Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 22 марта


Святые 22 марта
Папа св. Захарий

Также известен как Zachary, Zacharias. Правил с 741 по 752 г. Год рождения неизвестен; умер в марте 752. Захарий родился в греческой семье, жившей в Калабрии; его отца, согласно «Liber Pontificalis», звали Полихроний (Calabria, Polichronius). Весьма вероятно, что он был дьяконом Римской Церкви и в этом звании он подписывал указы римского собора 732 г. После похорон своего предшественника Григория III 29 ноября 741, он был сразу единодушно избран Папой, 5 декабря он принял посвящение и был возведён на престол. Его биограф в «Liber Pontificalis» описывает его как человека мягкого, уступчивого и терпимого по отношению к духовенству и мирянам. Поэтому новый Папа всегда был рассудителен и примирителен в своих поступках, а его начинания оказывались весьма успешными. Вскоре после вступления в должность он уведомил о своём избрании Константинополь; примечательно, что его synodica (послание) было адресовано не иконоборческому патриарху Анастасию, а Константинопольской Церкви. Посланники Папы также доставили письмо императору. После смерти Льва III (18 июня 741) его сменил его сын Константин V (Constantine Copronymus). Однако в 742 Артабасд (Artabasdus), зять Константина, восстал против нового императора и сместил его с трона; так что когда папские посланники прибыли в Константинополь, правителем там был Артабасд. В конце 743 папские послания датировались от года царствования Константина V; в 744 же, они датировались от года царствования Артабасда. Тем не менее папские посланники скорее всего не стали налаживать тесные контакты с узурпатором, хотя последний и восстановил почитание икон. После того, как Константин V был свергнут, посланники Папы вручили ему папское послание, в котором Захарий убеждал императора восстановить вероучение и практику Церкви в отношении почитания икон. Император милостиво принял посланников и даровал Римской Церкви деревни Nympha и Normia (Norba) в Италии, которые вмести с прилегающими к ним землями простирались до моря.

Когда Захарий восшёл на престол, положение римского герцогства было очень серьёзным. Ломбардский король Луитпранд (Luitprand) готовил новое вторжение на римскую территорию. Герцог Трасамунд Сполетский (Trasamund of Spoleto), с которым Папа Григорий III заключил соглашение против Луитпранда, не выполнил своих обещаний помочь римлянам отбить захваченные ломбардийцами римские города. В результате Захарий разорвал союз с Трамасундом и стал налаживать личные контакты с Луитпрандом для защиты интересов Рима. Папа прибыл в Терни для встречи с королём Ломбардии, встретившего его с большим почётом. Захарий добился того, чтобы Луитпранд вернул Риму четыре города, Ameria, Horta, Polimartium, и Blera, и чтобы все владения Римской Церкви, захваченные Ломбардией за последние тридцать лет, были также возвращены Риму; кроме того, он добился заключения перемирия между римским герцогством и Ломбардией на двадцать лет. В церкви святого Петра в Риме была устроена часовня Спасителю, носившая имя Луитпранда, в которой были запечатлены деяния по возвращению собственности. По возвращении Папы была устроена торжественная процессия в церковь святого Петра, где римляне вознесли благодарение Богу за удачное завершение усилий Папы. Всё это время Папа выступал в роли светского правителя Рима и римской территории. На следующий год Луитпранд стал готовить нападение на Равенну. Византийский экзарх Равенны и архиепископ просили Папу Захария вступиться. Тот сначала направил посланников королю Ломбардии, и когда они не смогли от него ничего добиться, то сам поехал сначала в Равенну, а затем в Павию (Pavia) на встречу с Луитпрандом. Папа прибыл в Павию в канун праздника свв. Петра и Павла. Он отслужил ночную службу и праздник князей апостолов в Павиа и смог убедить короля отказаться от захвата Равенны и вернуть земли, принадлежавшие городу. Вскоре после этого Луитпранд умер, и когда его первый преемник Хильдебранд был свергнут с престола, королём Ломбардии стал Ратхис (Hildebrand, Ratchis). Папа установил с ним самые лучшие отношения. В 749 новый король подтвердил мирное соглашение с римским герцогством. В тот же год Ратхис отрёкся от престола и со своими женой и дочерью принял перед Папой монашеские обеты, и все трое стали монахами.

В 743 Папа Захарий провёл в Риме синод, на котором присутствовали шестьдесят епископов. На этом синоде было издано четырнадцать постановлений по различным вопросам церковной дисциплины. В этой связи Папа поднял вопрос о препятствиях к заключению брака между родственниками четвёртой степени, снять которое немцы просили разрешения у Папы Григория II. За год перед этим Захарий переписывался на эту тему с германскими епископами и князьями. Активная переписка велась между Захарием и св. Бонифацием. Последний с большим тщанием организовывал Церковь на германских землях и находился при этом в тесной связи с Святым престолом. В начале 742, вскоре после избрания, Захарий получил письмо от Бонифация, в котором святой выражал своё полное послушание престолу св. Петра и просил утвердить три новые епархии в Вурцбурге, Бурабарге и Эрфурте (Wurzburg, Buraburg, Erfurt); Бонифаций также просил разрешение на проведение синода во Франции и оказать помощь в искоренении злоупотреблений священнослужителей. Папа утвердил три епархии и дал Бонифацию полномочия принять участие в качестве папского легата на франкском синоде, который хотел созвать Карлманн (Karlmann). Позднее Захарий утвердил митрополитов Руанского, Реймсского, и Санского (Sens), назначенных Бонифацием, и также утвердил осуждение двух еретиков, Адельберта и Клемента. Различные вопросы, по которым мнения Папы и Бонифация расходились, обсуждались в переписке. В 745 в королевстве франков состоялся синод, созванный Пепеном и Карломаном (Pepin, Carloman). На нём были приняты постановления против недостойных священнослужителей, и вновь были осуждены два еретика, Адельберт и Клемент. Бонифаций направил в Рим франкского священника, чтобы отчитаться перед Папой, который 25 октября 745 собрал синод в Латеране, где после тщательного рассмотрения была вынесена анафема двум еретикам. Захарий переслал решения синода Бонифацию. Пепен вместе с франкскими епископами отослал Папе Захарию список вопросов, касавшихся церковной дисциплины духовенства и мирян, и Папа ответил в 746 году и вынес определения по различным вопросам. Об этих решениях было сообщено и Бонифацию, чтобы он огласил их на франкском синоде. На следующий, 747 год, Карломан решил отказаться от своих полномочий и уйти в монастырь, и отправился в Рим, где Папа Захарий принял его в монашеский орден. Сначала он жил в монастыре на Соракте (Soracte), потом в Монте Кассино. Благодаря стараниям св. Бонифация все франкские епископы признали подчинение престолу св. Петра. Захарий также писал письма епископам Галлии и Германии, и Бонифацию как папскому легату Церкви этого района. Бонифаций находился в тесном контакте с Римом посредством писем и посланников, и отправлял Папе на решение важные вопросы. Весомым подтверждением признания франками высокой духовной власти папства является обращение к Папе по поводу свержения Меровингийской (Merovingian) династии. Посланники Пепена, епископ Буркард Вурцбургский и капеллан Фолрад св. Дениса (Burkard of Wurzburg, Folrad of St. Denis) предоставили Захарию решить вопрос, может ли быть королём тот, кто на самом деле не имеет на это прав. Папа счёл это неправильным, и Пепен с одобрения Папы посчитал вправе объявить себя королём франков (см. СВЯТОЙ БОНИФАЦИЙ; и ПЕПЕН КОРОТКИЙ). Церковная деятельности Папы также распространялась и на Англию. С его помощью в 747 в Клоувшове (Cloveshove) был созван синод для реформирования Церкви в соответствии с установлениями Папы и Римской Церкви.

Захарий с большим старанием восстанавливал римские церкви, которым он направлял щедрые пожертвования. Он восстанавил Латеранский дворец и основал несколько больших населённых земельных владений как собственность Римской Церкви (domus cultæ). Папа передал церкви св. Георгия в Велабро (Velabro) голову мученика св. Григория, найденную во время ремонта обветшавшего Латеранского дворца. Он был очень щедр к бедным, которым часто раздавал милостыню из папского дворца. Когда венецианские купцы купили рабов в Риме, чтобы перепродать их сарацинам в Африке, Папа выкупил всех рабов, чтобы христиане не стали собственностью язычников. И так в беспокойный век Захарий оказался прекрасным, способным, энергичным и щедрым преемником Петра. Он также продолжал заниматься богословием и перевёл на греческий Диалоги Григория Великого, широко распространённые на Востоке. После смерти Захарий был погребён в базилике св. Петра.

Источники

Liber Pontificalis, ed. DUCHESNE, I, 426-39; JAFFE, Regesta Pontificum Romanorum (2nd ed.), I, 262-70; LANGEN, Geschichte der Römischen Kirche, II (Bonn, 1885), 628-49; HEFELE, Konziliengeschichte, III, passim; NURNBERGER, Die Römische Synode vom Jahre 743 (Mainz, 1898). Также см. библиографии о СВЯТОМ БОНИФАЦИИ; и ПЕПЕНЕ КОРОТКОМ.

О этой странице

APA citation. Kirsch, J.P. (1912). Pope St. Zachary. In The Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. http://www.newadvent.org/cathen/15743b.htm.

MLA citation. Kirsch, Johann Peter. «Pope St. Zachary.» The Catholic Encyclopedia. Vol. 15. New York: Robert Appleton Company, 1912. http://www.newadvent.org/cathen/15743b.htm.

Transcription. This article was transcribed for New Advent by Thomas M. Barrett. Dedicated to Pope St. Zachary.

Ecclesiastical approbation. Nihil Obstat. October 1, 1912. Remy Lafort, S.T.D., Censor. Imprimatur. +John Cardinal Farley, Archbishop of New York.

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное