Родился на Кипре, умер в Саламиии (Salamis) в I веке. В Деяниях апостолов
Варнава описывается так: «ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры.»
(Деян. 11:24). Его иудейские родители назвали его Иосифом, но когда он продал
всё своё имущество и отдал деньги апостолам в Иерусалиме, ему дали новое имя:
Варнава (Barnabas), что значит «сын утешения» или «человек ободрения.»
Хотя Варнава не был в числе Двенадцати, по традиции его считают одним из
72, которым Иисус поручил проповедовать; таким образом он получил звание
апостола и его имя включено в канон Мессы.
Левит Варнава жил вместе с первыми христианами Иерусалима. Он первым
приветствовал святого Павла, бывшего гонителя ранней Церкви и своего
бывшего соученика. Он убедил христиан Иерусалима принять Павла как человека,
уверовавшего в Христа (Деян. 9:26-30). Варнава был направлен в Антиохию,
Сирия, проведать общину неиудейских верующих (Деян. 11:22) и привёл туда
Павла из Тарса. Именно в Антиохии последователей Пути стали впервые называть
христианами. С Павлом он принял антиохийское пособие во время голода в
Иерусалиме.
После этого он, его двоюродный брат Иоанн Марк и Павел вернулись в
Антиохию перед тем, как они отправились все вместе в свою первую миссионерскую
поездку (Деян. 13:2). Сначала они прибыли на Кипр, родину Варнавы, и поэтому
его считают основателем киприотской Церкви. Затем они попали в Пергию
(откуда Иоанн Марк вернулся в Иерусалим), Антиохию Писидийскую
(где иудеи оказали им сильное сопротивление, и они проповедовали
язычникам), и Иконию (где их побили камнями). В Листре Ликаонской их приняли
за богов, увидев чудеса, которые они сотворили. Иудеи
«возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город» (Деян. 14:19),
и апостолы вернулись в Антиохию сирийскую. Возникло разногласие о соблюдении
иудейских законов, и Павел с Варнавой вернулись в Иерусалим, чтобы на
собрании решить, что неиудеи не должны быть обрезываемы для принятия крещения.
По возвращении в Антиохия «Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.»
(Деян. 15:37-41). Дальше о Варнаве известно мало, хотя и считается, что
разногласие с Павлом было улажено, потому что Павел пишет о нём
«Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» (1 Кор. 9:6).
(Павел также описывает свои взаимоотношения с Варнавой в послании к Галатам.)
По церковной традиции Варнава проповедовал в Александрии и Риме
и был побит камнями до смерти в Саламии ок. 61 г. н.э. Его
считают основателем киприотской Церкви. Орден Варнавитов, основанный святым Антонием
Захарием (Antony Zaccaria) в Милане в 1530 г., получил название по имени их
главной церкви, названной в честь святого, который, как полагали, был
первым епископом Милана. Апокрифическое Послание
Варнавы долгое время приписывалось ему, однако современные
ислледователи считают его автором александрийского христианина и датируют
между 70 и 100 гг. н.э. Евангелие от Варнавы, вероятно, написал
итальянский христианин, перешедший впоследствие в мусульманство. Деяния Варнавы,
ранее приписывавшиеся Иоанну Марку, сегодня считаются написанными в V
веке (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Farmer, Walsh, White).
В искусстве святой Варнава бородатый высокий привлекательный мужчина
среднего возраста с книгой и оливковой ветвью. Его также показывают (1)
с Евангелием от Матфея в руках; (2) в сценах с святым Павлом; (3)
принимающим мученическую смерть на костре; (4) с камнями (Roeder), или (5)
с посохом пилигрима (White). Варнава особенно почитается в Флоренции,
Италии и на Кипре. К нему обращаются во время града и как к миротворцу
(Roeder). Варнава - покровитель Кипра (White).