Родился в Кесарии (Caesarea), Капподокия, ок. 330-335; умер ок. 395-400.
Изображение
святого Григория Нисского На этом сайте
находится множество его трудов.
Этот мистик среди трёх других великих капподокийцев, вероятно,
был значительно младше, чем его брат Василий Великий. Как и его брат, Григорий получил
прекрасное образование в Афинах, как в светских науках, так и в богословии.
Он был женат на Феосебии (Theosebeia). (Григорий Богослов (Назианзин) был высокого мнения о обоих
супругах. В кратком некрологе (eulogium), Назианзин пишет, что она
не уступала своим деверям (братьям мужа), бывшими священниками,
и называет её святой, или посвящённой Богу; она могла быть дьяконессой.)
Он стал оратором и преподавателем риторики. Позднее, прислушавшись к советам
своих учеников и друзей, особенно Григория Назианзина, убеждавших
его стать священником, он принял рукоположение и уединился в отшельничестве.
Он присоединился к своей матери, Эммелии и
сестре, Макрине (Emmelia, Macrina)
в Неокесарии и вступил на путь строгой монашеской жизни в первые пять лет
после своего рукоположения.
Когда Василий стал митрополитом Кесарийским, он стал объединять тех, кто
противился арианству, и назначил Григория в 372 г. епископом близлежащего
Капподокийского города Ниссы, находящегося в Нижней Армении.
Когда Василия стали обвинять в том, что он раздаёт церковные должности
своим родственникам (непотизм), он заявил, что было бы лучше, если
его брат будет освящать место, а не место будет освящать его брата.
Его епархия была заражена арианством. Григорий, богослов и
мистик, образованный человек, не годился для практических нужд епископства.
Его было легко провести, он был чужд этикету, непрактичен в денежных
вопросах, так что Демосфен, губернатор Понта, обвинил его в краже церковного
имущества и заключил его в тюрьму. Он совершил побег, но был смещён с должности
синодом галатских и понтийских епископов в 376.
Несколько лет, вплоть до смерти императора Валенса, он был вынужден вести
неустроенную, бродячую жизнь, «боролся с волнами, как кусок дерева»
(Григорий Назианзин). Григорий находился в ссылке до 378 г., когда император
Грациан вернул его в епархию. В 379 он присутствовал на Антиохийском Синоде,
осудившего мелетианскую ересь, и был направлен тем синодом в Палестину и
Аравию, чтобы бороться там с ересью.
В 381 он участвовал во Втором Вселенском Соборе в Константинополе,
как авторитетный богослов. Он осудил арианство и красноречиво подтвердил
постановления Никейского Собора.
Собор назвал его «Отцом Отцов», поскольку он широко почитался как один из
великих столпов православия и противник арианства.
Под влиянием Оригена и Платона, Григорий написал многочисленные богословские
трактаты, которые стали считать истинным выражением католической веры.
Среди них - Катехическое
Рассуждение, трактат против Евномия и
Аполлинария, книга О Целомудрии,
и комментарии к Писанию.
Он превосходит других капподокийских отцов по глубине и богатству
философии, богословия и обращением своих аскетических работ.
О Душе и Воскрешении написано в виде диалога с его сестрой Макриной,
а другой диалог, Против Рока, о том, какое влияние оказывает астрология на
человеческие умы. Его аскетические труды, такие как Жизнь Моисея,
и проповеди о Песни Песней получили большую известность.
Одно из его писем заслуживает особого интереса: из него видно, что
традиция религиозного паломничества в конце четвёртого века была в значительной
степени искажена. Часть переведённых мистических работ Григория, озаглавленных
От Славы к Славе, была опубликована в 1963. В целом сочинения
Григория отличают глубина мысли и ясность изложения. Из трёх «великих
капподокийцев», Василия, Григория Богослова (Назианзина), Григория Нисского, он оставил
после себя cамое маленькое, но наиболее известное наследие.
Григорий был в Константинополе по нескольким разным поводам. Его красноречие
было известно даже при императорском дворе, так что его просили произнести
панегирик жене Феодосия Великого и его дочери Пульхерии.
В последний раз его посещение Константинополя упоминается в связи с
Собором, проходившем в 394 г. Предположительно он умер вскоре после него,
10 января, в этот день греки всегда отмечали его память.
Вероятно, появились споры о отношениях Григория с женой после его
рукоположении в епископы. Некоторые предпологали, что он продолжал
сожительство с ней. Но святой Иероним
свидетельствует, что такое в восточных церквях было невозможно.
Возможно, она жила, чтобы увидеть его рукоположение в епископы, и умерла
ок. 384 г; но она открыто признавалась в воздержании.
(Attwater, Benedictines, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Husenbeth,
Schamoni). Перейдите по этой ссылке, чтобы увидеть Российскую икону
неизвестного автора святого Григория.