Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 2 января


Святые 2 января
Макарий Александрийский, Отшельник (RM)

Также известен как Макарий Младший, Macarius of Alexandria. Умер ок. 394-408. Его часто путают с Макарием Старшим, также монахом-пустынником, из тех же мест, что и он. Святой Макарий был успешным предпринимателем (кондитером или торговцем фруктами) в Александрии, Египет, обращённым в веру и принявшим крещение.

Около 335 г. он оставил свой бизнес и стал монахом в Тебайд (Thebaid), Верхний Египет, и до конца жизни оставался иноком, живя в покаянии и размышлениях. Поначалу он жил недалекр от святого Антония, знаменитого отшельника из Тебайд. Об общении Антония и Макария сложены легенды, некоторые из которых похожи на неправдоподобные.

Однажды, гласит легенда, Макарий увидел пальмовые ветки, которые Антоний сплёл в венки, и попросил себе несколько. «Написано,» ответил Антоний, «не пожелай имущества ближнего твоего.» И ветки тотчас же высохли, как будто их опалил сильный огонь. Из этого Макарий понял, что он, живший с почти абсолютной суровостью и строгостью, призывается к ещё большей бедности души. Поражённый чудом, Антоний возложил на Макария руки и сказал: «Дух Божий почил на вас особенным образом, Макарий. Вы призываетесь к великим делам.»

Желая достичь ещё большего совершенства, в 373 Макарий переехал в пустыню Нитриа (Nitria) в Нижнем Египте. По дороге к нему, измождённому и опалённому солнцем, пришёл дьявол и сказал, «Поскольку в Вас есть добродетели Антония, то почему бы не попросить у Бога еды и сил, необходимых для продолжения путешествия?» «Господь - моя сила и слава,» ответил Макарий. «Не пытайтесь искушать слугу Бога.»

Снова проверяя добродетель Макария, дьявол представил его глазам видение верблюда, нагруженного всеми видами аппетитной еды. Макарий обрадовался, увидев еду, и приготовился утолить голод. Тем не менее, он заподозрил ловушку и вначале стал молиться. И тотчас же верблюд исчез, как бы проглоченный пустыней.

Подобных историй о жизни святого имеется большое количество. Его братья наполнили полную тишину пустыни рассказами о его замечательных деяниях, украшенные суровостями, и как он призывал всех к благотворительности и доброте.

После приезда в Нижний Египет он принял рукоположение, жил в великой строгости и прославился чудотворчеством. Он возводил кельи в пустынях Скит и Нитриа, но большую часть времени провёл в местности, называемую Селлз (Skete, Cells). Братья жили в отдельных кельях, полностью лишённые комфорта и удобств, где ничто не могло отвлекать их от размышлений.

По рассказам о их жизни в то время кажется, что монахи состязались в аскетизме, и конечно же, Макарий выделялся. Семь лет он питался только овощами, смоченными в воде и крохами хлеба, хотя по большим праздникам смачивал свою скудную еду каплями масла.

Поборов голод, Макарий принялся бороться со сном. Он сам рассказал своему биографу Палладию, что однажды провёл 20 дней и ночей без сна, не заходя в келью, ночью обжигаемый солнцем, а ночью замерзая от холода. «Мой разум высох от недостатка сна, и со мной приключилось что-то вроде горячки.,» признавался инок. «Тогда я сдался перед природой и вернулся в келью.»

Беспокоясь о своём целомудрии, Макарий проявлял отчаянную отвагу, чтобы побороть искушения. Он присудил себе провести шесть месяцев обнажённым на болотах. Комары в тех местах, пишет рассказчик, были величиной с пчёл, и кусали они так глубоко, что протыкали даже кожу диких кабанов. Но Макарий отдал им своё тело, и когда он вернулся к братьям, они смогли узнать его только по голосу.

Есть свидетельства, сколь велико и совершенно было милосердие среди братьев в обители. Однажды молодой брат предложил Макарию очень хороший виноград. Старый торговец фруктами уже был готов их попробовать, когда, желая умертвить свою плоть, отправил его больному брату. Тот, по этой же причине, переслал их другому брату, и так виноград обошёл все кельи в пустыне и вернулся к Макарию. Он, размышляя о великих добродетелях своих монахов, не смел прикоснуться к винограду, прежде не приклонив колени перед Богом, чтобы возблагорарить Его за их милосердие.

В старости Макарий отправился в длинный путь, чтобы посетить знаменитый монастырь, где жило 1 400 монахов по строгому уставу святого Пахомия. Не узнанному по прибытии, Макарию было отказано в приёме. «Вы очень стары,» сказал Пахомий, «для столь больших строгостей, по которым мы живём здесь. Для этого нужно тренироваться с детства, а иначе их невозможно выдержать. В вашем возрасте здоровье быстро придёт в упадок, и вы начнёте нас проклинать за причинение ему вреда.» Не беспокоясь о неудаче при входе, Макарий остался стоять у ворот аббатства в течении семи дней и ночей-- без сна, пиши, и не произнося ни единого слова.

В конечном счёте монахи сдались и приняли его. Вышло так, что это случилось во время Великого поста-- времени, когда устав не предписывал никаких ограничений в смирении и каждый монах имел полную свободу, как поступать. Макарий заметил, как жили его новые братья: некоторые ели только по вечерам, кто-то через день, а самые сильные могли обходиться без пищи до пяти дней. Некоторые монахи проводили ночь стоя, в молитве. Он принял решение превзойти их всех. Он удалился в самый дальний угол монастыря и находился там в полной тишине в течение всего поста, питаясь только немногими листьями капусты по воскресеньям «более для того, чтобы избежать хвастовства,» пишет его биограф, «нежели от настоящей нужды.»

К сожалению, монахи начали завидовать такой выдающейся строгости своего нового брата и пошли к Пахомию жаловаться. «Откуда к нам пришёл этот человек?» спросили они, «этот человек без плоти. Он стыд и укор. Заставьте его уйти, или же мы все уйдём.»

Тогда Пахомий попросил Бога, чтобы узнать, кто был этот старец. Когда он узнал, что это Макарий, то подошёл к нему, говоря: «Брат мой, я много лет хотел встретиться с вами. Благодарю вас за тот урок, который вы преподнесли моим сыновьям. Это заставит их перестать хвастаться своим смирением. Однако же сильно вы нас поучили. Возвращайтесь в свой монастырь и молитесь за нас каждый день.» (Между прочим, маловероятно, что Пахомий и Макарий встречались-- Пахомий умер в 348, а Макарий, самое раннее, в 394 г.)

Макарий вернулся в Скит и начал бороться с грехом, который он считал наихудшим; с страстью к путешествиям. Вскоре дьявол стал советовать ему отправиться в Рим, чтобы там бороться с демонами. Смущённый необходимостью совершать такую поездку ради Церкви и не желая вновь уступать своему греху, Макарий наполнил большую корзину песком, взвалил её себе на плечи и пошёл через пустыню. Когда по пути ему предложили помощь, он отвечал, «Оставьте меня. Так я наказываю того, кто мучает меня. Разве он не хочет вести меня, старого и слабого, пустынной и напрасной дорогой?» И так он вернулся к себе в келью, усталый и обессиленный, но исцелённый от своего искушения.

В конце жизни Макарий всё же предпринял одно путешествие, несмотря на свою решительность. Вместе с Макарием Старшим и другими монахами он был отправлен в ссылку на остров в Ниле за свою неколебимую верность православию Люцием (Lucius), незаконным арианским патриархом Иерусалимским, но позже ему было разрешено вернуться. Макарий написал устав для монастыря в Нитриа, получившим впоследствие его имя, и некоторые из его пунктов были приняты святым Иеронимом для своего монастыря (Attwater, Benedictines, Delaney, Encyclopedia, Gill).

Символ святого Макария в искусстве - мухи, жалящие отшельника в пустыне. Иногда его изображают с светильником или фонарём, или опирающимся на костыль (посох в виде греческой тау), разговаривающим с черепом. Макария Младшего и Старшего часто путают (Roeder). Так как Макарий был кондитером, он является их покровителем (Roeder).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное