Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 20 ноября


Святые 20 ноября
Феликс Валуа, основатель ордена (RM)

Также известен как Felix of Valois. Родился в Амьене, Франция, в 1127 г.; умер в 1212 г.; почитание подтвердил Папа Александр VII в 1666 г.

Феликс Валуа - один из сложных святых. Его имя связано с именем Иоанна де Мата (John of Matha), основателем ордена тринитариев. Некоторые утверждают, что не существует свидетельств, подтверждающих его существование, что это вымышленный персонаж; члены же ордена заявляют, что он вместе с святым Иоанном были канонизированы в 1262 г. Папой Урбаном IV.

А существовал ли он на самом деле?

Это трудный вопрос для историков, и ещё более трудный для христиан, поскольку вопрос о безошибочности Церкви так или иначе связан с вопросом канонизации святых. Если святой, чьё имя почитается во Вселенской Церкви, и включено в богослужебные тексты, является мифом и выдумкой, что же тогда можно будет сказать о вере?

Перед тем, как ответить на эти вопросы, позвольте мне рассказать о нём так, как это было записано отцом-тринитарием Каликстом в книге, опубликованной в 1878 г.

В начале XII века районы Франции, ныне относящиеся к Сомму и Эсну, находились под правлением графа Рауля де Вермандуа и де Валуа, князя династий Капе и Шарлемань (Somme, Aisne, Count Raoul de Vermandois et de Valois, Capet, Charlemagne). Его жена Альенор де Шампань (Alienor de Champagne) также была из рода Шарлемань. 19 апреля 1127 г. она родила сына, принявшего при крещении имя Хью (Hugh), в честь деда, сына Генриха I, короля Франции.

Молодой Хью был представлен святому Бернарду, а затем отправлен обучаться в аббатство Клерво. Он также был представлен Папе Иннокению II.

В 20 лет он отправился в Крестовый поход, но под чужим именем, чтобы не вызывать к себе излишнее почитание. Спустя три года он вернулся, проехал всю Италию и начал вести жизнь отшельника в северной Италии или возле Клермон д'Уаз (Clermont d'Oise). Чтобы его не узнали, и чтобы обозначить перемены в своей жизни, он сменил себе имя на Феликс; там же он принял сан священника.

В 1193-94, когда он жил в полном отшельничестве возле Монтиньи, к нему приехал святой Иоанн де Мата, только что закончивший обучение в школах Эйс и Парижа (Montigny, Aix). Вскоре они подружились, и Иоанн остался у Феликса. К ним присоединились ещё несколько человек, и так образовалось небольшое общество.

И однажды, в 1197 г., к ним пришёл белый олень, до того часто приходивший туда, чтобы напиться водой из фонтана, откуда отшельники черпали для себы воду, и между рогов его был виден красно-синий крест. Иоанн вспомнил о видении на своей первой Мессе, когда он увидел ангела в белом облачении с красно-синим крестом на груди. Он и Феликс поняли, что это был Божественный знак о том, что им надо воплощать в жизнь тот план, который они обсуждали. План заключался в основании монашеского ордена для выкупа рабов-христиан, захваченных маврами в плен во время Крестовых походов.

Вместе они представили свой план в Риме Папе Иннокентию III, который не только благословил создание ордена, но и определил для него цвет одеяния: белое, с красно-синим крестом. Иоанн и Феликс вернулись во Францию и дали своему уединению название Серфруа (Cerfroid), в память об олене, появившегося там.

3 февраля 1198 г. Папа отправил письмо «брату Иоанну, священнику ордена Святой Троицы в Серфруа, и всем его братьям, как нынешним, так и будущим.» Письмо помещало молодой «Орден Святой Троицы для выкупа пленных» под папскую защиту. В письме также упоминались средства, пожертвованные Роже де Катиллоном, Маргаритой де Бургон и благородной дамой из Парижа (Roger de Catillon, Marguerite de Bourgogne).

16 мая 1198 г. Папа отправил ещё одно письмо с упоминанием о пожертвованиях. 17 декабря 1198 пришло письмо, одобряющее текст орденского устава. Тем временем король Франции также подтвердил своё одобрение нового ордена.

Иоанн выехал из Серфруа, чтобы активно начать помогать освобождению пленных, и основал монастырь в Риме. Феликс остался в Серфруа в качестве настоятеля (или священника), но позже переехал в Париж, где в переданной ему больнице Сен-Матюрен (Saint-Mathurin) основал монастырь. Членов ордена в народе стали называть «матюринцами», или «братьями на ослах» (ordo asinorum), из-за способа их передвижения.

Ночью 8 сентября 1212 г., несмотря на то, что ризничий забыл пробить в колокола заутреню (обычно это происходило в три часа утра), Феликс как обычно спустился в церковь и увидел там Богородицу и ангелов, всех в одеяниях орденского цвета. Ещё случалось множество других чудес, но только об этом рассказывается подробно.

Через несколько дней Иоанн де Мата вернулся в Серфруа, чтобы встретиться со своим давним другом. Он успел пробыть там совсем недолго, и 4 ноября 1212 г. Феликс скончался в возрасте 85 лет. Он был погребён в Серфруа. Большое почитание, окружавшее как его могилу, так и память о нём, побудило Папу Урбана IV провести 1 мая 1262 г. его канонизацию.

Он прожил достойную жизнь, долгую и насыщенную событиями, но в то же время исключительно простую. Но, к сожалению, на каждом шагу возникают сомнения и вопросы. К примеру, тринитарский бревиарий 1482 г., в котором упоминалось о его королевском происхождении, был утерян. Источники, содержащие другие сведения о нём, сомнительны, утеряны или неизвестного авторства. Чтобы разобраться в причинах сомнений о его существовании, как это повествовал о. Каликст из Серфруа, читайте обстоятельное разъяснение в энциклопедии, ссылка на которую приводится ниже. Это даст вам определённое представление о том, в чём заключается работа составителей жизнеописаний.

Возможно, он не был потомком знатной фамилии, а просто жителем Валуа, что привело в дальнейшем к путанице.

В 1631 г. тринитарии предприняли попытку получить разрешение на празднование дня святых Иоанна и Феликса во Франции и Испании, как это отмечалось их братьями в Англии с 1308 г., но поскольку на Трентском соборе были введены ограничительные уложения на подобные празднования, то они не сразу получили разрешение. Булла Урбана IV о его канонизации была утеряна. Поэтому тринитариям пришлось начать собирать сведения.

Они выяснили, что в канонах Мо (Meaux) его имя упоминается с 1219 г.; в 1291 на генеральной коллегии ордена был назначен день его праздника; а в 1308 глава английской архиепархии получил от Иоанна XXII тексты богослужений. Этого оказалось достаточно, чтобы Папа Александр VII подтвердил его почитание 21 октября 1666 г. Но пять лет спустя Священная коллегия обрядов так и не внесла имена Феликса и Иоанна в Римский мартиролог, и только благодаря вмешательству Людовика XIV и Филиппа V Испанского, считавших Феликса потомком рода Валуа, Инокентий XII в 1694 объявил праздник святых Иоанна де Мата и Феликса де Валуа общим для всей Католической Церкви.

В энциклопедии также отмечено, что мощи святого Феликса утрачены, что не может не беспокоить, если он почитался в течении многих веков. В 1705 г. в Серфруа производились поиски останков, но никаких мощей найдено не было.

Если случайно Церковь канонизировала того, кто на самом деле не существовал, не означает ли это то, что здесь присутствует кризис веры? Никоим образом. Прежде всего, аналогичная канонизация, произошедшая в XVII веке, не проводилась по полной канонической процедуре. Это была специальная процедура, основанная на предписаниях и хорошей вере. Её смыслом было: «личность, здесь представленная - несомненное и вечное блаженство, если он действительно жил так, как о нём утверждают.»

Исторические проблемы на самом деле не имеют отношения к Риму и могут быть в той или иной мере отброшены в сторону. Несомненно, такие вопросы сегодня бы решались совсем по-другому - точнее, чтобы избежать тех неточностей, которые возникли в деле святого Феликса. В любом случае, существовал ли святой Феликс, или нет, смирение, благотворительность и все те добродетели, которыми он обладал, или которые приписывались ему - это то, что приблизит нас к безграничной любви Бога. И не потому ли мы почитаем святых? (Attwater, Benedictines, Delaney, Encyclopedia)

Святой Феликс изображается в искусстве в виде пожилого человека в облачении тринитария с венцом у ног и цепями или пленными рядом. Иногда он (1) стоит возле фонтана, откуда пьёт олень с крестом на рогах; (2) часто вместе с святым Иоанном де Мата или (3) со Святой Троицей, изображённой на иконе. Он почитается в Мо и в Валуа (Roeder).


В избранное