Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Продолжаем серию коротких очерков о еврейских мудрецах и раввинах прошлых поколений.

Исроэль Акерман


Предоставлено: Толдот Йешурун

С. Бернфельд

РАБИ ИШМАЭЛЬ

Раби Ишмаэль бен Элиша - таннай третьего поколения (1-2 века) - происходил из богатого рода коэнов в Верхней Галилее (Тос. Хала I, 10;, В. Талмуд, Бава Кама 80а; ср. В. Талмуд, Хулин 49а) и, как полагают, приходился внуком первосвященнику(коэн гадоль), которого также звали Ишмаэль бен Элиша.

В юности р. Ишмаэль был увезён пленником в Рим, но р. Йеошуа бен Хананья выкупил его и вернул в Эрец-Исраэль. Там рабби Ишмаэль и стал с течением времени выдающимся мудрецом (Тосефта Орайот II , 5; В. Талмуд 58а). Из учителей р. Ишмаэля в Талмуде упоминается только р. Нэхунья бен Акана (В. Талмуд, Швуот 26а), но не подлежит сомнению, что он учился также у своего покровителя р. Йеошуа, который был его большим другом; р. Йеошуа называл его своим братом (Авода Зара V , 5; Тос. Пара, X [ XI ], 3). Под этим «именем» он был позже известен среди своих товарищей (Ядаим, IV , 3; В. Талмуд, Сангедрин 51 б).

Рабби Ишмаэль очень заботился о нуждающихся. Он много помогал бедным и некрасивым девушкам: обеспечивал и покупал наряды, чтобы им легче было выйти замуж (Нэдарим IX , 10; В. Талмуд, Нэдарим 66а). В тяжёлый период после разрушения Храма и Адриановых гонений, когда численность еврейского населения сильно сократилась, рабби Ишмаэль всячески поощрял брачные союзы. Он говорил: «С тех пор, как над нами тяготеет римское иго и нам даже запрещается делать обрезание своим детям, следовало бы совершенно отказаться от вступления в брак и рождения детей, но тогда потомство Авраама само собою прекратилось бы» (Тос. Сота XV , 10; Бава Батра 60 б). В этих обстоятельствах р. Ишмаэль особенно рекомендовал ранние браки. Он говорил: «Моше предписал нам: ‘И поведай о них (обо всём, виденном и слышанном на горе Хорев) сынам твоим и сынам сынов твоих’(Дварим 4, 9). Как можно при жизни учить своих внуков, если не жениться рано?» (Талмуд Йерушалми, Кидушин I , 61а).

Рабби Ишмаэль был одним из выдающихся членов Сангедрина в Явне (Эдуйот II , 4). Когда высшей коллегии пришлось переселиться в Ушу, р. Ишмаэль продолжал принимать участие в её работе (в тот период его имя часто упоминается – В. Талмуд, Бава Батра 28б), хотя его постоянном местом жительства был Кфар-Азиз на границе Эдома (там его однажды посетил р. Йеошуа бен Хананья – Килаим VI , 5).

Р. Ишмаэль много работал над формулированием системы методов толкования, с помощью которых одни законы выводятся из других и важные галахические решения получают обоснование в тексте Торы. Он был оппонентом р. Акивы в вопросах интерпретации (В. Талмуд, Сангедрин 51 б). Подход Р. Ишмаэля заключался в следующем: «Тора говорила языком человеческим», поэтому грамматические особенности языка Торы далеко не всегда могут служить основой для выведения новых галахических установлений (Талмуд Йерушалми, Йевамот VIII , 82г; там же, Нэдарим I , 36в). В одном споре с рабби Акивой р. Ишмаэль упрекает его: «Неужели на основании одной лишней буквы хочешь вынести смертный приговор?» (В. Талмуд, Сангедрин 51 б). Р. Ишмаэль придавал меньшее значение форме текста Торы, чем рабби Акива. Такой подход нашёл своё выражение в тринадцати правилах толкования Торы, разработанных рабби Ишмаэлем (шлош-эсрэ мидот ше-а-Тора нидрешет баэн). В основу этой системы легли семь правил Гиллеля (ср. Барайта дэ-раби Ишмаэль; Берешит Раба XCII ).

Однако при решении вопросов из области уголовного права р. Ишмаэль не использовал эти правила: он не допускал не только вынесения смертного приговора, но даже присуждения денежного штрафа за преступление или неосторожное действие, запрещённое на основании логического умозаключения, каким бы безупречным оно ни было. Он не принимал решения о наказаниях, о которых не было ясно сказано в Торе (Талмуд Йерушалми, Авода Зара V , 45 б).

Правила рабби Ишмаэля были приняты к руководству мудрецами Мишны и Талмуда, хотя однажды он сам был вынужден уклониться от их применения (ср. Сифрей Бэмидбар 32). Сохранилось также много притч и изречений р. Ишмаэля. Р. Ишмаэль положил начало галахическому Мидрашу книги Шмот (Мехильта), значительная часть Мидраша Сифрей к Бэмидбар так же была составлена им или его учениками. Некоторые утверждают, что он был среди мучеников Беттера (Бейтара?) (Авот де-раби Натан 38), но, по-видимому, там был его тёзка, также коэн.

Учение рабби Ишмаэля заключалось в проповеди мира и добрых отношений между людьми: «Будь смиренен перед седой головой и ласков с чёрной головой (с молодым); встречай каждого приветливо» (Авот III , 12). Рабби Ишмаэль относился с уважением к чужестранцам. Когда однажды язычник встретил его благословением, р. Ишмаэль ответил ему: «Мой ответ найдёшь в Торе»; другой язычник при встрече бранил его, и р. Ишмаэль также ответил ему: «Мой ответ найдёшь в Торе». «Ответом» им обоим был стих из Берейшит 27, 29: «Проклинающие тебя прокляты, благословляющие тебя благословенны» (Талмуд Йерушалми, Брахот VIII , 12 b ; Берейшит Раба LXVI , 6).


Реувен Пятигорский

РАШБИ - Раби Шимон бар Йохай

Все мы слышали имя Раби Шимона бар Йохай, великого учителя периода составления Мишны (первой кодифицированной записи Устной Торы, осуществлённой Раби Йеудой Анаси). Тот, кто изучает Мишну и Талмуд, знаком с его многочисленными высказываниями практически по всем вопросам еврейского права, приведёнными просто от имени Раби Шимона (без добавления «бар Йохай»).

Известно, что Раби Шимон был одним из самых выдающихся учеников Раби Акивы, под руководством которого 13 лет учился в ешиве Бней-Брака. Его занятия не прекратились даже после того как римляне бросили Раби Акиву в тюрьму за нарушение запрета преподавать Тору. Верный ученик ежевечерне приходил к зданию тюрьмы и располагался у окна каземата, где сидел его учитель.

После казни учителя Раби Шимон возненавидел римлян и однажды высказался пренебрежительно об их правлении, заявив, что во всём они преследуют только свои нечестивые цели. После доноса Раби Шимон, приговорённый римским судом к смерти, был вынужден скрыться. Много лет провёл он в пещере, занимаясь исключительно изучением Торы. Рассказывают, что, выйдя из пещеры, он увидел на полях крестьян, и поскольку первейшей обязанностью евреев считал занятие Торой, то необычайно разгневался. Тут же раздался голос с неба, повелевший ему вернуться в убежище, где он провёл ещё один год, пока не научился снисходительно относиться к простым людям. Ещё рассказывают, что именно Раби Шимон добился у римлян отмены жестоких указов против иудаизма – когда ему удалось извлечь дочь императора от тяжёлого душевного недуга.

Раби Шимон является автором известнейшего комментария на Тору под названием Зоар, самой авторитетной книги по Каббале. Умер он 18 ияра, в Лаг-Баомер, на 33 день после Песаха. Умирая, наказал ученикам отмечать годовщину своей смерти не трауром и слёзами, а песнями и весельем. Ежегодно десятки паломников посещают в этот день его могилу на горе Мерон.


С. Бернфельд

РЕШ ЛАКИШ

Рабби Шимон бен Лакиш (иначе Реш Лакиш) – один из двух наиболее выдающихся амораев Эрец-Исраэль второго поколения (вместе с рабби Йохананом, его шурином и оппонентом в вопросах Алахи). Рабби Шимон родился около 200 года, умер около 275 года. Он учился в Ципори вместе с р. Йохананом у р. Йеуды а-Наси (Талмуд Йерушалми, Бейца 63а). Согласно Дорот а-Ришоним, он был учеником р. Йеуды Несии, внука р. Йеуды а-Наси, от имени которого он передаёт много изречений. Существует также мнение, что Реш Лакиш был учеником Бар Капры, т. к. он часто передаёт алахот и от его имени. По-видимому, Реш Лакиш учился также у р. Ошайи: от его имени он также передаёт алахот и называет его «отцом Мишны» (Талмуд Йерушалми, Бава Кама 4с; В. Талмуд, Кидушин 80а; В. Талмуд, Бехорот 13а).

Существует много рассказов о его неимоверной силе и атлетическом телосложении. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств он отказался от изучения Торы и поступил на службу в цирк. Его спас от духовного падения рабби Йоханан, на сестре которого Реш Лакиш женился.

Когда р. Йоханан был учителем в Ципори, они с р. Шимоном обладали равным авторитетом (Талмуд Йерушалми, Сангедрин 18 b , Талмуд Йерушалми, Нида II , 50 b ). Когда же р. Йоханан отправился в Тверию и основал ешиву, р. Шимон занял второе место в качестве учителя (В. Талмуд, Бава Кама 117а). В находчивости он превосходил р. Йоханана, и р. Йоханан говорил, что без Реш Лакиша он – как без правой руки (Талмуд Йерушалми, Сангедрин, II , 19с, 20а). Доводы р. Шимона бывали настолько убедительны (Талмуд Йерушалми, Йома 38а), что р. Йоханан часто принимал его мнение (Талмуд Йерушалми, Эрувин 18с). Свои возражения р. Йоханану Реш Лакиш основывал на Мишне и всегда открыто говорил то, что думал. Р. Йеуде Несии он заявил, что никогда не скроет из страха перед ним мнения, вытекающего из Торы. Когда р. Йеуда Несия однажды пожаловался ему на вымогательство римских чиновников, то получил резкий ответ: «Не бери, и у тебя не будут брать» (Берейшит Раба, LXXVIII , 15). Однажды, когда р. Йоханан защищал своё мнение по алахическому вопросу в присутствии р. Янная и удостоился его похвалы, р. Шимон начал своё возражение такими словами: «мнение р. Йоханана неверно, несмотря на то, что оно удостоилось одобрения со стороны р. Янная» (Талмуд Йерушалми, Сота, II , 18 b ). Иногда р. Шимон выступал даже с положениями, противоречащими Мишне (Талмуд Йерушалми, Трума, VII , 44 c ). Правда, его мнения, расходящиеся с мнениями р. Йоханана, были приняты к руководству лишь в трёх случаях (В. Талмуд, Евамот 36а).

Никто не мог сравниться с р. Шимоном в прилежании и усердии к учению Торы. У него был обычай сорок раз повторять изучаемый раздел Мишны (В. Талмуд, Таанит 8а). В Агаде он проявлял ту же независимость, что и в Алахе. Его оригинальные взгляды удивляли современников и долгое время считались парадоксальными, например: Израиль дорог Б-гу, но «дороже Б-гу гер, потому что Израиль не признал бы Торы без тех чудес, которые явил Б-г на горе Синай, гер же не видел ни одного такого чуда и всё же посвящает себя Б-гу». Израиль узнал имена ангелов у вавилонян в эпоху изгнания, потому что Йешая говорит только «об одном из серафимов», у Даниэля же уже встречаются имена двух ангелов, Михаэля и Гавриэля (Талмуд Йерушалми, Рош-Ашана 56 d ). Его высказывания афористичны: «Человек совершает преступление не иначе, как в припадке безумия» (В. Талмуд, Сота 3а); «Раньше укрась себя самого, затем украшай (т. е., учи) других» (Бава Меция 107б); «Кто прелюбодействует одними только глазами, совершает грех прелюбодеяния» (Ваикра Раба XXIII , 12) .

Реш Лакиш открыто говорил о том времени, когда он служил в цирке, употреблял иногда выражения, заимствованные из этой среды. Однако оскорбительный намёк р. Йоханана, его друга и шурина, на прежнюю профессию, так сильно задел р. Шимона, что он заболел и умер. Это произошло при следующих обстоятельствах: разбирая один алахический вопрос, р. Шимон и р. Йоханан спорили о разных видах ножей, и р. Йоханан сказал: «Разбойник знает свои инструменты» (В. Талмуд, Бава Меция 84а). Эти слова не только вызвали болезнь и смерть р. Шимона, но и оказали влияние на отношение потомства к его памяти: многие мудрецы позднейших поколений поняли эти слова буквально. Мнение о том, что р. Шимон был в молодости разбойником и даже главой разбойничьей шайки, нашло отражение в Пиркей де-рабби Элиэзер ( XLIII ).


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное