Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 27 сентября


St. Vincent 17 Kb icon
Святые 27 сентября
Святой Винсент де Поль

«Я направлюсь служить бедным. Постараюсь сделать это радостным и скромным образом, чтобы утешить и просветить их; буду говорить с ними так, как если бы они были моими хозяевами и повелителями... Даже если кто-то будет ругать меня и найдёт во мне вину, я не пропущу своего долга, а заплачу ... с почтением и уважением.»
--святой Винсент

Родился в Пуи (Pouy), Гаскония, Франция, в 1580 году, хотя в некоторых источниках указывается дата 1576; умер в Париже 27 сентября 1660 г. Родился в крестьянской семье, обучался гуманитарным наукам в Даксе (Dax) с Cordeliers и теологии в Тулузе, сделав короткий перерыв на поездку в Сарагосу. Рукоположен в 1600 и оставался в Тулузе и её окресностях в качестве преподавателя, продолжая в то же время собственное обучение. Отправился в Марсель по делам наследства, но когда возвращался морем в 1605 году, был захвачен турецкими пиратами и вывезен в Тунис. Был продан в рабство, но сбежал в 1607 году со своим хозяином, которого сумел обратить в христианство. По возвращении во Францию он прибыл в Авиньон к папскому вице-легату, за которым последовал в Рим для продолжения учёбы. Отправлен обратно во Францию в 1609 году с секретным заданием к королю Генриху IV; стал ответственным за раздачу милостыни при королеве Маргариты Валуа и настоятелем небольшого аббатства Сен-Леонард-де-Шом (Saint-Léonard-de-Chaume). По просьбе М. де Берюлль (M. de Berulle), основателя риторики, стал настоятелем прихода Клиши возле Парижа, но несколько месяцев спустя (1612) был принят на службу в богатую французскую семью обучать детей Филиппа-Эммануэля де Гонди. Он стал духовником мадемуазель де Гонди. С её помощью он начал проповедовать в её поместье, но чтобы избежать славы, объектом которой он стал, был вынужден оставить Гонди и с одобрения М. де Берюлль стал кюре в Шатильон-ле-Домб (Chatillon-les-Dombes, Bresse), где обратил нескольких протестантов и основал первое общество милосердия в поддержку бедных. Гонди пригласили его обратно, и он вернулся к ним в 1617, возобновив миссионерскую работу среди крестян. Несколько обученных парижских священников, по его примеру, присоединились к нему. Практически везде после его проповедей создавались общества в поддержку бедноты, особенно в Joigny, Châlons, Mâcon, Trévoux, где они просуществовали вплоть до революции.

Вместе с заботой о бедняках внимание Винсента привлекло положение осуждённых на галерах, которые находились в ведении М. де Гонди. Перед тем, как попасть на галеры, или после того, когда по причине болезни их списывали на берег, осуждённых держали прикованными цепями в сырых застенках, где пищей им был только чёрный хлеб и вода, тело их покрывали язвы и насекомые-паразиты. Их моральное состояние было ещё более пугающим, чем физические страдания. Винсент хотел улучшить и то, и другое. Взяв себе в помощники священника, он начал навещать заключённых галер Парижа, говоря с ними добрыми словами, пытаясь оказать им какую-то помощь, которую они поначалу отвергали. Но вскоре он покорил их сердца, покрестил многих из них, и смог заинтересовать нескольких человек своей деятельностью, которые также стали навещать арестантов. Был куплен дом, где Винсент основал больницу. Скоро Людовик XIII назначил его королевским попечителем галер, и Винсент использовал этот титул, чтобы приехать на галеры Марселя, где положение заключённых было таким же ужасным, что и в Париже. Там он также оказывал помощь и планировал открыть больницу, но планы его осуществились только десять лет спустя. Тем временем на галере в Борде, как и в Марселе, он основал успешную миссию (1625).

Конгрегация Миссии

Благие дела во всех миссиях вместе с рвением мадам де Гонди побудили Винсента основать собственный религиозный институт для священников, проповедующих в сельской местности - Конгрегацию священников миссий (q.v.).

Скоро св. Винсент понял, что миссии не могут быть успешными без священников, которых в то время во Франции не хватало. После Тридентского Собора епископы старались основывать семинарии, но встречались со множеством препятствий, главным из которых были религиозные войны. Из двадцати основанных миссий только десять продолжали действовать к 1625 году. На генеральной ассамблее французского духовенства высказывалось мнение, что кандидаты в священники должны были обучаться несколько дней на реколлекциях. По просьбе епископа Бове, Потьерда Жесврэ (Beauvais, Potierdes Gesvres), в сентябре 1628 года Винсент возглавил первую такую школу. В соответствии с его планом проводились занятия, на которых до священников доводились самые необходимые знания. Их главной задачей было положить начало семинариям, которые позже повсюду появились во Франции. Поначалу они длились только десять дней, но позже их расширили до пятнадцати и двадцати дней, затем до одного, двух и трёх месяцев, и епископы в конце концов продлили срок обучения до двух или трёх лет, где помимо богословия преподавали философию. Курсы назывались seminaries d'ordinands, а позже - grands seminaries, когда были основаны меньшие семинарии. Никто другой не приложил для этого стольких усилий, сколько сделал Винсент. В 1635 году он основал семинарию в Коллеж дэ Бонз-Анфан (Collége des Bons-Enfants). Помогал ему в этом Ришельё, выделивший 1 000 крон. В Бонз-Анфан преподавались только богословские дисциплины (grand seminarie), а в Сен-Лазаре (Saint-Lazare) была открыта меньшая семинария, названная семинарией Св. Лазаря (1642). Нескольких священников он направил к епископу Аннеси (Annecy) в 1641 году, чтобы они возглавили там семинарии, помогал он и другим епископам подбирать священников для семинарий. К своей смерти таким образом он возглавлял руководство одиннадцати семинарий. До революции его конгрегация руководила во Франции пятидесятью тремя большими и девятью меньшими семинариями, что составляло треть от общего их количества во Франции.

Церковные конференции закончили работу, начатую в семинариях. Начиная с 1633 года каждый вторник в монастыре Сен-Лазаре Винсент собирал священников, желавших обсудить вопросы веры и управления приходами. В них также принимали участие Боссе и Тронсон (Bossuet, Tronson). На этих встречах в Сен-Лазаре св. Винсент принимал и размещал мирян и священников. Подсчитано, что в последние 25 лет жизни св. Винсента туда ежегодно приезжало более 800 человек, или всего 20 000 человек. Эти собрания серьёзно подняли христианский дух в людях, но причинили серьёзный ущерб монастырю. С приезжающих ничего не брали; когда вопрос стоял о спасении души, Винсент мало думал об издержках. Монахи просили, чтобы вход в монастырь закрыли, и Винсент согласился на один день закрыть ворота. А когда вечером смущённый брат пришёл сообщить, что все кельи заняты, святой просто ответил, «что ж, возьмите мою».

Труды для бедных

Винсент де Поль основал общество Дочерей милосердия практически одновременно с exercises des ordinands. Поначалу они должны были помогать конференциям милосердия. Когда они были открыты в Париже в 1629 году, дамы охотно приносили милостыню и хотели ухаживать за бедными, но часто случалось, что вместо себя они посылали своих слуг, так как не знали, как в своём высоком положении они смогут сами помочь беднякам. Винсент тогда придумал приглашать для этого добрых девушек. Их распределяли по разным приходам, где были учреждены конференции, и они вместе со знатными дамами, или одни в их отсутствие заботились о бедных. При найме, формировании и в руководстве этими служанками Винсенту очень помогала мадемуазель Легра (Legras). Когда их стало много, он разбил их на группы под её началом, приходя сам каждую неделю на встречи с ними. (Более подробные сведения смогут дать Сёстры милосердия). Помимо Дочерей милосердия, Винсент по просьбе архиепископа парижского основал общество Дам милосердия. В это общество, основанное в 1634 году, вступали благочестивые женщины, желавшие ухаживать за больными бедняками, которых каждый год в Отель-Дьё (Hotel-Dieu) попадало от 20 000 до 25 000 человек и навещать заключённых в тюрьмах. В этом обществе состояло 200 дам самого высшего общества. Когда устав этого общества был закреплён, Винсент поддерживал и усиливал их благотворительные порывы. Собирались значительные суммы, которые он распределял на помощь несчастным. Среди других дел, которыми он заведовал, наиболее значительным была забота о сиротах. Некоторых из подкидышей негодные матери в то время сознательно калечили, чтобы нарочно вызвать жалость. Других принимали в муниципальные приюты, называемые «la couche», но зачастую с ними просто плохо обращались или оставляли умирать от голода. Дамы милосердия начали с заботой о двенадцати детях, которых поместили в специальный дом, где за ними ухаживали Дочери милосердия и четыре сиделки. Уже годом позже число детей достигло 4 000, для них было собрано 30 000 ливров, а скоро, с увеличением числа детей, сумма возросла до 40 000 ливров.

При помощи неизвестного благотворителя, пожертвовавшего 10 000 ливров, Винсент основал хоспис Имени Иисуса, где сорок пожилых людей обоих полов нашли прибежище и работу по их возможностям. Говоря сегодняшним языком, это был приют для неизлечимых. Забота распространялась на всех бедных Парижа, но главный госпиталь создавался при участии Дам милосердия, среди которых была герцогиня д`Эгиллён (d'Aiguillon). Винсент одобрил идею и сделал больше других для воплощения того, что сейчас называют величайшим делом благотворительности XVII века - приют для 40 000 бедняков, где они смогли найти для себя работу. На призыв Винсента благотворители откликнулись щедрым потоком пожертвований. Король даровал землю в Сальпетрьере (Salpétriere) для возведения больницы стоимостью 50 000 ливров и 3 000 ливров пожертвований; кардинал Мазарин дал 100 000 livres как первый взнос; Президент де Ламуаньон (de Lamoignon) внёс 20 000 крон, госпожа Бульон (Bullion) - 60 000 ливров. Святой Винсент организовал работу Дочерей милосердия и поддерживал их всеми своими силами.

Деятельность святого Винсента не ограничивалась только Парижем, но распространялась на все провинции, охваченные несчастьем. В то время Тридцателетней войны французские провинции Lorraine, Trois-Evechés, Franche-Comté и Champagne испытали на себе все ужасы, которые принесла с собой война. Винсент настойчиво обращался к Дамам милосердия за помощью; подсчитано, что в то время он собрал 12 000 ливров, что составляет $60 000 по ценам 1913 года. Когда деньги закончились, он снова собрал пожертвования, которое тут же распределил по пострадавшим районам. Когда благотворители начинали отказывать, он решил напечатать и разослать счета от всех попавших в беду провинций. Это начинание увенчалось успехом, как и печать периодической газеты «Le magasin charitable». Средства от неё он вложил в potages économiques - труд, направленный на восстановление разрушенных провинций. Эта традиция до сих пор существует в современных экономических кухнях. Он сам тщательно составлял рецепты этих potages, и подбирал количество жира, масла, овощей и хлеба, нужных для их приготовления. Он способствовал созданию организаций по захоронению мёртвых и уборке нечистот, остававшихся после чумы. Их всегда возглавляли миссионеры и Сёстры милосердия. Через них Винсент также распределял помощь. В то же самое время, чтобы оградить людей от жестокостей войны, он привёз в Париж 200 девушек, размещённых в различных приютах, и большое количество детей, отправленных в Сен-Лазар. Он даже основал специальную организацию по защите беженцев в Париже. После заключения перемирия он направил свою помощь ирландским и английским католикам, высланных со своей родины.

Вся эта деятельность сделала Винсента популярным в Париже и даже при дворе. Ришельё иногда принимал его и милостиво выслушивал его просьбы; он помогал ему в создании первых семинарий и основал дом для миссионеров в своём имении. На смертном одре Людовик XIII желал, чтобы он был рядом: «О господин Винсент», говорил он, «если я поправлюсь, то назначу епископами только тех, кто провёл с вами три года». Его вдова, Анна Австрийская, сделала его членом Совета совести, удостоенного звания benefices. Эти звания не изменили скромность и простоту Винсента. Он посещал двор только при необходимости в подобающей, но простой одежде. Он не делал для себя никакой выгоды из своего влияния, - всё в интересах бедных и Церкви. Во времена Мазарини, когда весь Париж восстал под влиянием Фронды (1649) против регента, Анны Австрийской, вынужденной уехать в Сен-Фермен-ан-Ле (St-Fermain-en-Laye), Винсент, не взирая на опасности, отправился к ней и убеждал её величество от имени жителей Парижа хотя бы на время отправить в отставку кардинала, чтобы народ не пострадал от войны. Он также убеждал в этом самого Мазарини. К его совету не прислушались. Святой Винсент только удвоил свои усилия, чтобы оградить Париж от войны. Благодаря его заботе ежедневно раздавали питание для 15 000 - 16 000 беженцев; от 800 до 900 девушек находили кров в приютах; в одном только приходе святого Павла Сёстры милосердия каждый день раздавали суп для 500 бедных, помимо ухода за 60 - 80 больными. В то время Винсент, не обращая внимание на опасности, которым подвергался, писал множество писем и наносил визиты во двор в Сен-Дени, чтобы покорить сердца миролюбием и добротой; он даже писал Папе, чтобы он вмешался и стал посредником для заключения мира между двумя партиями.

В то время распространялся янсенизм и Винсенту пришлось приложить усилия для защиты веры. Когда Дювержье Оранский (Duvergier de Hauranne), позже ставший настоятелем Сен-Сиран (St-Cyran), приехал в Париж (ок. 1621), Винсент проявил к нему интерес как к простому сельскому жителю, благочестивому и интересующемуся образованием. Но поняв лучше его идеи, касающиеся спасения, он арестовал его. Проанализировав «Augustinus» Янсениуса и «Частое причастие» Арнольда, Винсент стал бороться с сектой; он убедил епископа Лавора, Абра де Ракониса, выступить против них (Lavaur, Abra de Raconis). На Совете Совести он был против приёма в benefices всех, кто разделял их взгляды, и присоединился к канцлеру и нунцию, останавливавших распространение секты. Несколько епископов в Сен-Лазаре по его инициативе написали об этих заблуждениях Папе. Святой Винсент убедил 85 епископов осудить их пять знаменитых предложений, и склонил Анну Австрийскую написать Папе, чтобы ускорить его решение. Когда эти принципы были осуждены в 1655 году Папой Иннокентием X и в 1656 году Александром VII, Винсент боролся за то, чтобы эти решения были приняты всеми. Его старания в вопросах Веры, однако не помешали делам благотворительности. Он давал показания в защиту Сен-Сирана (St-Cyran), кого в 1638 году Ришельё отправил за решётку, и, по сведениям, помогал при его захоронении. Когда Иннокентий X огласил своё решение, он поехал поздравить с эти событием отшельников Порт-Руаяля, которые ранее высказывались за полное его одобрение; он даже просил этих проповедников, известных своим анти-янсенистким рвением, в своих проповедях избегать всего, что могло бы озлобить их противников. Монашеские ордена также попали под влияние Винсента. Он возглавлял не только Сестёр Посещения, основанных Франсиском де Саль (Francis de Sales), но и парижских Монахов Блаженного Таинства, помогавших Дочерям Креста (чьей задачей было обучение девочек в сельской местности); поддерживал реформы бенедиктинцев, систерсианцев, антонинцев, августинцев, премонстратенсианцев и Конгрегации Грандмонта; помогал кардиналу де Рошфоко (de Rochefoucault), проводившего реформы монашеских орденов Франции и называвшего Винсента своей правой рукой и убедившего его остаться в Совете Совести.

Усилия и благотворительность Винсента не ограничивались одной Францией. В 1638 году он направил своих священников проповедовать пастухам в Романской Кампаньи; преподавал им в Риме и Генуе exercices des ordinands, проповедовал в миссиях Савойи и Пьемонта. Других он направлял в Ирландию, Шотландию, Польшу, на Гебриды и Мадагаскар (1648-1660). Из всех трудов, которые он проводил за границей, один наиболее сильно заинтересовал его - положение несчастных рабов в Барбарии (Barbary), чью участь он однажды разделил. Это было от 25 000 до 30 000 человек, находившихся преимущественно в Тунисе, Алжире и Бизерте (Bizaerta), в основном христиане, захваченные турецкими корсарами. С ними обращались как с животными, обрекали на рабский труд, оставляя без физической и духовной заботы. Винсент ничего не упустил, чтобы помочь им, в 1645 году он послал к ним священника и монаха, за которыми последовали остальные. Винсент даже облёк одного из них полномочиями консула, чтобы более действенно помогать рабам. Они совершали частые поездки туда, духовно окормляя узников. В то же время они выступали посредниками между захватчиками и семьями пленённых, и способствовали освобождения некоторых из них. До момента смерти святого Винсента миссионерами было выкуплено 1 200 рабов, на что потребовалось 1 200 000 ливров. Они не боялись опасностей и преследований, которыми сами могли подвергнуться от турков. Это был результат глубочайшей веры и напряжённого духовного труда. Он был необычайно предан интересам своей страны, тщательно соблюдал положения веры и благочестия, углублялся в молитвы, размышления и все виды духовных и аскетических упражнений. Будучи человеком практического и рассудительного ума, он ничего не оставлял на волю случая; недоверие его себе равнялось его вере в Провидение; основав Конгрегацию Миссии и Сестёр милосердия, он не стал ограничивать их рамками жёсткого устава; только после долгих испытаний и обсуждений он решился в последние годы жизни дать им окончательный устав. Его старания соделать всё для спасения души не знали преград, он использовал все возможности для этого. С его смертью бедные Парижа потеряли своего самого лучшего друга и благодетеля, непревзойдённого и в наше время.

Спустя сорок лет после его смерти, в 1705 году, Генеральный настоятель лазаристов предложил начать процесс его канонизации. Множество епископов, среди которых были Bossuet, Fénelon, Fléchier, и Cardinal de Noailles, поддержали эту инициативу. 13 августа 1729 Бенедикт XIII объявил Винсента блаженным, а Климент XII канонизировал его 16 июня 1737. В 1885 Лев XIII объявил его покровителем Сестёр милосердия. За свою долгую и насыщенную жизнь Винсент написал большое количество писем, насчитываемых не менее 30 000. Их стали собирать после его смерти; в восемнадцатом веке было собрано 7 000, много было утрачено. Оставшиеся были напечатаны немного неточно в книгах «Lettres et conferérences de s. Vincent de Paul» (дополнение, Paris, 1888); «Lettres inédites de saint Vincent de Paul» (Coste in «Revue de Gascogne», 1909, 1911); «Lettres choisies de saint Vincent de Paul» (Paris, 1911); общее число напечатанных писем составило 3 200. Также собраны и напечатаны его труды «Conférences aux missionaires» (Paris, 1882) и «Conférences aux Filles de la Charite» (Paris, 1882).

ANTOINE DEGERT
Перевод Claudia C. Neira

Католическая энциклопедия, том XV
Copyright ї 1912 by Robert Appleton Company
Online Edition Copyright ї 2003 by K. Knight
Nihil Obstat, October 1, 1912. Remy Lafort, S.T.D., Censor
Imprimatur. +John Cardinal Farley, Archbishop of New York

Copyright ї 2004 by K. Knight. All rights reserved. Updated 3 November 2004.

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное