Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 4 сентября


Святые 4 сентября
Пророк Моисей

Иудейский освободитель, предводитель, законодатель, пророк и историк, жил в XIII - начале XII в. до н.э.

Имя

Moshéh (M. T.), Mouses, Moses. Его имя упоминается в Исходе 2:10, предположительно производное от иудейского Mashah (тянуть). Иосиф Флавий и Отцы Церкви связывают имя с Египетскими словами mo (вода) и uses (спасённый). В настоящее время египтологи разделяют точку зрения Лепсиус (Lepsius), относящего имя к Египетскому mesh (ребёнок), однако ничего более определённого сказать на этот счёт невозможно.

Источники

Отрицать или ставить под сомнение историческую личность Моисея - значит подрывать или считать неясной историю израильтян. Раввинская литература насыщена легендами, описывающими каждый эпизод его удивительной карьеры: взятые по отдельности, эти народные сказки можно посчитать лишь плодом воображения, однако по совокупности они удостоверяют реальность величественного и прославленного персонажа с сильным характером, высокими целями, благородного в их достижении, настолько глубокого, правильного, и действенного в своих религиозных убеждениях, что он смог взволновать и завоевать умы целого народа спустя столетия после своей смерти. Библия предоставляет нам главное подлинное свидетельство об этой яркой личности.

Рождение и призвание (Исх. 2:1-22)

Он происходит из колена левитов, родился в то время, когда по царскому указу все родившиеся еврейские мальчики должны были бросаться в реку, и «красивый ребёнок» Моисей после трёх месяцев его укрывания был оставлен в корзине на берегу Нила. Старший брат (Исход 7:7) и сестра (Исход 2:4), Аарон и Мария (AV и RV, Miriam), уже родились у Иохаведы и Амрама (Jochabed, Amram). Сестра его наблюдала за рекой, и смогла убедить дочь фараона взять ребёнка и доверить его няне из евреянок. Ту, кого она умышленно призвала няней, была Иохаведа, и когда её «сын вырос», доставила его к принцессе. В новом окружении его научили «всем мудростям Египетским» (Деяния 7:22). Далее Моисей предстаёт нам уже в зрелом возрасте, твёрдый в своём сострадании к униженным братьям. Он смело разрубает египтянина, напавшего на одного из них, и на следующий день пытается помирить ссорящихся соотечественников. Однако его не понимают и, после обвинения в убийстве прошедшего дня он понимает, что его жизнь находится в опасности. Об этом узнаёт фараон и хочет убить его. Моисей убегает в Мадиан. Он вступается за дочерей священника Рагуила (Raguel) и находит себе здесь пристанище. В конце концов Сефора, одна из семерых дочерей Рагуила, становится его женой и рождает ему первенца Гирсама (Sephora, Gersam). Своего второго сыны Елиезер (Eliezer) он называет в честь успешного бегства от фараона.

Призвание и миссия (Исход 2:23-12:33)

После сорока лет пастушеской жизни Моисей начинает говорить с Богом. В последний раз он ведёт стада Рагуила в Хорив (Horeb, Jebel Sherbal?), что в самом сердце горного Синайского полуострова. Его привлекает к себе куст, который горит, но не сгорает, но чудесный голос останавливает его и объявляет землю настолько святой, что для того, чтобы подойти, он должен снять обувь. Бог Авраама, Исаака и Иакова приказывает ему вывести евреев из Египетского рабства в «землю молока и мёда», страну, давно обещанную семени Авраама, Палестину поздних лет. Далее Бог открывает ему Своё имя, Иегова, как «памятование из рода в род». Он совершает два чуда, чтобы убедить Своего боязливого слушателя, и назначает Аарона пророком Моисея, а Моисея, так сказать, Богом Аарона (Исход 4:16). Робость сразу же уступает место вере и великодушию. Моисей прощается с Иофором (Jethro, Рагуил) и с семьёй направляется в Египет. Он несёт в руке «жезл Божий», символ неустрашимости, с которым он должен совершать знамения и чудеса перед жестоким и грозным монархом. Его вера растёт, но он не обрезан, и Бог встречает его на пути и хочет умертвить его. Сефора спасает своего «жениха крови» (Исх. 4:25) и успокаивает Бога, обрезая своего сына. В Хориве к ним присоединяется Аарон. Первая встреча братьев с соотечественниками придаёт им смелости, но деспотичный суверен отказывает им в просьбах. На просьбу о трёхдневной передышке для жертвоприношения в пустыне он осмеивает их Бога и настраивает евреев против их новых вождей, равно как и против себя самого, отказывая им в необходимой соломе для кирпичей. Назревает разрыв с двумя странными братьями, когда в видении, Моисей назначается «Богом фараона» и ему поручается использовать свои вновь приобретённые способности. В этот момент ему исполняется восемьдесят лет. Эпизод с жезлом Аарона предшествует бедствию. Или сам, или с помощью Аарона, иногда после предупреждения фараону, или вновь совершенно неожиданно, Моисей вызывает черед проявлений божественного, десять «казней», когда унижаются боги солнца и воды, поражаются болезнями люди и животные, демонстрируется столь необычная власть над землёй и небесами, что даже волшебники вынуждены распознать в его чудесах «перст Божий». Временами фараон смягчается, но не настолько, чтобы полностью выполнить требования Моисея. Он слишком хорошо ценит труд евреев в своих государственных делах. Перелом происходит во время последнего бедствия. Евреи, предупреждённые Моисеем, празднуют свою первую Пасху, или Phase, с препоясанными чреслами, обувью на ногах и с посохами в руках, готовые к быстрому бегству. Затем Бог выполняет Свою ужасную угрозу пройти по земле Египетской и убить всякого первенца от человека и скота и таким образом произвести суд над всеми богами Египетскими (Исх. 12:12). Фараон больше не может сопротивляться. Он вместе с своим поражённым бедствиями народом просит евреев изойти.

Исход и сорок лет (Исход 12:34 и далее)

Во главе 600 000 человек, не считая женщин и детей, тяжело нагруженных ценностями Египетскими, Моисей идёт по пустыне, Бог показывает им путь в столпе облачном и огненном, и они достигают Синайского полуострова, перейдя через Красное море. Переход посуху, когда вода чудесным образом расходится в месте, до сих пор неизвестном, становится смертельной ловушкой для их преследователей египтян, посланных фараоном, и возможно, им возглавляемым. Сцена перехода заканчивается волнующей песнью Моисея. Два с половиной месяца спустя после выхода из Египта длинная процессия, замедляемая стадами и изнуряемая трудностями перехода по пустыне, держит путь на Синай. Двигаться по Ханаану напрямую через территорию воинственных филистимлян опасно, поэтому путь их лежит через юго-восток, где живут менее воинственные амаликитяне, с которыми легко совладать благодаря заступничеству Моисея (Chanaan, Philistines, Amalacites). Линию пути и топографические объяснения можно найти в разделе ИЗРАИЛЬТЯНЕ, в подразделе Исход и странствия. На горе Хорив чудесным образом идёт вода, прилетают перепела, выпадает манна, свидетельствуя об удивительной вере великого предводителя. Встреча с Иофором приводит к объединению с Мадиамским священником и назначению коллегии судей, подчинённых Моисею, для рассмотрения небольших дел (Исх. 18). На Синае провозглашаются Десять Заповедей, Моисей становится посредником между Богом и человеком, и два раза по сорок дней он скрываетсяся на горе, получая от Бога различные указания, соблюдая которые Израиль должен образовать теократический народ (см. Закон Моисея). Во время первого схождения он проявляет всепоглощающее радение о чистоте веры, повелевая казнить всех, кто впал в идолопоклонство, сделав Золотого Тельца; после второго он внушает глубокое благоговение, потому что «лице его стало сиять лучами» (Исх. 34:29).

После установления священства и возведения Скинии, Моисей проводит перепись, согласно которой насчитывается армия из 603 550 мужчин. Они вместе с левитами, женщинами и детьми в должное время празднуют годовщину Пасхи и, неся с собой Ковчег Завета, вскоре вступаю во вторую стадию своего переселения. С ними идёт Ховав (Hobab), сын Рагуила, ставший для них «глазом» (Чис. 10:31). Два раза возникает недовольство, в первый раз караемое огнём, который утихает по молитве Моисея, а во второй раз - «великою язвою» (Чис. 11:33). Когда поднимается ропот против манны, ветер от Господа приносит перепелов, как и в прошлый год. В помощь Моисею назначаются семьдесят старейшин, прообраз Синедриона. Аарон и Мариам завидуют своему брату (упрекают Моисея за жену Ефиоплянку, Чис. 12:1), но Бог заступается за него и на неделю поражает Мариам проказой. Из пустыни Фаран Моисей посылает соглядатаев в Ханаа, которые за исключением Иисуса Навина и Халева (Joshua, Caleb) возвращаются оттуда с страшными известиями, повергающими народ в ужас и возмущение. Великий предводитель молится, и Бог осуждает нынешнее поколение на смерть в пустыне. Последующее восстание Корея, Дафана и Авирона и их приверженцев свидетельствует, что во время тридцати восьми лет, проведённых в Badiet et-Tih., кочевники продолжают оставаться недовольными. Традиционно считается, что бóльшая часть Пятикнижия составлена в этот период. В конце странствований Моисею предопределяется никогда не войти в Землю Обетованную, может быть из-за кратковременной потери веры в Бога у Воды Распрей (Числ. 20:12). Когда умерает старое поколение, включая Мариам, сестру пророка, Моисей начинает двигаться вокруг Едома и Моава к Арнону. После смерти Аарона и победы над ханаанским царём Арадом в наказание за новый ропот в лагере появляются ядовитые («огненные») змеи . Моисей делает медного змея, чтобы «если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ. 21:6). Победы над Сигоном и Огом (Sehon, Og), потеря осмотрительности даже на территории неприятельского Валака приводят к самонадеянному и постыдному любодеянию с идолопоклонниками моавитянами и поражению по приказу Моисея 24 000 отступников. Перепись, однако, показывает, что армия всё ещё насчитывает 601 370 годных для службы, не считая 23 000 левитов. Из их числа Моисей позволяет сынам Рувимовым и Гадовым, и половине сынов Манассии поселиться к востоку от Иордана, не освобождая их, однако, от войны за покорение земель к западу от Иордана (Числ. 32:21).

Смерть и посмертная слава

В последние дни своей жизни Моисей произносит три достопамятные речи, записанные во Второзаконии, как ценное наследие народу, ради которого он претерпел исключительные трудности. Его главные слова относятся к будущему Пророку, который, как когда-то он сам, явится народу. Далее он начинает возвышенную песнь восхваления Иеговы и благословляет все двенадцать колен Израиля. С горы Нево, на «вершине Фасги», Моисей в последний раз смотрит на Землю Обетованную, и затем умирает в возрасте 120 лет (Nebo, Phasga). Он «погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.» (Втор. 34:6). В памяти он навсегда остаётся одним из «самых возвышенных». Он является представителем иудейской святости, настолько затмевающий остальных, что двенадцать столетий спустя после его смерти в умах книжников он заслоняет собой Христа, Которого он предвещал. С человеческой точки зрения это было необходимым предвидением, показавшим его в Преображении вместе с Илиёй, совершенно подчинённым несравненному Прообразу, пришествие Которого он возвещал.

О этой странице

APA citation. Reilly, T. (1911). Moses. In The Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. http://www.newadvent.org/cathen/10596a.htm

MLA citation. Reilly, Thomas а Kempis. «Moses.» The Catholic Encyclopedia. Vol. 10. New York: Robert Appleton Company, 1911. <http://www.newadvent.org/cathen/10596a.htm>.

Transcription. This article was transcribed for New Advent by Sean Hyland.

Ecclesiastical approbation. Nihil Obstat. October 1, 1911. Remy Lafort, S.T.D., Censor. Imprimatur. +John Cardinal Farley, Archbishop of New York.






4 сентября в Римской мартирологии имеется запись, «На горе Нево, в земле Моава, святой законодатель и пророк Моисей.»

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное