, когда беда обрушивается на другую. В конце 15-го века, например, когда евреев истребляла и изгоняла Испания, их приняла Турция, а от средневековых погромов в Германии евреи убежали в Польшу.

(Катастрофа во Второй мировой войне – явление особое. В книге «Перед приходом Машиаха», написанной в 1938 году, когда масштабы Катастрофы еще далеко не обозначились, рав Эльханан Вассерман указывал, что она под это правило не подходит. Рав Вассерман воспринимал ее как родовые муки перед близящимся приходом Машиаха.)

Таковы способы, которыми Всевышний хранит и оберегает свой народ. Так действует Его надежная, но невидимая рука.


В избранное