Также известен как Columba, Colum, Columbus, Combs, Columkill, Columcille,
Colmcille. Родился в Гартоне, графство Донегал (Garton, Donegal), Ирландия,
ок. 521; умер 9 июня 597.
«Совсем один, лишь только с Богом
Иду по жизненным дорогам,
Чего бояться мне, когда со мной
Владыка дня и тьмы ночной?
В Твоей деснице лучше защищённый,
Чем если был бы войском окружённый.»
--Приписывется святому Колумба.
«Мы знаем наверно, что Колумба оставил последователей, отличившихся
чистотою своей жизни, своей любовью к Богу, своей верностью к уставам
монашеской жизни.» --Досточтимый Беда.
У Ирландии есть множество святых, трое из которых великие:
Патрик, Бриджит и Колумба.
Из них Колумба является чисто ирландским.
Он любил Ирландию всем сердцем и не хотел её покидать ради Шотландии.
Но он уехал из неё и заложил основу для обращения Британии.
Он обладал горячим характером, но был чрезвычайно добр, особенно с животными и
детьми. Он был поэтом и художником, украшавшим манускрипты, в том числе,
возможно, и Евангелие монастыря Келлз (Book of Kells).
Его талант писца можно оценить по книге Cathach of Columba из Ирландской
академии, являющейся древнейшим дошедшим до нас экземпляром ирландских
рукописных произведений. Позднее оно было помещено раку из серебра и бронзы
и почиталось в церквях.
Колумба родился примерно тогда, когда Патрик рабом попал в Ирландию.
Он был из колена царей, правивших Ирландией шесть веков, прямым потомком
Найелла Девяти Заложников (Niall of the Nine Hostages) и близким наследником на
трон. С ранних лет от предназначался в священники; его отдали на воспитание
священнику. После учёбы в Мовилле у святого Финниана, а затем в Клонарде у
другого святого Финниана, он отказался от прав на престолонаследие и стал
монахом в Глэйснивин при Моби, где принял рукоположение
(Moville, Finnian, Clonard, Glasnevin, Mobhi).
Следующие 15 лет он проповедовал и учил в Ирландии.
Как тогда было принято, он совмещал учёбу и молитву с физическим трудом.
Благодаря своим природным талантам, а также происхождению, он вскоре смог
выделиться среди других монахов. Когда ему исполнилось 25, он основал не
менее 27 ирландских монастырей, в том числе в Дерри (546), Дарроу (ок. 556)
и, вероятно, Келлз, и открыл около 40 церквей (Derry, Durrow).
Колумба был поэтом, которого обучал ирландской истории и поэзии бард по
имени Джемман (Gemman). Считается, что это он написал латинскую поэму
Altus Prosator и ещё две дошедшие до нас поэмы. Он также любил украшать
книги и манускрипты. Одна из самых известных книг, связанных с его именем -
Psaltair, или Книга Битвы О`Доннелов, его родственников, бравших её с собой
в сражения. Psaltair является основой одной из самых известных легенд о
святом Колумба.
По преданию, он так хотел получить копию Псалтыря, что закрылся на всю
ночь в церкви, где она хранилась, и переписывал её от руки.
Его нашёл один монах, подсмотрев за ним в замочную скважину, и доложил о этом
настоятелю, Финниану Мовилльскому. В те дни Писание было большой редкостью,
и аббат потребовал отдать ему копию, не желая, чтобы она покидала стены
монастыря. Колумба не послушался, а подчинился только указанию призванного
аббатом короля Дайермэйда (Diarmaid), сказавшего, «Le gach buin a laogh»,
что означало, «Каждой корове - по своему телёнку», то есть каждой книге
надлежало иметь копию.
Затем наступили плохие времена, когда вспыхнула война между ирландскими
кланами, а Колумба из-за той помощи, которую он оказывал беженцам и
открытого обвинения короля Дайермэйда в несправедливости, вынужден был
отправиться в ссылку. Сострадая об убитых в битве у Кулдревн (Cooldrevne),
осуждаемый многими своими друзьями, он испытал настоящее обращение и
огромное желание проповедовать язычникам. И хотя есть несколько версий о его
истинных мотивах, в 563 г., в возрасте 42 лет, он пересёк Ирландское море
вместе с двенадцатью спутниками в кожаной рыбачьей лодке и высадился на
пустынном острове, называющимся сейчас Айона (Iona, Святой остров) на
Уитсан Ив (Whitsun Eve). Здесь, на безжизненной скале, всего в три мили в
длину и две в ширину, в сером северном море на юго-западной оконечности
Малл, он начал работать; и Айона, как и Линдисфарн, стал центром распространения
христианства (Mull, Lindisfarne). Он стал сердцем кельтского христианства,
движущей силой в обращении пиктов, шотландцев и северных англичан.
(Пикты, Picts - народ, живший в Британии к Северу от Форта и Клайда в первые
четыре века нашей эры, позднее ими называли главным образом жителей
северо-восточной Шотландии. Во времена Римской империи пикты устраивали
пограничные набеги. Forth, Clyde)
Колумба выстроил монастырь из хижин, покрытых вместо крыш ветвями
деревьев, установленными на деревянные опоры.
Это было суровое и простое поселение. Более тридцати лет он спал на
твёрдой земле с камнем под головой вместо подушки.
Но учение распространялось, и скоро остров стал тесен для всех желающих
там поселиться. Из Айона начали основываться другие поселения, и сам Колумба
пробирался через узкие горные долины Шотландии и лежащих западнее Гебридов,
и основал Каледонскую Церковь. Считается, что это он миропомазал короля
Эйдана Арджилльского на знаменитом камне Скоун, ставшим Вестминстерским
аббатством (Aidan of Argyll, Scone). Также были обращены пикты во главе с
королём Бруд (Brude), благодаря множеству чудес, среди которых было изгнание
речного «чудища» из реки Несс Знаком Креста. По преданию, Колумба построил
две церкви в Инвернессе (Inverness).
Ровно за год до переезда Колумба в Айона, святой Молуаг основал миссию в
Лисмор на западном побережье Шотландии (Moluag, Lismore).
Постоянно упоминается о соперничестве двух святых за сферы влияния, не
имеющие, вероятно, под собой никакой основы.
Колумба в основном интересовала гэльская жизнь в Шотландии, тогда как
Молуаг занимался обращением пиктов.
Организовывая Церковь в Шотландии, Колумба сохранял определённое
руководство ирландскими монастырями. Около 580 г. он был посредником на
собрании Друм-Сетта в Ольстере, созванном по вопросу об
обязательствах ирландцев в Шотландии перед Ирландией (Druim-Cetta, Ulster).
Было решено отправить флот, а не армию, для верховного ирландского короля.
На этом же собрании Колумба, сам бывший бардом, настоятельно убеждал всех
отказаться от намерения запретить Бардовское Учение.
Он говорил о том, что ради будущего гэльской культуры нужно сохранить
бардовское наследие. Авторитет его был столь высок, что его точка
зрения возобладала, и просвещённые миряне были допущены в ирландское христианское
сообщество.
Вот как его описывали, «Человек крепко сбитый, мощного сложения;
с белою кожей, лицо широкое, ясное и лучистое, озарённое большими серыми
светящимися глазами...» (Кёртэйн, Curtayne).
Святой Адамнан (Adamnan), его биограф, так писал о нём: «У него было лицо ангела;
он был прекрасного нрава, безукоризнен в речах, святой в делах,
совершенный в намерениях... любящий всех.» Несомненно, что характер Колумба
значительно изменился в течении жизни. В ранние годы он был несдержан и
возможно даже склонен к насилию. Он был чрезвычайно суров и груб с монахами,
но в конце жизни, по-видимому, стал мягче. Он обладал прекрасными качествами,
был весел и приятен, однако главными его добродетелями были покорение его
страстной натуры, а также любовь и сострадание, исходящие из его
страстной и лучистой души.
8 июня 597 г. Колумба, как обычно, переписывал псалмы.
На стихе «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33:11, Ps. 34:10)
он остановился и приказал продолжать своему двоюродному брату, святому Байтин (Baithin).
Колумба умер на следующий день перед алтарём.
Сначала он был похоронен в Айона, но 200 лет спустя Дэйнз (Danes) разрушил
монастырь. В 849 его мощи были перенесены в Данкельд (Dunkeld), куда к ним
приезжали паломники, в том числе и англо-саксы XI века.
В тот год, когда умер Колумба, святой Григорий
Великий отправил святого Августина Кентерберийского
обращать Англию. Поскольку сторонники Рима на соборе в Уитби (Whitby)
получили большинство, большая часть заслуг святого Колумба и его последователей
в деле обращения Британии была приписана Августину. Не следует, однако,
забывать, что оба святых сыграли здесь важную роль.
Святой Колумба также является покровителем Рыцарей святого Колумба,
известных в Соединённых Штатах как the Knights of Columbus,
и под другими именами в других частях света. Как и святой Малахий,
чьи апокрифические пророчества о преемственности Пап широко известны,
святой Колумба оставил после себя серию предсказаний о будущем Ирландии.
Они были изданы в 1969 Питером Блэндером под названием
The Prophecies of Saint Malachy and Saint Columbkille
(4th ed. 1979, Colin Smythe, Gerrards Cross Buckshire) (Peter Blander).
Неудивительно, что Колумба особенно почитают в Дерри.
13 апреля в Лондоне король подписал Акт освобождения католиков.
И в этот же день в Дерри разрешили снести стоявшую на городской стене
статую вождя протестантов, осаждавших Дерри.
Уничтожение этого символа доминиона приписывается
заступничеству святого Колумба (Anderson, Attwater, Benedictines, Bentley, Encyclopedia,
Farmer, Gill, Menzies, Montague, Simpson).
Две следующие легенды о святом Колумба - это самые трогательные рассказы о
героическом и пылком аббате, основателе Айоны. Действие в них происходит в
сельской местности Гартан, что в Донегал, у отрогов гор, на берегу
большого озера; в глуши, более годящейся для того, чтобы там родилась птица,
а не святой. Его житие записано около 690 г. святым Адамнаном, тоже ирландцем
и аббатом Айона, это простой рассказ без изысков, где описаны
последние часы жизни святого Колумба, когда множество монахов с факелами
собрались перед ним, умирающим у алтаря в полночь 9 июня,
и это произведение относится к одним из ярких примеров средневековой прозы.
И хотя многое в нём является плодом воображения Адамнана, подкреплёнными ссылками
из ненадёжных источников, но в основном это - повествование о чудесах,
произошедших благодаря Колумба.
В первом рассказе Колумба велит своему брату монаху идти в трёхдневный
поход на вершину холма и ждать, «И когда придёт третий час после захода,
с северных берегов Ирландии прилетит чужестранница цапля, которую ветер сбивает
с пути и бросает высоко в небо; изнемождённая и обессиленная упадёт она на
берег к твоим ногам и ляжет там, и силы оставят её. Бережно подними её и отнеси
на постой; холь и лелей её там три дня и три ночи; а когда три дня пройдёт,
окрепшая и не желающая больше оставаться у нас в заточении, вновь
полетит она к доброй старой Ирландии, откуда она прилетела,
снова в расцвете сил. И потому так горячо вверяю я её твоему
попечению, что в той земле, откуда ты и я родом, гнездилась и она.»
Брат послушался, и случилось всё так, как предсказал Колумба.
И по возвращении его в тот вечер в монастырь с ним говорил Святой,
не как вопрошающий, а как говорящий о случившемся.
«Да благословит тебя Бог, сын мой,» сказал он, «ибо твоя добрая забота о
страннице; что не останется надолго в изгнании, а только когда три солнца
сядут, вернётся в свой край.» И так и случилось (Адамнан; также Кёртэйн).
Второй рассказ о том, как дрогнуло сердце Колумба, когда он увидел
грустного ребёнка. Время от времени он покидал Айона, чтобы проповедовать
пиктам в Шотландии. Однажды приехал он к правителю пиктов, бывшим
друидом, или языческим жрецом. Там он увидел худую маленькую девочку с
лицом как у призрака. Он спросил, кто она такая, и ему ответили, что это
всего лишь рабыня из Ирландии. Ему сказали об этом таким тоном, будто
говоря: «Почему вы задаёте такие глупые вопросы? Кому какое дело, кто она,
если она чистит, убирает и делает то, что велено?»
«Коламсилль (Columcille) взволновался, он хорошо видел, что девочка
несчастна. И тогда он попросил друида отпустить её на волю, и он
отвёз бы её обратно в Ирландию. Друид отказался.
Коламсилль покинул его, но несчастная девочка не выходила у него из головы.
«Вскоре важный друид заболел; и никто не мог его вылечить, и тогда послал
он за аббатом из Айона, снискавшего себе славу целителя.
Коламсилль не оставил Айона, но послал ему сообщение, что вылечит
друида, если тот отпустит девочку.
«Друид разгневался и снова отказался. «Да кто он такой, что
надоедает из-за такого мелкого ничтожества?» ворчал друид, метаясь по постели.
Но едва гонец отправился в Айона с отказом, друиду стало хуже;
боль усилилась и он испугался, что умрёт. И тогда он отправил ещё одного гонца
Коламсиллю с другим ответом: «Да забирайте свою рабыню, только приезжайте и
сделайте что-нибудь. Мне очень плохо, я умру, если вы не приедете.»
Коламсилль, однако, не поверил жрецу и отправил туда двух монахов забрать
девочку. Когда девочка оказалась в безопасности, Коламсилль отправился к
жрецу и вылечил его от болезни (Кёртэйн).
Другая история случилась в мае, когда Колумба в повозке поехал посмотреть,
как работают братья. Он застал их за работой на западных полях и сказал,
«Я очень хотел в прошедшем апреле, в праздник Пасхи отправиться к Господу
Христу; и было это мне даровано Им, раз я так того желал. Но я не хотел,
чтобы радость вашего праздника обратилась в скорбь, и пожелал отложить свой
день ухода из мира.» Монахи огорчились, услышав это, и Колумба
попытался их ободрить. Он благословил остров и его насельников и вернулся
в своей повозке в монастырь.
Той же субботой почтенный старец с своим верным Дайермидом благословили
амбар и две кучи зерна, в нём хранившихся.
Потом, вознеся благодарение, он сказал, «Истинно, я подарил своим братьям
в доме радость, и если случится, что я отойду от вас, у вас
будет пропитание на год.»
Дайермид снова опечалился, услышав это, и святой пообещал раскрыть секрет.
«В Священной Книге этот день назван Шаббат, что переводится как отдых.
И поистине этот день - мой Шаббат, ибо это последний день моей тяжёлой
жизни, когда ото всех трудов я возьму отдых, и в полночь Дня Господня,
как говорит Писание, пройду путём своих отцов.
Ибо сейчас мой Господь Иисус Христос удостоил пригласить меня;
и к Нему, говорю вам, в эту самую полночь и по Его собственному желанию,
я отправлюсь. Ибо так было открыто мне Самим Господом.»
И услышав эту грустную весть, его друг стал горько плакать, Святой же
пытался утешить его, как мог.
«И вот, Святой вышел из амбара и пошёл в монастырь; и на полпути сел
передохнуть. После на этом месте установили крест, водружённый на жёрнов,
и он виден у обочины по сей день. И когда Святой сидел там, уставший
старик, ненадолго севший передохнуть, подбегает к нему белый конь,
его верный слуга, возивший вёдра с молоком, и подойдя к Святому, склонил
свою голову к его груди и стал скорбеть, зная, по-моему, от Самого Бога -
ибо для Бога каждое животное мудрое в инстинктах, данных ему его Творцом -
что его хозяин скоро уйдёт от него, и что он не увидит более его лица.
И лил он слёзы, как человек, и был взмылен.
«Видя это, Дайермид хотел отогнать горестное животное, но Святой не позволил,
говоря, «Пусть, пусть прольёт друг мой мне на грудь свои самые горькие
слёзы. Смотрите, вы человек, у которого разумная душа, нипочём бы не узнали
о моём отходе, если б я не сказал вам; а этому немому и неразумному зверю
его Создатель так, как было угодно Ему, открыл, что хозяин уйдёт
от него.» И говоря так, он благословил опечаленного коня, служившего ему,
и тот повернулся и пошёл своей дорогой» (Адамнан; также в Кёртэйне).
В искусстве святой Колумба изображается с корзиной хлебов и на
фоне земного шара в луче света. Иногда он вместе с старым белым конём (Roeder).
Его почитают в Данкельде и как Апостола Шотландии (Roeder).