Родилась в 1304 г.; умерла в 1373; её день раньше отмечался 8 октября.
«Истинная мудрость таким образом
заключается в трудах, а не в великих талантах, которыми восхищается мир;
те же, кто ждёт признание мира сего - глупцы, ни ставящие ни во что волю
Божию и не умеющие управлять своими страстями.»
--Святая Бригитта Шведская.
Бригитта была дочерью Биргера, богатого губернатора Упландии, Швеция,
а его вторая жена, Ингеборг, дочерью губернатора восточной Готландии.
Её мать умерла, когда Бригитте исполнилась 12, и её воспитывала её тётя
Аспенэза (Aspenaes) на озере Соммен. В возрасте 14 лет её отдали замуж за
18-летнего князя Ульфа Гунмарссона. Брак оказался счастливым, продлился 28 лет, у них родилось
8 детей, включая святую, Карин, или Катерину Вадстенскую.
Несколько лет она была барыней в поместье мужа в Ульфасе и, что было
необычным для женщин того времени, дружила со многими образованными людьми.
В 1335 году её назначили фрейлиной при короле Магнусе Эрикссоне (Magnus II),
который женился на Бланш Намурской. Магнус был безвольным человеком,
а Бланш отличалась ветреностью.
Бриджит приходилось оказывала влияние на жизнь молодой королевской четы.
Откровения, явившиеся к ней и позже прославившие её, были разного
свойства, от необходимости мыться до условий мира между Англией и Францией.
Двор оставался глух к её предложениям, и некоторые из придворных против неё распускали слухи.
Бригитта стала больше заниматься своей семьёй, когда её дочь неудачно вышла
замуж, а младший сын Гудмар умер в 1340 году.
Святая совершила паломничество к мощам святого Олафа в Норвегию, Трондхейм.
Вернувшись ко двору, она попыталась возобновить оказывать влияние на
короля с королевой. Также не преуспев в этом, она попросила отпустить её и дать
разрешение на паломничество вместе с мужем в Сантьяго де Компостелла.
По пути домой Ульф заболел и получил последнее причастие в Аррасе.
Но он поправился, как и предсказывала Бригитта, получившая видение
от святого Дениса, и оба супруга поклялись посвятить свои жизни Богу в монашеских орденах.
Ульф поступил в Систерсианский монастырь в Альвастре, где умер в 1344 году.
Бригитта продолжала жить в епитимии в том монастыре ещё четыре года.
Когда её видения и откровения стали являться чаще, она испугалась,
что пребывает в прельщении. После того как одно видение явилось к ней
три раза, она обратилась к отцу Матиасу, канонику Линчёпинга (Linkoeping).
Он объявил, что они были от Бога. С этого момента и до смерти она сообщала
о них священнику Петру, настоятелю Алвастры, который переводил их на латынь.
В видении ей предписывалось идти ко двору и предостеречь Магнуса о суде
Божием за его грехи. Она так и поступила, объявив об этом всему двору.
Магнус быстро переменился и выделил средства для монастыря, который Бригитта, в соответствии
с видением 1344 года, планировала основать в Вадстена на озере Ваттерн.
Монастырь был рассчитан на 60 монахинь. Там также было отделение для монахов,
включая 13 священников (по числу двенадцати апостолов и святого Павла),
четырёх диаконов (представлявших четырёх великих учителей Римской церкви),
и восьми певчих не из ордена, всех по числу Апостолов и учеников Божиих
(12 и 72, всего 84).
Бригитта написала устав, который, как считается, продиктовал ей Сам
Спаситель в видении. Мужчины подчинялись настоятельнице по текущим вопросам,
а женщины - мужчинам по духовным, для чего и были приглашены мужчины.
Собрания проводились отдельно, а церковь была устроена так, чтобы мужчины и
женщины не могли видеть друг друга. Сообщество было названо Орденом Пресвятого
Спасителя, или их называли бригиттинцами.
Часть дохода предназаначалась для бедных, а все здания строились в строгом стиле.
Членам ордена, однако, разрешалось иметь столько книг, сколько было необходимо для
изучения, и монастырь стал интеллектуальным центром Швеции XV века.
В 1349 Бригитта отправилась в Рим со своим исповедником, Петром Скенингским,
и другими на юбилейный 1350 год, хотя Папы в Риме не было.
Она надеялась получить одобрение для ордена. В Риме она поселилась, чтобы
посвятить себя бедным, реформированию монастырей, и способствовать
возвращению Папы в город.
Её имя связывают с церквями святого апостола Павла на виа Остиенсе и
Сан Франческо а Рипа. В последней церкви, по преданию, она получила
откровение перед распятием работы Каваллини.
В Сан-Франциско а Рипа ей явился в видении святой Франциск Ассизский.
Она восприняла это как приглашение посетить Ассизи, что она и сделала.
В Италии она пробыла два года. Её предсказания и откровения касались самых
разных событий, религиозных и политических, Рима и Швеции.
Она отказалась поддерживать Магнуса в его крестовом походе против
язычников Латвии и Эстонии, говоря, что это разбойничий
поход. Она писала Папе Клименту VI о том, что в видении ему приказывалось
вернуться в Рим, и чтобы он способствовал заключению мира между Англией и Францией.
Она предсказывала, что Папа и император мирно встретятся в Риме. Как и
её современница, святая Екатерина Сиенская, Бригитта получила известность за критику, в том числе
и Пап.
В 1371 после ещё одного видения она отправилась в паломничество на
святую землю вместе со своей дочерью Карин, сыновьями Чарльзом (Карлом) и
Биргером, Альфонсом Вадатеррским и другими. Её сын Карл увлёкся
королевой Иоанной I, и несмотря на то, что оба были женаты, она захотела
выйти за него замуж. Потрясённая, Бригитта неустанно молилась о разрешении.
Оно последовало, когда Карл заболел лихорадкой и умер на её руках несколькими
неделями позже. Он был одним из её самых любимых детей.
После его похорон она отправилась на Кипр, сильно скорбя.
Она едва не утонула в кораблекрушении у Иаффы, но её путь на святую землю
сопровождали видения, утешавшие её. Она вернулась в Рим в 1373 году больной.
Бригитта умерла после получения отпущения грехов (viaticum), полученного ею через своего
друга Петра Альвастрского. Её тело переместили в Вадстену.
Видения Бригитты были записаны в книгу, названной Откровения.
Сегодня осталось только 12 Бригиттинских монастырей (Martindale, White).
В искусстве святую Бригитту изображают в виде коронованной настоятельницы
монастыря бригиттинок с крестом у лба, держащей книгу и посох паломника.
Она также может быть изображена (1) пишущей с символами паломника возле неё;
(2) с Христом и Пресвятой Девой, окружающими её, когда она пишет;
(3) читающей, держащей крест с строителями на заднем плане;
(4) в порыве страсти перед распятием;
(5) в виде маленького ребёнка при бичевании Христа (одно из её откровений);
(6) в виде монахини с крестом у лба в момент Рождества Христова (другое откровение);
(7) на троне, с Христом над ней и адом внизу, дающей книги императору и королям;
или (8) передающей книгу святому Августину (Roeder).