Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Журнал "Мир Торы"

Рав Лейб Александр Саврасов

УСТНАЯ ТОРА

Устную Тору запрещено записывать. Однако сегодня существует огромное количество книг, в которых излагается информация, относящаяся именно к Устной Торе. Почему же эти книги появились?

Тора. Её мы получили, стоя у Синайской горы, её мы учим днём и ночью. Ее хранят и ею живут многие поколения нашего народа. Но что такое Тора? Сложно найти конечный, чётко сформулированный ответ на этот вопрос. Тора также бесконечна, как миры созданные Вс-вышним, и евреи приходят в этот мир для ее постижения и уходят из него в бесконечность тоже для этого. Однако, с Б-жьей помощью, попробуем начать разговор о том, что такое Тора.

Обычно, говоря Тора, мы имеем в виду пятикнижие Моше. Как известно, Тора начинается с описания создания мира: "В начале сотворил Вс-вышний небо и землю…" В своих комментариях известнейший мудрец рав Шломо бен Ицхак (Раши) размышляет о том, почему в самом начале Торы нет перечисления заповедей. Он пишет: "Нужно было начать Тору словами: "Месяц этот, будет вам началом месяцев", поскольку это первая заповедь". Такое недоумение великого мудреца свидетельствует, что, по его мнению, Тора - это, прежде всего, закон, руководство к действию. Действительно, многие стихи Торы выглядят как чёткие, недвусмысленные приказы.

Известен и другой ответ мудрецов на вопрос: "Что такое Тора?" По их мнению, Тора послужила своеобразным планом для создания мира. Творец "смотрел в Тору, создавая мир", говорят они. Получается, что Тора - это закон, которого по воле своей придерживается сам Создатель. Это не значит, что Тора раньше Создателя. (Не дай Б-г так подумать!) Просто, создавая миры, Творец, по воле своей сначала создал путь для их создания - Тору.

Два мнения, приведенные выше, плохо сочетаются друг с другом и даже противоречат одно другому. Закон, лежащий в основе сотворения мира и являющийся "наиболее общим и всеобъемлющим законом природы", и закон, регламентирующий поведение человека, не могут быть одним и тем же законом! Мы попробуем разрешить это противоречие с помощью источника, имеющего непосредственное отношение к получению Торы. Это Вавилонский талмуд, трактат Шабат (88б). В нем сказано: "В час, когда Моше поднялся на высоту (попросту на небо), сказали ангелы-служители Вс-вышнему:

- Господин мира! Что [надо] рождённому женщиной среди нас?
Ответил Он им:
- Пришёл получать Тору.
Сказали они ему:
- Сокровище, скрытое у тебя ещё до сотворения мира, ты хочешь передать человеку из плоти и крови?
Сказал Всевышний Моше:
- Ответь им!
Сказал Моше:
- Что написано в Торе? "Я Б-г Всесильный твой, который вывел тебя из земли египетской". Вы были рабами у Фараона? Зачем вам Тора?
  "Не будет у тебя других богов". Вы находитесь среди народов и способны поклоняться идолам?
  "Помни день Субботний". Вы исполняете какую-то работу и нуждаетесь в отдыхе?
  "Не клянись ложно". Вы занимаетесь бизнесом?
  Ещё что написано там? "Не убивай, не развратничай, не воруй". Есть у вас дурное начало?

Как мы видим, ангелы, знающие о том, что Тора была создана раньше мира, не могли понять, почему она должна быть дана человеку. Однако Моше сумел объяснить им причину ее дарования людям. Сама Тора, подчеркнул Моше, свидетельствует, что она предназначена для человека, который находится в рабстве материальности и нуждается в освобождении из него; для человека, которому необходимо преодолевать свое дурное начало.

Кроме того, человек, в отличие от ангелов, исполняет в этом мире некую работу. На первый взгляд, это странно, ведь именно об ангелах сказано: "Могучие силой, исполняющие волю Создателя". Однако когда Моше говорит "работа", он имеет в виду деятельность, подобную созидательному труду самого Творца, сотворившего весь мир. Именно от такой работы "отдыхал" в Субботу Вс-вышний. И нам субботний отдых заповедан "потому, что шесть дней Всевышний делал небо и землю, море и все, что в нем, и "отдыхал" в день седьмой". Суббота - прообраз совершенного будущего мира, в котором будет отдыхать человек, наслаждаясь плодами своего труда в этом мире. Из ответа Моше ангелам, следует, что, создавая мир в соответствии с Торой, Творец оставил свою работу незавершённой, дабы затем передать Тору человеку к исполнению и изучению. Исполняя Тору, человек становиться соавтором самого Создателя и заслуживает, тем самым вечную награду.

Нам заповедано также изучение Торы. Постигая ее законы, мы постигаем желание Творца, настолько, насколько оно может быть постигнуто человеком, и сокровенную связь данных им законов с человеческой природой и самим миром. Другими словами, непостижимый Творец открывает нам своё желание в Торе, как в законе, положенном в основу создания этого мира, и как в законе, данном нам к исполнению. И нет в этом мире никакого другого, доступного нам проявления воли Творца, кроме Торы. Таким образом, Вс-вышний даровал еврейскому народу Тору, дабы, соблюдая и изучая ее, мы постигали и исправляли себя, и этот мир, и учились понимать самого Создателя настолько, насколько нам дано Его понять. Идя этим путём, мы становимся как бы "соратниками" Творца в исправлении самих себя и мира, в котором мы живём, приобретая вечность, как награду за наше участие.

Практически всем известно, что Тора была дана Всевышним на горе Синай. Там, стоя у горы, евреи услышали голос Творца. Вот как это описано в главе Итро книги Шмот: "И гора Синай вся в дыму, из-за того, что опустился на неё Всевышний в огне, и поднимался дым, как дым печи, и дрожала вся гора очень. И был голос рога очень сильный. Моше говорил, а Вс-вышний отвечал ему голосом... И говорил Всесильный все слова эти, говоря: - Я, Б-г Всесильный твой... Не будет тебе других богов... А весь народ видит голоса, и огни, и голос рога, и дымящуюся гору... И сказали Моше - говори ты с нами, а мы будем слушать, и [пусть] не говорит с нами Всесильный, чтобы мы не умерли" (Шмот 19:18 - 20:16).

Как мы видим, во время Синайского откровения, народ услышал только первые заповеди. Но заповеди эти были получены "из уст" самого Создателя. Народ "видел голос". Откровение было очевидным, небывалым чудом. Присутствие Творца стало явным, а не скрытым за законами природы, как в обычной жизни. Затем Моше, "уполномоченный" народом, поднялся на гору и через сорок дней спустился оттуда, неся в руках каменные скрижали с десятью заповедями. Потом, в течение сорока лет хождения по Синайской пустыне, Моше записывал то, что говорил ему Вс-вышний. Так были получены и записаны пять книг Моше - Пятикнижие. Оно включает в себя книги Берейшит, Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дворим. Моше записал всего 13 свитков Торы. Один из них был положен в "Арон акодеш" (Ковчег завета), и каждое из 12 колен еврейского народа получили по одному свитку. Есть специальная заповедь переписывать эти свитки, сохраняя в них каждую букву. Такой свиток - Сефер Тора, находятся в Арон а-Койдеш в каждой синагоге. Часто, когда говорят Тора, имеют в виду именно эти пять книг. Из них мудрецы учат практически все исполняемые нами законы. Собственно говоря, это письменная основа всей полученной нами Торы. Кроме того, к письменной Торе относятся книги пророков и писания. Всё вместе это называется абревиатурой ТаНаХ - Тора, Невиим (пророки), Ктувим (писания). Книги пророков и писания - это тоже записанные людьми откровения Вс-вышнего, однако, их роль особенна, непроста и в рамках нашей статьи нет места для обсуждения этого. Скажем только, что в этих откровениях Творец дополнительно приоткрыл нам то, как Он управляет нашим миром и что нас ожидает в будущем.

Устная Тора - это, прежде всего, устный комментарий к письменной Торе, полученный Моше на Синае и передаваемый из поколения в поколение. Кроме того, устная Тора включает в себя правила, пользуясь которыми можно "извлекать" дополнительную информацию из письменного источника и учить законы, буквально "зашифрованные" в Торе письменной, так как они очень часто не видны "невооружённым глазом". Например, закон о запрете смешивать мясное и молочное записан так: "Не вари козлёнка в молоке матери его". Если посчитать это "юридической формулировкой", то можно понять, что закон запрещает лишь это конкретное действие, а потом сделать соответствующий и совершенно неверный вывод: есть мясо козленка, сваренное в молоке его матери кем-то другим, а не тобой -- можно. Рассуждая таким образом (не дай Б-г!), можно прийти к тому, что Тора запрещает варить только козлёнка (а не ягнёнка, телёнка, взрослого козла и т.д.) и именно в молоке его матери, а в молоке другой козы, тем более коровы - можно! Но это не так.

Виленский Гаон в объяснениях к Мишлей (Притчи царя Соломона) говорит, что "пшат" (простой смысл Торы) -- это моральная установка, представляющая этическую основу законов. А конкретные правила учатся из понимания неявного значения слов Торы. Этот уровень объяснения смысла, заключенного в Торе, называется "драш". Корень слова "драш" означает искать, выяснять, углублять понимание. К пониманию на уровне "драша" приходят, используя специальные правила, которые Моше получил на Синае, а затем передал всему народу. Таким образом, "не вари козлёнка в молоке матери" -- это этическая установка с очень глубоким смыслом. А собственно запреты, связанные с ней, учатся мудрецами в соответствии с правилами устной Торы. Кроме "драша" в Торе присутствуют ещё более глубокие уровни понимания. Это "ремез" и "сод". Мы не будем углубляться в эти понятия, скажем только, что они относятся к Кабале -- части устного учения, занимающегося самыми сокровенными тайнами бытия.

Попробуем понять, почему Творец не выдал Моше чёткий и ясный кодекс, включающий в себя все необходимые с точки зрения Создателя законы. Прежде всего таково было желание Творца, который хотел, чтобы человек стал "соавтором" закона, сам приложил усилия для его понимания. Кроме того, Вс-вышний желал, чтобы люди, изучая Его законы, приобретали ясность мысли и прямоту сердца и стремились постичь Его желание. Кроме того, внимательно всмотревшись в структуру письменной и устной Торы, мы поймём, что именно устный комментарий делает Тору универсальной и одинаково применимой во всех поколениях.

От людей всё ещё далёких от Торы часто приходится слышать два "обвинения" тем, кто изучает и исполняет Тору. С одной стороны, соблюдающих еврейские законы обвиняют в догматизме, так как они очень внимательно и бережно относятся к сохранению и передаче следующим поколениям наследия, полученного на Синае. По мнению обвинителей, в век компьютеров и космических кораблей упрямые ортодоксы придерживаются законов, данных скотоводам-кочевникам. С другой стороны, трактовку законов Торы мудрецами Талмуда часто считают безосновательным волюнтаризмом. Ответить на такие противоречивые обвинения достаточно просто. Как мы уже говорили, Тора была дана для всех поколений, и для тех, кто более 3000 лет назад пас овец, и для тех, кто сегодня может оказаться на околоземной орбите.

Илан Рамон, трагически погибший первый астронавт Израиля, перед полётом озадачил раввинов, поинтересовавшись: "Когда на орбите наступает Суббота?" Очевидно, что в письменной Торе просто не могло быть прямого ответа на этот вопрос, ведь если бы там были записи ответов на все вопросы, которые только могут возникнуть на протяжении нашей долгой истории, у Письменной Торы просто не было бы конца. А когда есть устная Тора, которая включает в себя не только информацию, но и метод её изучения, можно быть уверенным: какие бы вопросы не поставила перед нами жизнь, ответы найдутся.

Виленский Гаон говорил, что каждая буква в Торе -- это отдельная заповедь. Бесконечное количество заповедей может испугать на первый взгляд. Но, всмотревшись, мы сможем увидеть, как Тора приоткрывает нам чудо Творения: в рамках ограниченного во всех отношениях мира посредством конечной работы по выполнению заповедей Создатель позволяет человеку заслужить бесконечную награду. Именно изучая Тору, мы можем увидеть бесконечность, скрытую в ограниченных рамках этого мира. Ведь все многочисленные комментарии, все "открытия", сделанные в Торе мудрецами всех поколений, всегда остаются комментарием к тексту письменной Торы. Они "спрятаны" в том самом тексте, который когда-то записал Моше. (Так в молекуле ДНК содержится информация о всех бесчисленных клетках тела человека. Только Всемогущий Создатель мог сотворить такое чудо!)

Кроме того, устная Тора включает в себя постановления мудрецов, то есть законы, не имеющие прямого источника в письменной Торе. Это так называемый "сияг" - ограда закона. Руководствуясь желанием Создателя, мудрецы, опираясь на глубокое понимание заповедей Торы и на свой опыт, установили дополнительные законы, являющиеся "оградой", оберегающей человека от случайного нарушения заповедей. Например, мудрецы запретили варить в молоке не только мясо, но и птицу, так как очень вероятна ситуация, когда человек перепутает и по ошибке сварит с молоком именно мясо.

Если же попытаться проанализировать форму передачи и получения письменной и устной Торы, то мы убедимся в том, что они противоположны. Одна из заповедей Торы - переписывать свиток, сохраняя каждую букву с абсолютной точностью, не убавляя и не добавляя ничего. Устную Тору записывать запрещено . Получивший Тору от учителя, может передать своему ученику только то, что понял и полностью принял, то, что стало частью его самого. Конечно, он передаст своим ученикам только то, что сам слышал от своего учителя, то, что он принял и так далее. Таким образом, Тора становится неотъемлемой частью тех, кто её учит, а передающие Тору, становятся частью Торы. Другими словами, наличие "устной Торы" в общем круге наших обязанностей делает человека не просто "соавтором" Создателя в осуществлении закона, положенного в основу созданного мира. (Об этом мы говорили ранее). Изучение устной Торы превращает человека буквально в часть этого закона. Недаром, о мудрецах Торы часто говорят: "Тора на двух ногах", "Живая Тора". Может быть, это в какой-то мере объясняет, почему, награда, получаемая человеком в будущем мире, называется "доля в будущем мире". Для пояснения напомню, что в Торе Творец раскрывает нам своё желание, свою волю. Следовательно, если человек становиться "частью Торы", он как бы становиться "частью желания Творца", а ведь всё созданное существует ровно настолько, насколько Творец хочет, чтобы это существовало.

В предисловии к книге "Мада" Рамбам говорит: "С дней Моше, учителя нашего, и до Рабейну а-Кадош не было написано книг об устной Торе, которые бы учили публично. В каждом поколении глава раввинского суда или пророк записывал для себя то, что слышал от своих учителей, а потом устно объяснял это другим. И также каждый записывал для себя по мере своих сил объяснения Торы и её законов, которые слышал от своих учителей. Кроме того, в каждом поколении записывали добавления к этим законам, выученные в соответствии с тринадцатью правилами толкования Торы. Такие добавления должны были быть одобрены Великим судом (Санэдрином) того времени. И так было всегда до Рабейну а-Кадош, который собрал все сведения, законы и объяснения, принятые от Моше и выученные судами всех поколений, и соединил это всё в книге "Мишна". И по этой книге мудрецы учились открыто перед всем народом Израиля. И все переписывали эту книгу и повсеместно распространяли.

Почему сделал так Рабейну а-Кадош? Потому что видел он: учеников всё меньше и меньше, а новые беды приходят одна за другой. Власть Рима распространяется на весь мир и усиливается, а еврейский народ рассеивается. (Поэтому) он составил единый сборник для всех, который можно было бы учить быстро, и Тора не забылась бы".

Как мы видим, опасность того, что Тора просто забудется, заставила преодолеть запрет записи Устной Торы.

Необходимо понять, о каком времени идёт речь. После разрушения Храма и подавления восстания Бар Кохбы (~70-ый год н. э. и ~120-ый г. н. э., то есть, соответственно, 1-ая и 2-ая Иудейские войны) власти Римской империи, отчаявшись усмирить народ Израиля, решили просто стереть его с карты нового мира. Прежде всего, они разрушили Иерусалим. Землю, на которой он стоял, распахали, чтобы люди не могли вернуться на руины родного города. Оставшиеся в живых жители земли Израиля изгонялись в самые отдалённые углы империи: например, в Испанию или Германию. Кроме того, понимая, что не общая земля и даже не Храм, а Тора превращает еврейский народ в единое целое, римляне наложили строжайший запрет на изучение Торы и исполнение ее законов. Нарушителей запрета ждала смерть, а тех, кто осмеливался учить других, не просто смерть, а нечеловечески изощрённые казни.

В какой-то момент мудрецам стало понятно, что такое положение вещей - не временное явление. Они увидели, что евреев ждет многолетнее (как мы видим сегодня - двухтысячелетнее) рассеяние, и в изгнании у народа не будет единого центра изучения Торы, так как любая из разбросанных по всему свету общин может быть внезапно уничтожена. Очевидно, что в таких условиях невозможно было полагаться на одну только устную передачу традиции. Напротив, в такой ситуации не оставить записей, по которым могли бы учиться поколения изгнания, было бы преступлением против Торы. И тогда, как говорит Рамбам, Рабейну а-Кадош (раби Иегуда а-Наси, годы его жизни приходятся на вторую половину 2-ого в.) составил Мишну - краткий, буквально конспективный сборник всей существующей на то время устной традиции. Следует отметить, что эта запись не отменила устную традицию вообще, то есть книга не подменила собой учителя. Она лишь служила помощником в том, чтобы не дай Б-г, не терялись никакие детали еврейского Учения, дарованного Вс-вышним, при устной передаче.

Мишна состоит из шести разделов. Первый называется "Зроим" ("Посевы"). Он включает в себя все законы, связанные с земледелием и плодами земли: благословления, отделение "маасрот" (десятин) и многие другие. Второй - "Моэд" ("Установленные даты или праздники") занимается законами, связанными с разными периодами года, праздниками, субботой. Третий - "Нашим" ("Женщины") посвящён законам заключения и расторжения браков, обязанностям супругов друг перед другом, различиям в исполнении законов для мужчин и женщин. Четвертый - "Незикин" ("Ущербы") представляет собой сборник имущественных законов, законов судопроизводства. Пятый - "Кодшим" ("Святости") занимается законами жертвоприношений, а шестой - "Таарот" ("Чистое") - законами ритуальной чистоты и нечистоты. Каждый из разделов, в свою очередь делится на трактаты.

Мишна не является произведением самого раби Иегуда а-Наси. Это сборник высказываний многих мудрецов, живших на протяжении практически всего времени существования второго Храма в так называемую эпоху Таноим. (Тана - буквально, учитель Мишны в арамейском произношении.) Однако большая часть Мишны составлена поколением раби Акивы и его учениками: раби Меиром, раби Иегудой, раби Йоси и другими. Сам Рабейну а-Кадош - ученик раби Меира. Он представлен в Мишне наравне с другими Таноим. Кроме того, как говорит Рамбам: "Составили мудрецы Мишны другие сборники для объяснения Торы. Раби Иошуа, ученик Рабейну а-Кадош, составил объяснение на книгу Берейшит, а раби Ишмаель объяснил от начала книги "Шмот" и до конца Пятикнижия. Этот сборник называется "Мехилта". Раби Акива также составил Мехилту. А другие мудрецы составили Мидраши".


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.kehilasmy
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное