Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 21 января


Святые 21 января
Святая Агнесса
(память)
Агнесса VM (RM)

Также известна как Agnes. Умерла ок. 304 г. Я думаю, это гармоничное сочетание, что св. Агнесса (чистота) - одна из семи женщин, включённых в канон Мессы наряду с Сесилией (замужней, но целомудренной), Фелицитатой (счастье) (замужней), Перпетуя (стойкость) (замужней), Агатой (доброта) (вдова), Люсия (свет) (дева) и Анастасией (воскресение) (возможно замужней). В каноне поэтому представлены различные призвания и три важных центра Западного христианства: Карфаген, Сицилия и Рим. Не было святой более почитаемой в ранней Церкви, чем эта молодая девушка, принявшая мученичество при императоре Диоклетиане, и которой, согласно её Деяниям V века, было всего лишь 13 лет, когда она умерла. Имя Агнесса по-гречески означает «целомудренная», а в латыни - «ягнёнок» (святой Августин, Проповедь 274). И так в ней воплощается всё чистое и добродетельное в женственности.

Праздник святой Агнессы прежде был отдельным праздником для женщин, как свидетельствует об этом Уорсестерский Собор 1204 года. В канун дня святой Агнессы девушки узнавали о своём будущем, втыкая булавки и читая Отче наш, а потом во сне им должно было явиться предсказание судьбы. (Или, в германо-американской традиции, если я правильно запомнила слова моей бабушки, девушки клали в канун дня святой Агнессы себе под подушку кусок завёрнутого кекса, чтобы увидеть во сне своего будущего мужа.)

На праздник 21 января отцы Трапписты из монастыря Tre Fontane, что рядом с базиликой Святого Павла, приносили двух ягнят из своей овчарни бенедиктинским монахиням монастыря святой Сесилии. Их доставляли в базилику Святой Агнессы с коронами на головах в «корзинах, украшенными красными и белыми цветами и красно-белыми лентами - красного цвета мученичества и белого цвета чистоты.»

На праздничной Мессе сама церковь, номинальный кардинал и служители были украшены в красное, белое и золотое. Во время службы проходила процессия из маленьких девочек с вуалями и в белых кружевах с голубыми ленточками, вслед за которыми шли сверкающие карабинеры, нёсшие ягнят. Ягнят освящали и окуривали ладаном, а затем отправляли в Ватикан для освящения Папой. Потом их доставляли в женский монастырь святой Сесилии, под попечение сестёр, до Чистого четверга (когда их стригли) перед тем, как приносили в жертву на Страстную пятницу.

Шерсть этих овец употребляли для изготовления двенадцати архиепископских мантий. Мантия - более древний символ папства, чем знаменитая тиара. Избранник становился «Пастырем Христова стада», когда мантия касалась его плеч, что означало, что новый епископ «надел ярмо» епископа Рима, являющегося видимым главой Церкви. Самое раннее дошедшее до нас свидетельство о том, что примерно в 204 г. святой Фелициан из Фолиньё (Felician of Foligno) первым получил мантию из рук Папы (святого Виктора I). (Итак, понятие папского примата на самом деле очень древнее.)

Агнесса приняла мученичество в начале Диоклетиановых преследований, между 303 и 305 гг., предпринятых для искоренения христианской нечестивости. С точки зрения римлян, христиан убивали не за веру, а за измену, поскольку они не приносили жертвоприношений богам, защищавших империю. К тому же, римляне включали в состав своего пантеона богов других народов, ими завоёванных, почему же христиане были столь упрямы? Были и иудеи, считавшиеся хорошими римлянами, однако они большей частью держались особняком (см. R. L. Wilken, «Христиане, какими их видели римляне», New Haven, Conn.: Yale University Press, 1984, где собраны труды Плиния, Сельсуса (Celsus), Галена, Порфирия и Юлиана Отступника).

В отличии от иудеев, христиане находили себе новообращённых из знати, даже после ранних преследований. Они стали угрозой мировому порядку. Согласно Маркусу (Markus), Римская империя основывалась на расовых разграничениях, патриархальной власти и рабстве - каждому из этих принципов угрозой было Евангелие Иисуса Христа. Христианским военным рекрутам нельзя было доверять защиту Рима (см. Максимилиан в Нумидии и Marcellus in Tangier).

Христианское неприятие римского положения о браке тоже было угрозой. Гражданской обязанностью каждой женщины было иметь как можно больше детей, поскольку римляне верили, что они живут в своих потомках. Христиане, верящие в вечную жизнь, не считали брак и семью абсолютно необходимыми для всех. По сути Енкратитес (Encratites), высоко оценивавший пожизненное девство мужчин и женщин, оказал огромное влияние на христианство того времени. С такими знаниями мы и подходим к рассказу о святой Агнессе.

Агнесса родилась в благородной римской семье, возможно Clodia Crescentiana. Примерно в возрасте десяти лет, Агнесса посвятила себя Христу, возможно, с разрешения родителей, в противном случае её вынудили бы выйти замуж по воле отца. Вполне вероятно, что её отец тоже был христианином. Когда ей было 12-13 лет, она отвергла ухаживания сына высокого чиновника (префект Maximum Herculeus?) со словами, «Тот, с Кем я обручена, это Христос, Кому служат ангелы. Он первый выбрал меня. Я буду только Его.» Так она объявила себя христианкой.

Джилл пишет по-другому, что сын префекта был увлечён её красотой и богатством, предлагал ей свою руку и сердце и получил отказ, потому что она посвятила свою жизнь Христу, «Кому я буду хранить верность.» Когда он продолжал свои домогательства, а она всё не принимала их, он нажаловался её отцу, который, узнав что она христианка, сильно обеспокоился, назвал её сумасшедшей и обращался с ней как с сумасшедшей. В семье уговаривали её подчиниться, но она упорствовала, и тогда решили сделать её весталкой, жрицей в храме Весты в Риме, давшей обет целомудрия. Она была юна, но проявила совершенную зрелость и непоколебимую волю. «Вы думаете, что я посвящу себя богам из бесчувственного камня!» «Ты всего лишь ребёнок,» отвечали ей. «Может быть, я и ребёнок,» говорила она в ответ, «но вера обитает не в годах, а в сердце» (Gill).

По версии Джилла, когда стало ясно, что её невозможно переубедить, с неё сняли одежду и вытолкали на улицу, где от стыда она распустила свои волосы, чтобы прикрыть свою наготу.

Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу.»

Во всех версиях её бросили в публичный дом, но никто не посмел к ней прикоснуться, из-за её кротости и чистоты. По преданию, она была блондинкой с длинными волосами, которые могли прикрывать её наготу (или они сами по себе выросли для этого), или же ангел приносил ей одеяние, белое как снег для прикрытия тела). Так как она объявила, что Бог не допустит, чтобы её тело было осквернено, мужчины боялись прикасаться к ней. Но один всё же был с ней груб и неожиданно ослеп, однако она вернула ему зрение молитвой.

Бордель упоминается у высокообразованного Папы Дамаса I, поэтому, как пишет Кейз (Keyes), вероятно, что его вариант этой истории является правдоподобным, хотя другие источники и оспаривают это. Этот бордель находился под аркой стадиона Домициана, там, где сейчас Пьяцца Навона. Он образует крипту церкви святой Агнессы в Агоне (Agone). Так как церковь находится неподалёку от дворца Папы Иннокентия X (бывшего принцем Battista Pamphili), он перестроил его в значимую церковь. 7 февраля 1653 он передал её под покровительство своей семьи, сделав её независимой от всех, кроме кардинала-покровителя

В конечном счёте её приговорили к смерти. Но сначала её подвергли осмеянию, и на улицах ей выкрикивали оскорбления. Когда палач колебался, Агнесса сказала ему, «Не медлите. Это тело вызывает к себе такое восхищение, которое я ненавижу. Пусть оно погибнет.»

Во времена Диоклетиана в начале IV мучеников убивали огнём, отрубали головы или душили. Её не могли заковать в кандалы, поскольку запястья у неё были слишком малы. В некоторых вариантах описания её гибели присутствуют все три вида казни:

Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя.» Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. Потом её сковали кандалами, но они спали с неё. И тогда её убили мечом, и после смерти множество людей шли на её могилу.

Так как она была из благородной семьи, её тело не было брошено в реку, как это делалось обычно, а захоронено на фамильном кладбище, входящего в состав части катакомб, носящих ныне её имя и прилегающем к церкви, возведённой в её честь, на Виа Номентана. Слава о ней быстро распространялась.

Когда император Константин захотел, чтобы его дочь приняла крещение, он сделал это возле того места, где была похоронена Агнесса. И в 324 (или в 350?) г., спустя всего несколько лет после её смерти, над её могилой Константин возвёл церковь Sant'Agnese Fuori le Mura, и по сей день стоящую там. В 382 Папа Дамас I, первый назвавший Рим Апостольским Престолом, восстановил церковь святой Агнессы За Стенами. Вот так, вскоре после её смерти, началось её почитание. Во время правления Папы Павла V в церкви были найдены мощи святой Агнессы и святой Эмерентианы, молочной сестры Агнессы.

Хотя её праздник отмечается 21 января, октава после её праздника (28 января) является её истинным днём рождения. «В тот день её родители пошли молиться на её могилу. Там они удостоились видения, в котором видели её окружённой сверкающим сонмом дев; по правую руку ёе был виден ягнёнок, белее чем снег. Согласно Кейзу, в некоторых местах по-прежнему отмечается её второй праздник.

«Каждый народ на своём языке восхваляет имя святой Агнессы,» писал в своём письме, датируемым концом IV в., святой Girolamus.

Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру.»

Гимн Пруденция: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа её, став свободной, улетела на небеса, где ангелы встретили её, когда она направлялась по белой дороге, ведущей в рай.»

Хотя многие истории о ней ненадёжны (они не записывались до 415 г.), нет сомнения в том, что Агнесса приняла мученичество и была погребена на Виа Номентана. Её имя и день её праздника были включены в календарь мучеников (Depositio Martyrum) 354 г. Единственно ей был предан святой Мартин Турский. Фома Кемпийский почитал её как особую покровительницу, он пишет об этом во многих своих работах. Он относит множество чудес и благодатей связанными с её заступничеством. В Англии имеется по меньшей мере пять старинных церквей, освящённых в её честь (Attwater, Balsdon, Benedictines, Bentley, Butler, Cenci, Cioran, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Gill, Husenbeth, Keyes, Markus, Martindale, White).

В искусстве Агнесса изображается в виде молодой девушки с длинными волосами и ягнёнком (агнцем) из-за сходства её имени с названием животного, начиная с мозаики VI века церкви San Apollinare Nuovo в Равенне (Farmer). Иногда её показывают: (1) с мечом у горла; (2) обнажённую, прикрываемую ангелом или своими длинными волосами; (3) увенчанной короной со свитком в руках; (4) с ягнёнком (символом её чистоты и жертвы) и пальмой; (5) с голубем с кольцом в клюве (Roeder, White).

Множество изображений святой Агнессы дошли до нас сквозь века. Есть картины художников эпохи Возрождения Duccio и Tintoretto; средневековые витражи; цикл картин с ней на золотых и эмалированных кубках, принадлежавшие сперва герцогу Берри и перешедших от герцога Бедфорда к королю Генриху VI Английскому, и переданных в Британский музей (Farmer).

Агнесса - покровительница девственной невинности, обручённых пар, садовников и девушек. К ней обращаются за целомудрием (Roeder, White).

Vimin (Vivian, Wynnin, Gwynnin) of Holywood B (AC)

VI век. Святой Вимин, шотландский епископ, сведения о котором очень запутаны, по преданию, является основателем монастыря в Голивуде, Нитсдейл (Nithsdale). Полагают, что Вимин был аббатом в Файфшире (Fifeshire), когда его рукоположили в епископы. Он активно благовествовал в этом районе. Для того, чтобы не впасть в гордыню, которая сопровождала множество его чудес, он удалился в пустынное место и основал Голивуд (Sacrumboscum), которое впоследствии прославилось тем, что из его стен вышло много святых и образованных людей, в особенности, в XIII веке, Иоанн из Сакробоско (Sacrobosco). Считают, что семейство Уэмзи (Wemse) в Файфшире принадлежит к той же линии, что и Вимин (Attwater2, Benedictines, Husenbeth).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное