Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 21 февраля


Святые 21 февраля
Святой Пётр Дамиан
(факультативная память)
Пётр Дамиан, епископ, Учитель Церкви (RM)

Также известен как Peter Damian. Родился в Равенне, Италия, в 1001 г.; умер в Фаэнца, Италия, 22 февраля 1072 г.; объявлен Учителем Церкви в 1828 г.

«Здесь лежат они в вечном бытие:
Смерть отступила:
Здесь цветут они, процветают и разрастаются:
Тленное обратилось в тлен.»

--Святой Пётр Дамиан, Гимн славы рая.

Родители этого яркого учителя и писателя умерли вскоре после его рождения. Старший брат Петра использовал юношу в качестве бесплатной рабочей силы, пока другой брат, Дамиан, не увидел, что Пётр пасёт свиней, и не спас его, отправив учиться в Фаэнца и Парму. Этот брат был священником, и Пётр взял его христианское имя Дамиан в качестве фамилии.

Пётр Дамиан довольно скоро обучился грамматике, риторике и закону, который он позднее преподавал в Равенне. Вскоре он начал жить в аскезе, щедро подавал милостыню, редко когда за его столом не сидел какой-нибудь бедняк, и был рад служить им лично. Но он хотел сделать больше для Господа. Бог внял его молитвам, послав ему двух монахов из Фонте Авеллана. Они многое ему рассказали о своей жизни. И так, в возрасте 34 лет (1035 г.) он стал монахом-бенедиктинцем в Фонте Авеллана, монастыре, основанном 20 лет назад блаженным Рудольфом.

Братья Фонте Авеллана вели затворнический образ жизни в бедных кельях, в строгом послушании и постоянном изучении Библии. Их режим был настолько суров, что на какое-то время здоровье Петра пошатнулось. Несмотря на трудности, Пётр стал праведным монахом, занимавшимся изучением Писания и богословия Отцов Церкви, и переводами манускриптов. В 1043 г. он стал настоятелем маленькой бедной общины. К нему приходили, чтобы жить в подражании его жизни, и для них Пётр основал пять новых общин. Он прославился своим непреклонным отношением к мирскому, осуждением симонии и браков духовенства.

В 1057 г. Папа Стефан IX назначил его кардиналом-епископом Остии. Он ещё более прославился, когда возглавил Григорианскую реформу. В 1059 г. он принял участие в Латеранском соборе, на котором было провозглашено право кардиналом самостоятельно выбирать будущего епископа Рима. Пробыв недолгое время епископом, с разрешения Папы Александра II (которое не дал ему ранее Николай II), с условием, что он продолжит служением Святому Престолу в случае необходимости, Пётр вернулся в свою келью. Там он постоянно писал на темы о чистилище, евхаристии и по другим богословским и подвижническим вопросам, а кроме того, он писал стихи. Его стихи на латыни - одни из самых ярких сочинений такого рода в истории Средних веков, особенно посвящённые Папе святому Григорию, начинающиеся как Anglorum iam Apostolus, однако Пётр Дамиан не считал свои произведения чем-то выдающимся. Важнее, говорил он, поклоняться Богу, а не писать о нём. Какой смыл строить грамматически правильные предложения, в которых содержится слово «Бог», если вы не умеете должным образом Ему молиться?

Во взгладах на монашество святой всегда опирался на опыт ранних монахов-пустынников. Хотя он считал монашескую жизнь подчинённую затворничеству, он одобрял регулярную каноническую жизнь для кафедральных священнослужителей и был предвестником развития почитания Страстей Христовых. В какой-то степени он был похож по характеру на требовательного, пылкого и нетерпеливого святого Иеронима. Хотя он был мягок со своими монахами и снисходителен к кающимся, его произведения открывают его суровость. Нам может показаться странным, что Пётр Дамиан упрекал епископа Флоренции за то, что тот всего раз сыграл в шахматы, и довольно сурово высказывал монахам, сидевшим во время пения на богослужении. Его отповедь монашеским проступкам называется Книга Гоморры. Но суровости, которые он налагал на других, в такой же мере он налагал и на себя. Когда он не был занят молитвой или какой-то работой, он мастерил деревянные ложки и другую утварь, чтобы не дать себе впасть в праздность.

Пётр также продолжал работать над церковной реформой. Он противостоял антипапам, особенно Гонорию II. Он ездил с поручениями, полученными от Папы, один раз ему даже удалось убедить короля Германии не разводиться со своей женой, Бертой. Когда Генрих, архиепископ Равеннский, был отлучён от Церкви за чудовищные преступления, Александр II направил Петра в качестве легата, чтобы положить конец затруднениям. Прибыв в Равенну, он обнаружил, что епископ умер, и привёл его сообщников к покаянию. Пётр умер в Фаэнца на обратном пути из Равенны, которую он только что примирил со Святым престолом. Его житие было записано его учеником Иоанном из Лоди (John of Lodi). Хотя он ещё не был формально канонизирован, после смерти началось его местное почитание, и в 1828 г. Папа Лев XII ввёл его праздник в общий календарь (Attwater, Benedictines, Bentley, Blum, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Gill, Walsh, White).

В искусстве святой Пётр изображается в виде кардинала-архиепископа, держащим берёзу и книгу. Иногда он может быть (1) в виде епископа с кардинальской шапочкой над головой или рядом с ним, (2) престарелым отшельником, умершим в пещере, лежащим на каменной плите с распятием на груди; книгами, митрой, кардинальской шапочкой и ангелами подле него (Roeder), или (3) молящимся перед крестом с митрой и кардинальской шапочкой на земле (White).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное