Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 13 октября


Святые 13 октября
Григорий Просветитель

Родился в 257?; умер 337?, назван Просветителем (Gregory the Illuminator, Lusavorich).

Григорий Просветитель является апостолом, национальным святым и покровителем Армении. Он не был первым, кто обратил Армению в христианство. Армяне считают, что до него там проповедовали апостолы Варфоломей и Фаддей. Фаддей был в особенности принят армянами, вместе со всей историей о царе Абгаре Эдесском (Abgar of Edessa) и изображении Христа. Абгар в их версии становится царём Армении; таким образом их страна первой обратилась в христианство. Достоверно считается, что до св. Григория в Армении уже были христиане, и даже епископы. Южная Эдесса, и особенно Низибий (Nisibis) повлияли на принятие Арменией Эдесской истории. Некий Дионисий Александрийский (248-265) написал им письмо «о раскаянии» (Евсевий, «Hist. Eccl.», VI, XLVI). Эта самая ранняя Церковь позднее была уничтожена персами. Ардашир I (Ardashir), основатель династии Сасанидов (226), восстановил и даже расширил былое могущество Персии. Армения, всегда бывшая на границе между Римом и Персией, была захвачена войсками Ардашира (Хосров I Армянский принял сторону старой династии Арсасидов); и принцип единообразия маздакитской религии, который сасаниды сделали основной особенностью своей политики, был также применён к подвластному царству. Парфянин Анак убил Хосрова по приказу Ардашира, который позднее пытался расправиться со всем армянской царской семьёй. Но сын Хосрова, Трдат (Tiridates), бежал, обучался в римской армии, и в конечном счёте вернулся, чтобы изгнать персов и восстановить армянское царство.

В этом восстановлении св. Григорий играл важную роль. Он воспитывался в христианиной вере в Кесарии Капподокийской. Возможно, что он происходил из знатной армянской семьи. Был женат, имел двух сыновей (по имени Аристак и Бардан в греческом тексте Моисея Хорнийского; см. ниже) (Aristakes, Bardanes, Moses of Khorni). Царь Трдат поначалу защищал старую армянскую религию и преследовал Григория, но тот в конце концов смог обратить его, и они вместе распространяли христианскую веру по всей стране. Трдат сам настольку стал верующим, что сделал христианство национальной верой; знать с лёгкостью последовала его примеру, затем стали обращаться и простые люди, или были побуждаемы к этому. Это произошло при императоре Диоклетиане (284-305), так что Армения имеет право называться первым христианским государством. Нехристианские храмы стали христианскими церквями, и люди тысячами принимали крещение. С язычеством было покончено столь бесповоротно, что мы почти ничего не знаем о первоначальной армянской религии (отличавшейся от маздакитской), кроме имён нескольких богов, чьи капища были разрушены или переделаны (главный храм в Аштишате был посвящён Вагану, Анахиту и Астлику; Ванатуру поклонялись на севере вокруг горы Арарат и т.д.) (Ashtishat, Vahagn, Anahit, Astlik, Vanatur). Тем временем, Григорий вернулся в Кесарию, где был рукоположен. Леонтий Кесарийский поставил его епископом Армении; с этого момента до монофизитского раскола Армянская Церковь зависела от Кесарии, а армянские примасы (называемые католикосами, Catholicoi, только много спустя патриархами) ездили туда, чтобы получить рукоположение. Григорий назначал других епископов по всей стране и расположился в Аштишате (провинция Тарон), где языческий храм стал христианской церковью, «матерью всех армянских церквей». Он проповедовал на национальном языке и использовал его в литургии. Это помогло придать Армянской Церкви различимо национальный характер, который сохранился у неё до сих пор, пожалуй, в большей степени, чем у других в остальном христианском мире. Ближе к концу жизни он покинул пост католикоса, который занял его сын Аристакес (Aristakes). Аристакес присутствовал на Первом Вселенском Соборе, в 325. Григорий умер и был погребён в Тортане (Thortan). У его могилы был основан монастырь. Его мощи впоследствии были перемещены в Константинополь, но по-видимому, потом возвращены обратно в Армению. Часть этих мощей, по преданию, были перенесены в Неаполь во время икноноборческих гонений.

Вот это можно сообщить с некоторой долей уверенности о апостоле Армении; но его знаменитое жизнеописание, составленное Аганфангелом (Aganthangelos, см. ниже) приукрашено чудесными историями, к которым не следует относиться очень серьёзно. Согласно этому описанию, он был сыном парфянина Анака, убившего царя Хосрова I. Пытаясь спастись, Анак утонул в Араксе вместе со всей своей семьёй, кроме двух сыновей, один из который уехал в Персию, а другой (герой этой истории) был отвезён христианской няней в Кесарию и там крещён под именем Григорий, как ей об этом было сказано в видении. Вскоре после брака Григорий расстался с своей женой (ставшей монахиней) и вернулся в Армению. Там он отказался принять участие в большом жертвоприношении национальным богам, устроенным царём Трдатом, и назвал себя христианином. Затем его подвергли разным ужасным пыткам, а когда царь узнал, что он сын убийцы его отца, то пытать его стали ещё больше. После того, как его пытали разными способами (бичевали, засовывали голову в мешок с пеплом, лили на него расплавленный свинец и др.), его бросили в яму с мертвецами, ядовитыми отбросами и змеями. Он провёл там пятнадцать лет, а кормила его благочестивая вдова. Тем временем Трдат перешёл от плохого к худшему. Праведная дева Рипсима (Rhipsime), которая отвергла домогательства царя и приняла мученичество, играет в этой истории важную роль. В конечном счёте, как наказание за греховность, царь обратился в хряка и стал одержимым. Сёстрам монарха открылось видение, что его могут спасти лишь молитвы Григория. Поначалу никто не внял этому откровению, так как все думали, что Григорий давно умер. Но его искали и нашли в яме. Он выходит оттуда, изгоняет злого духа, возвращает царя, и затем начинает проповедовать. Здесь в уста святого влагается долгое рассуждение, настолько долгое, что занимает большую половину его жития. Оно является просто изложением веры Армянской Церкви того периода, когда оно было написано, V век. Начинается оно библейскими историями и продолжается догматическим богословием. Арианство, несторианство и все другие ереси вплоть до времён монофизитства опровергаются. Проповедь столь явно несёт на себе отпечаток второй половины пятого столетия, что даже не учитывая тот факт, что ранние писатели, цитировавшие Агафангелоса (Agathangelos, Moses of Khorni, и т.д.) не знали её, никто не сомневается в том, что она была составлено армянским богословом того времени, добавленная к жизнеописанию, уже изобиловавшим чудесами. Тем не менее, это «Исповедание Григория Просветителя» было принято как истинное и использовалось как вид официального Символа Веры Армянской Церкви в последующие столетия. Даже в настоящее время только более либеральные богословы оспаривают его подлинность.

Житие продолжается описанием семидесятидневного поста Григория, после его спасения из ямы, описывается обращение Трдата и их поездки по всей стране с войском с целью искоренения язычества. Против них выступают ложные боги в человеческом или бесовском обличии, но их всегда побеждают войска Трдата и молитвы Григория, и те в конечном счёте отступают на Кавказ. Рассказ о рукоположении святого и основании иерархии также приукрашен. Он покрестил четыре миллиона человек за семь дней. Он рукоположил и отправил двенадцать апостольских епископов, и сыновей языческих жрецов. В конечном счёте он стал руководить Церковью, в которой было четыреста епископов и столько священников, что их невозможно было сосчитать. Узнав об обращении Константина, он и Трдат выступили с 70 000 тысячным войском, чтобы поздравить его. Константин, недавно крещённый в Риме Папой Сильвестром, заключает с Трдатом альянс; Папа тепло приветствует Григория (имеется множество поддельных писем между Сильвестром и Григорием, см. ниже), и так далее. Нетрудно найти образцы для всех этих историй. Григорий в яме напоминает Даниила в логове льва. Трдат в виде хряка подобен Навуходоносору; битва войска царя против язычников и их богов имеет явное ветхозаветное происхождение. Григорий выступает то как Илия, то как Исаия, то как Иоанн Креститель, а его отправка двенадцати апостолов наводит на воспоминание о Деяниях. Жизнеописатель называет себя Агафангелосом, камергером, или секретарём царя Трдата. Житие составлено из различных источников позже 456 (см. Гутшмид, Gutschmid, ниже) в Армении, хотя источники могут быть частично греческими или сирийскими (cf. Lagarde). Оно вскоре было переведено на греческий Симеоном Метафрастом (Symeon Metaphrastes), и позже на латынь в Х веке. В Средние века это житие было неизменным источником о жизни святого. Армяне (монофизиты и униаты) отмечают праздник своего апостола 30 сентября, когда его мощи были смещены в Тортане. У них есть много других праздников, отмечающих его рождение (5 августа), страдания (4 февраля), схождение в яму (28 февраля), выход из ямы (19 октября) (Niles «Kalendarium Manuale», 2nd ed., Innsbruck 1897, II, 577). Византийская Церковь отмечает его праздник (Gregorios ho phoster) 30 сентября, также как и сирийцы (Nilles, I, 290-292). Папа Григорий XVI в сентябре 1837 включил его имя в Римский календарь; и назначил его праздник на 1 октября (среди festa pro aliquibus locis).

Сведения о издательстве

Автор Адриан Фортескью (Adrian Fortescue). Переводчик Beth Ste-Marie.

The Catholic Encyclopedia, Volume VII. Published 1910. New York: Robert Appleton Company. Nihil Obstat, June 1, 1910. Remy Lafort, S.T.D., Censor. Imprimatur. +John Cardinal Farley, Archbishop of New York

Библиография

AGATHANGELOS'S Life of St. Gregory was published in Armenian by the MECHITARISTS at Venice, in 1835 (reprinted at Tiflis, in 1882); translated into french and Italian (Venice, 1843). the Greek text was edited by STILTING in the Acta SS., Sept. VIII, 320 sqq; and again by LAGARDE, Agathangelos in Alhandl. der Gottinger Gesellschaft (1889). See also GUTSCHMID, Agathangelos in Zeitschrift der Deutschen, Morgenland. Geselischaft (1877), I. MOSES OF KHORNI (MOYSES CHORENVENNIS) in his History of Aremnia (III books, VII or VIII cent., ed by the MERCHITARISTS, Venice, 1843; in French by LE VAILLANT DE FLORIVAL, Parish, 1847; italian by TOMMASEO, Venice 1850) uses Agathangelos. See GUTSCHMID, Moses von Chorene in his Kleine Schriften, III, 332 sqq.; and CARRIERE, Nouvelles sources de Moise de Khoren (Vienna, 1893). FAUSTUS OF BYZANTIUM (fifth century) tells the story of the conversion of Armenia (Aremnian tr., Venice, 1832); French by LANGLOIS, Collection des historiens anciens et modernes de l'Armenic (2 vols., Paris, 1867, 1869). I; German by LAUER (Cologne, 1879). GELZER, Die Anfange der armenischen Kirche in Sitzungsberichte der Gottinger Gesellschaft 91895), 109 sqq. THUMAIAN, Agathangelos et la doctrine de l'Eglise armenienne au V siècle (Lausanne, 1879). The so-called letters between Pope Silvester I and St. Gregory are printed in AZARIAN, Ecclesiae armeniae traditio de romani pontificis primatau (Rome, 1870).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное