Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 9 марта


Святые 9 марта
Святой Франциск Римский
(факультативная память)
Григорий Нисский B (RM)

Родился в Кесарии (Caesarea), Капподокия, ок. 330-335; умер ок. 395-400.
St. Gregory
Изображение святого Григория Нисского
На этом сайте находится множество его трудов.

Этот мистик среди трёх других великих капподокийцев, вероятно, был значительно младше, чем его брат Василий Великий. Как и его брат, Григорий получил прекрасное образование в Афинах, как в светских науках, так и в богословии. Он был женат на Феосебии (Theosebeia). (Григорий Богослов (Назианзин) был высокого мнения о обоих супругах. В кратком некрологе (eulogium), Назианзин пишет, что она не уступала своим деверям (братьям мужа), бывшими священниками, и называет её святой, или посвящённой Богу; она могла быть дьяконессой.) Он стал оратором и преподавателем риторики. Позднее, прислушавшись к советам своих учеников и друзей, особенно Григория Назианзина, убеждавших его стать священником, он принял рукоположение и уединился в отшельничестве. Он присоединился к своей матери, Эммелии и сестре, Макрине (Emmelia, Macrina) в Неокесарии и вступил на путь строгой монашеской жизни в первые пять лет после своего рукоположения.

Когда Василий стал митрополитом Кесарийским, он стал объединять тех, кто противился арианству, и назначил Григория в 372 г. епископом близлежащего Капподокийского города Ниссы, находящегося в Нижней Армении. Когда Василия стали обвинять в том, что он раздаёт церковные должности своим родственникам (непотизм), он заявил, что было бы лучше, если его брат будет освящать место, а не место будет освящать его брата.

Его епархия была заражена арианством. Григорий, богослов и мистик, образованный человек, не годился для практических нужд епископства. Его было легко провести, он был чужд этикету, непрактичен в денежных вопросах, так что Демосфен, губернатор Понта, обвинил его в краже церковного имущества и заключил его в тюрьму. Он совершил побег, но был смещён с должности синодом галатских и понтийских епископов в 376.

Несколько лет, вплоть до смерти императора Валенса, он был вынужден вести неустроенную, бродячую жизнь, «боролся с волнами, как кусок дерева» (Григорий Назианзин). Григорий находился в ссылке до 378 г., когда император Грациан вернул его в епархию. В 379 он присутствовал на Антиохийском Синоде, осудившего мелетианскую ересь, и был направлен тем синодом в Палестину и Аравию, чтобы бороться там с ересью.

В 381 он участвовал во Втором Вселенском Соборе в Константинополе, как авторитетный богослов. Он осудил арианство и красноречиво подтвердил постановления Никейского Собора. Собор назвал его «Отцом Отцов», поскольку он широко почитался как один из великих столпов православия и противник арианства.

Под влиянием Оригена и Платона, Григорий написал многочисленные богословские трактаты, которые стали считать истинным выражением католической веры. Среди них - Катехическое Рассуждение, трактат против Евномия и Аполлинария, книга О Целомудрии, и комментарии к Писанию.

Он превосходит других капподокийских отцов по глубине и богатству философии, богословия и обращением своих аскетических работ. О Душе и Воскрешении написано в виде диалога с его сестрой Макриной, а другой диалог, Против Рока, о том, какое влияние оказывает астрология на человеческие умы. Его аскетические труды, такие как Жизнь Моисея, и проповеди о Песни Песней получили большую известность.

Одно из его писем заслуживает особого интереса: из него видно, что традиция религиозного паломничества в конце четвёртого века была в значительной степени искажена. Часть переведённых мистических работ Григория, озаглавленных От Славы к Славе, была опубликована в 1963. В целом сочинения Григория отличают глубина мысли и ясность изложения. Из трёх «великих капподокийцев», Василия, Григория Богослова (Назианзина), Григория Нисского, он оставил после себя cамое маленькое, но наиболее известное наследие.

Григорий был в Константинополе по нескольким разным поводам. Его красноречие было известно даже при императорском дворе, так что его просили произнести панегирик жене Феодосия Великого и его дочери Пульхерии. В последний раз его посещение Константинополя упоминается в связи с Собором, проходившем в 394 г. Предположительно он умер вскоре после него, 10 января, в этот день греки всегда отмечали его память.

Вероятно, появились споры о отношениях Григория с женой после его рукоположении в епископы. Некоторые предпологали, что он продолжал сожительство с ней. Но святой Иероним свидетельствует, что такое в восточных церквях было невозможно. Возможно, она жила, чтобы увидеть его рукоположение в епископы, и умерла ок. 384 г; но она открыто признавалась в воздержании. (Attwater, Benedictines, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Husenbeth, Schamoni). Перейдите по этой ссылке, чтобы увидеть Российскую икону неизвестного автора святого Григория.



 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное