Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Продолжаем серию коротких очерков о еврейских мудрецах и раввинах прошлых поколений.

Исроэль Акерман


Краткая биография рабби Акива.

Рабби Акива бен Йосеф – величайший мудрец, раввин, лидер, каббалист, живший во времена разрушения Второго Храма. Рабби Акива – это ярчайшая фигура в еврейской истории. О нем достаточно подробно рассказывется в Талмуде.

В год разрушения Второго Храма рабби Акива был еще очень молод.
Он родился в простой семье. Многие источники говорят, что он был выходцем из геров (нееврей принявший иудаизм). Невозможно с полной уверенностью утверждать так ли это, но в любом случае, известно, что у него не было родословной. Это в свое время помешало назначить его главой Санедрина вместо раббана Гамлиэля, несмотря на то, что в среде мудрецов происхождение, и уж тем более экономическое положение не имело никакого значения, и все члены Санедрина считали его лучшим из претендентов...

Рабби Акива был бедным, абсолютно неграмотным пастухом. К тому же, будучи воинствующим материалистом, он крайне не любил мудрецов – знатоков Торы. По его же собственным словам, когда он видел раббаним, он "готов был укусить их, как осел".

Однако, все неожиданым образом изменилось: он влюбился. Влюбился в Рахель, дочь своего работодателя Кальба Савуа. На предложение рабби Акивы выйти за него замуж, девушка ответила согласием (несмотря на то, что ее отец был категорически против и выгнал ее за это из дома), но выдвинула одно условие: он должен был изучать Тору и стать мудрецом.

Любовь - великая вещь. В возрасте 40 лет рабби Акива отправляется в Явне изучатьТору у рабби Йоханан бен Закая.

Проходят годы. Уже в сопровождении многочисленных учеников он возвращается домой и через дверь слышит, как соседка говорит жене:
- Несчастная ты женщина, мужа твоего дома нет уже двенадцать лет. Ты вынуждена со всем справляться сама. Кто знает, когда он вернется?
И он слышит, как она, его Рахель, отвечает, что, конечно, она скучает, но если бы она была уверена, что он хочет учиться еще столько же времени, она бы ему дала эту возможность. И, не входя в дом, Акива возвращается и учится еще двенадцать лет.

Когда же ученики его прославляли и говорили: "Великий учитель наш, все ты знаешь, все у тебя разложено по полочкам", он им говорил так:
- Нет, и то, что вы знаете, и то что я знаю – это все ее. (Трактат "Кетубот", 62.)

Рабби Акива подарил своей жене золотое ожерелье которое назвал "Золотой Иерусалим". Существует мнение, что название знаменитой песни "Иерушалаим шель заав" ("Золотой Иерусалим") из трактата "Недарим" 50, связано с ожерельем, которое подарил рабби Акива своей жене.

Рабби Акива – величайший из мудрецов своего времени, времени, когда любой из мудрецов - раббаним, не говоря уже о членах синедрина, был в высочайших духовных постижениях, достиг такой высоты познания Творца, что и в последующих поколениях столпы мудрости Торы были его учениками или учениками его учеников.

Талмуд рассказывает, что у рабби Акива было двадцать четыре тысячи учеников, которые были разделены на пары. На арамейском языке одна такая пара называется "хеврута", от слова "хавер"(товарищ), "хевра"(группа, объединение единомышленников), "хибур"(объединение). И Талмуд говорит, что все 24 тыс. учеников рабби Акивы умерли в период между Песах и Лаг ба Омер из - за "беспричинной ненависти" возникшей между ними. Т.е. находясь на определенном духовном уровне большинством учеников рабби Акива было нарушено основополагающее правило Торы утвержденное их учителем – "возлюби ближнего своего, как самого себя"... Результатом нарушения духовного закона в этом мире была эпидемия... У рабби Акивы осталось только пять учеников, рабби Шимон бар Йохай, рабби Меир, рабби Йуда, рабби Йосей и рабби Элъазар бен Шаммуа. Через них, от рабби Акива, и пришла к нам вся мудрость Торы...

В труде,который был закончен сто лет сустя после смерти рабби Акивы, в Мишне, не принято упоминать его имя, поскольку и так ясно, что все передано от имени рабби Акивы. И только в случае, если Мишна сформулирована другими мудрецами, обязательно приводится и мнение рабби Акивы, но указывается, что оно не узаконено.

132 - 135 г.г. Примерно 55 - 60 лет после разрушения Второго Храма вспыхивает восстание Бар Кохбы. Рабби Акива всей душой поддержал это восстание. В "Мишнэ - Тора" (Законы о царях, гл. 11) говорится, что другой знаменитый мудрец Торы, живший через тысячю лет после происходящих событий, РАМБАМ, назвал рабби Акиву "оруженосцем Бар Кохбы".
Настоящее имя Бар Кохбы – Шимон Бар Козиба. В переводе с арамейского это, в принципе можно перевести как "сын (бар) лжи (козиба)". Рабби Акива провозгласил его Машиахом и дал ему имя Бар Кохба (Сын Звезды), утверждая, что стих: "Звезда появится из семени Яакова"(БаМидбар, 24:17), пророчествует про Бар Кохбу.
- Акива, - возражали ему некоторые мудрецы, - трава будет проростать сквозь щеки твои, а сын Давида (т.е. Машиах) еще не придет. (Иерусалимский Талмуд, трактат "Таанит", стр. 4.)

Не все были с ним согласны, но его положение среди мудрецов и учеников было настолько центральным, что большая часть из них присоединилась к восстанию.

Рабби Акива неоднократно посещал Рим в составе делегации мудрецов, пытавшихся добиться каких - то прав для своего народа.
Римские власти знали об его участии в восстании, поэтому, когда восстание было подавлено его приговорили к смертной казни.

На заре его вывели к смертному столбу. Ученики были неподалеку. Стояли и смотрели. Казнь была очень жестокой: крючьями из него вырывали живое мясо. Увидев первые лучи солнца рабби Акива начал читать "Крият Шма шель Шахарит", полностью, как положено еврею, когда наступает рассвет. Даже в такой ситуации он ведет себя совершенно точно и скрупулезно, по закону. Все ученики сказали ему:
- Раббейну, Ты не обязан, на Тебя уже это не распростроняется.
И тогда ответил им рабби Акива:
- Всю жизнь я не знал, когда смогу выполнить то, что сказано именно в "Крият Шма": "Возлюби Гос-да Б-га твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей"... "Всем сердцем своим" – это обоими намерениями своими, и "хорошими" и "плохими", обоими намерениями люби Тв - рца. "Всей душой" – даже если у тебя забирают душу.
- И сейчас, когда у меня есть эта возможность, вы хотите меня остановить?
Он закончил:

"ШМА ИСРАЭЛЬ АД-НАЙ ЭЛОКЕЙНУ АД-НАЙ ЭХАД" (СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, ГОСПОДЬ Б-г НАШ, Б-г ОДИН) – и умер.
Это был величайший подвиг.(Трактат "Брахот", 61)


Рабби Акива

Рав Залман-Барух Меламед, глава йешивы "Бейт-Эль"

У рабби Акивы было двадцать четыре тысячи учеников, и все они умерли между Песахом и Шавуотом. (Агада)

Сохранять самообладание после того, как все потеряно. Подобрать осколки и начать все сначала. Все это - черты, которые характеризуют рабби Акиву. Для рабби Акивы никогда не было слишком поздно. Он отказывался сдаваться даже в самые страшные часы.

Мудрецы упоминают тот факт, что рабби Акива начал изучение Торы только в возрасте сорока лет. До этого он не прикоснулся ни к одной книге. Однако, несмотря на свой немолодой возраст, он засел за учебу с непоколебимой верой в то, что у него все получится. С огромной самодисциплиной и бесконечной терпеливостью он приступил к выполнению поставленной задачи. Однажды, стоя у колодца, он заметил камень, который стерся и стал гладким от падавших на него капель воды. Тогда будущий великий мудрец сказал себе: «Если капли воды способны сточить камень, наверняка Тора, которая тверже железа, способна проникнуть внутрь моего сердца, в мою плоть и кровь». За исключением двух дней в году - вечера Пасхального седера и кануна Йом-Кипура - от него никогда не слышали фразу: «Пора уходить из Дома Учения». Благодаря своему упрямству и настойчивости через считанные годы он был окончательно и единодушно признан великим мудрецом Торы, каким мы знаем его: прославленным наставником двадцати четырех тысяч учеников.

И тогда внезапно произошла трагедия. За короткий промежуток времени эпидемия унесла жизни всех его учеников. Все царство Торы, выстроенное им, рухнуло за мгновение. Казалось бы, его миру настал конец. Может ли случиться с мудрецом большее несчастье? Как может человек оправиться от такого удара? Обычный человек в подобных обстоятельствах потерял бы уверенность в себе, им овладели бы сомнения в смысле и ценности всех его усилий. Однако рабби Акива не сдался. Он вновь собрался с силами - и начал все сначала. Он поехал на юг страны, туда, где оставались мудрецы Торы, и начал обучать их.

Рабби Акива жаждал избавления для своего народа. Когда Бар-Кохба поднял знамя восстания против римского владычества в Земле Израиля, рабби Акива присоединился к нему. Рамбам (Маймонид) свидетельствует, что «рабби Акива, великий мудрец Мишны, служил оруженосцем Бар-Кохбы. Он верил, как и остальные мудрецы его времени, что Бар-Кохба - Машиах и избавитель, пока тот не был убит вследствие совершенных им грехов». Осознание того, что Бар-Кохба - не Машиах, и связанная с этим трагедия истребления защитников Бейтара - страшные разочарования для рабби Акивы. Однако и здесь он сохраняет непоколебимый оптимизм. Он продолжал верить, надеяться и жаждать скорого спасения. А что самое главное - продолжал учить Тору. Когда злодейский режим Римской империи издал постановление, запрещающее евреям изучать Тору, рабби Акива, не сомневаясь ни на минуту, стал нарушать этот декрет прилюдно, собирая вокруг себя толпы народа и продолжая обучать их Торе. В конце концов он был схвачен и брошен в тюрьму. Позже римляне казнили его - и он умер, освящая Имя Всевышнего.

Вся жизнь рабби Акивы была освящением святого Имени Всевышнего. Он был одной из тех немногих личностей, которым удавалось видеть крупицы добра в каждом происходящем с ними несчастье. Он часто говорил: «Все, что постанавливает Творец, - к лучшему». Именно он, увидев лису, выходящую из руин Святая Святых, заявил, что «постановления Творца всегда к лучшему». В то время, как его соратники-мудрецы рыдали, оплакивая разрушение Храма, рабби Акива засмеялся, потому в тот же миг он представил себе будущее избавление и восстановление святого Храма в Иерусалиме.

В дни испытаний дух рабби Акивы освещает путь еврейского народа. Его мощь и храбрость, его бесконечная вера в то, что «все, даже это, к лучшему», поддерживают и ведут нас. Сила рабби Акивы живет среди нас, помогая нам преодолеть любую слабость, превратить тьму в свет, кажущееся поражение в триумфальную победу.


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное