Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 11 августа


Святые 11 августа
Святая Клара Ассизская

Соосновательница Ордена Бедных Дам, или Кларисок, и первая настоятельница Сан Дамиано; родилась в Ассизи, 16 июля 1194 г.; умерла там же 11 августа 1253 г.

Была старшей дочерью Фаворино Скифи, графа Сассо-Россо, состоятельного представителя старинного римского рода, владевшего большим дворцом в Ассизи и замком на склоне горы Субасио (Favorino Scifi, Sasso-Rosso, Subasio). По крайней мере таковы традиционные сведения. Её мать, Бл. Ортолана, принадлежала благородному семейству Фьюми, отличалась прилежанием и благочестием (Bl. Ortolana, Fiumi).

С ранних лет Клара, по-видимому, была наделена редкостными добродетелями. Ещё ребёнком она целиком посвящала себя молитве и смирению, а в девичестве её отвращение к мирским благам и стремление к большей духовной жизни только возросли. Ей было восемнадцать лет, когда святой Франциск начал читать великопостные проповеди в церкви Сан Джорджио (San Giorgio) в Ассизи. Вдохновлённые слова Poverello зажгли огонь в сердце Клары; она тайно искала его и просила, чтобы он научил её также жить «в Еванегельском духеСвятой Франциск, сразу увидевший в Кларе одну из тех душ, избранных Богом для великих дел, и также, без сомнения, предвидевший, что многие последуют её примеру, обещал помочь ей. На Вербное воскресенье Клара в пышном облачении была на главной Мессе в кафедральном соборе, и когда все стали подходить к престолу, чтобы получить пальмовую ветвь, она не двинулась с места, как будто поглощённая видением. Все смотрели на девушку, когда епископ спустился из святилища и вложил пальмовую ветвь в её руку. В последний раз мир видел Клару. В эту же ночь она тайно покинула дом своего отца по совету святого Франциска и, сопровождаемая своей тётушкой Бьянкой и ещё одной сподвижницей, направилась в скромную часовню Порцункула (Porziuncula), где св. Франциск и его ученики встретили её с зажжёнными огнями в руках. Клара сняла своё богатое платье, и святой Франциск, отрезав ей волосы, одел её в грубую блузу и укрыл толстым покрывалом, и в этой одежде юная героиня дала обет посвятить себя служению Иисусу Христу. Это было 20 марта 1212 г.

Святой Франциск временно поместил её в бенедиктинский монастырь в Сан-Паоло, около Бастии, однако её отец, мечтавший устроить ей прекрасный брак, пришёл в ярость, когда узнал о её побеге, он делал всё, чтобы отговорить её от её смелых планов, и даже однажды пытался возвратить её домой силой. Но Клара твёрдо стояла на своём, упорная не по годам, и в конце концов граф Фаворино отпустил её с миром. Несколько дней спустя св. Франциск, чтобы обеспечить ей лучшее затворничество, о котором она просила, перевёл её в Сант Анджело в Панцо (Sant' Angelo in Panzo), другой женский бенедиктинский монастырь, на склоне горы Субасио. Здесь, спустя всего шестнадцать дней после её собственного побега, к ней присоединилась её младшая сестра Агнеса (Agnes), которую она так ловко прятала от преследований их взбесившихся родственников. Клара с другими сёстрами, бежавшими от мира, оставались в монастыре Сант Анджело до тех пор, когда св. Франциск не перевёл их в заброшенное здание по соседству с разрушенной часовней Сан Дамиано, находившейся за городом, полученную от бенедиктинцев для постоянного пребывания его духовных дочерей, и которую он восстанавливал своими руками. Так была основана первая община Ордена Бедных Дам, или Бедных Кларисок, как стал называться второй орден св. Франциска.

История Бедных Кларисок выделена в отдельную статью. Здесь достаточно будет упомянуть, что можно различить три периода в становлении нового ордена в период жизни святой Клары.

В самом начале у св. Клары и её сподвижниц не было письменного устава, за исключением очень короткой formula vitae, данной им св. Франциском, которую можно найти среди его работ. Несколько лет спустя, скорее всего в 1219 г., во время поездки св. Франциска на Восток, кардинал Уголино, ставший попечителем ордена после Григория IX, записал письменный устав для Кларисок в Монтичелли, приняв за основу устав св. Бенедикта, оставив ключевые положения последнего и добавив некоторые специальные установления. В этом новом уставе не было духа абсолютной бедности, столь дорогого сердцу св. Франциска, и орден практически стал бенедиктинской конгрегацией. Он был одобрен Гонорием III (булла «Sacrosancta» от 9 декабря 1219 г.) Когда Клара увидела, что устав, хотя и строгий в остальных отношениях, разрешал совместное владение собственностью, она смело и успешно сопротивлялась нововведениям Уголино, как полностью искажающими намерения св. Франциска. Последний запретил Бедным Дамам, как он уже запретил своим братьям, обладать какими-либо материальными благами, даже в совместном пользовании. Ничем не владея, они полностью зависели от того, что могли для них испросить Братья Малого ордена. Однако Уголино считал непрактичным для женщин в монастыре полный отказ от собственности. И поэтому, когда он приехал в 1228 году в Ассизи для канонизации св. Франциска (вступив на Папский престол под именем Григорий IX), то посетил св. Клару в Сан Дамиано и стал убеждать отказаться от традиции бедности, которой они придерживались до того времени, и принять некоторые средства на непредвиденный случай. Но Клара твёрдо отказалась. Григорий, считая, что она отказывается из-за боязни нарушить обет полной бедности, предложил ей освободить её от него. «Святой Отец, я прошу отпущения моих грехов», ответила Клара, «но я не желаю, чтобы меня освободили от обязанности следовать за Иисусом Христом».

Необычайная духовность Клары наполнила Папу восхищением, о чём красноречиво говорят дошедшие до нас его письма к ней, в которых 17 сентября 1228 года ей даются знаменитые Privilegium Paupertatis, исправляющие устав 1219 г. Автографический оригинал этих неповторимых «привилегий»--первых, когда-либо изданных Святым Престолом--сохранился в архиве Санта Кьяра (Santa Chiara) в Ассизи. Вот этот текст:

«Епископ Григорий, Слуга Слуг Божиих. Нашим возлюбленным дочерям в Христе Кларе и другим служительницам Христа, живущим вместе в церкви Сан Дамиано в епархии Ассизи. Здоровья и апостольского благословения. Несомненно, что желание всецело посвятить себя Богу заставило вас отказаться от всего бренного. Для чего, продав всё своё имущество и распределив его среди бедных, вы собираетесь абсолютно ничего не иметь, чтобы во всём следовать за Ним, Который стал бедным, и Который есть путь, истина и жизнь. Никакая нужда в необходимых вещах не заставит вас отказаться от ваших намерений, ибо левая рука вашего Небесного Супруга ниже вашей главы, чтобы поддержать ваше слабое тело, которое вы, по призыву милосердия, подчинили закону духу. В конце концов Тот, Кто питает птиц небесных, и Кто одевает и питает лилии полевые, не оставит вас без одежды и пропитания, пока не придёт Сам вам на помощь в вечности, когда правой рукой Своих утешений окружит вас изобилием Блаженного Видения. Поскольку вы просили это, мы одобряем апостольским покровительством вашу решимость на благородную бедность, и письменно подтверждаем, что никто не может принудить вас вступить во владение. Поэтому никому не позволительно нарушить это наше соглашение или противодействовать ему с безрассудностью. А если кто осмелится на это, пусть знает, что навлечёт на себя гнев Всемогущего Бога и Его Блаженных Апостолов, Петра и Павла. Даровано в Перуджи, пятнадцатых календ октября, во второй год понтификата.»

Возможно, что св. Клара испросила подобные «привилегии» и раньше, и получила их vivâ voce. С уверенностью можно говорить о том, что после смерти Григория IX Кларе пришлось вновь отстаивать принцип абсолютной бедности, предписанный св. Франциском, поскольку Иннокентий IV был склонен дать кларискам новый облегчённый устав, и твёрдость, с которой она добивалась своего, убедила Папу. И в конце концов, два дня спустя после её кончины, Иннокентий, без сомнений, по неустанным просьбам умирающей настоятельницы, торжественно утвердил окончательный Устав кларисок (булла «Solet Annuere», от 9 августа 1253 г.), и таким образом даровал им бесценное сокровище бедности, которую Клара, подобно св. Франциску, приняла на себя в начале своего обращения. Возможно, что автором этого последнего устава, являющимся по большей части переделкой mutatis mutandis, устава, составленного св. Франциском для Братьев Малого ордена в 1223 г., является кардинал Райнальдо (Rainaldo), епископ Остии и покровитель ордена, впоследствии Александр IV, хотя вполне вероятно, что св. Клара сама занималась его составлением. В любом случае, св. Франциск никак не может являться автором этого устава кларисок; он только оставил им в начале их духовной жизни уже упоминавшуюся краткую formula vivendi.

Св. Клара, назначенная св. Франциском в 1215 настоятельницей Сан Дамиано, во многом против её воли, продолжала управлять монастырём вплоть до своей смерти в 1253 г., примерно сорок лет спустя. Вряд ли стоит полагать, что она за всё время хоть раз выехала за пределы Сан Дамиано. Неудивительно поэтому, что о жизни св. Клары в монастыре, «укрытой с Христом в Боге», до нас дошло мало сведений. Нам известно, что она стала настоящим воплощением бедности, смирения и послушания св. Франциску; что она была особым образом посвящена Святой Евхаристии, и, чтобы возрасти в любви к Христу распятому, она выучила наизусть Обряд Страсти, составленный св. Франциском, и что в свободное от духовных упражнений время она занималась физическим трудом. Нет нужды говорить, что под руководством св. Клары община Сан Дамиано стала сокровищницей всевозможных добродетелей, очагом святости. Кларе довелось увидеть не только то, как младшая сестра Беатрикс, её мать Ортолана и её верная тётушка Бьянка вступили в орден вслед за Агнесой, но также и стать свидетельнице появления монастырей кларисок по всей Европе (Beatrix, Ortolana, Bianca). Поэтому трудно оценить, какое влияние оказала молчаливая настоятельница на женщин средневековой Италии, вдохновлявшая их на высшие цели. В частности, Клара показала, что женщины могут справиться с бедностью духовным или гражданским героизмом, и стала самой действенной сподвижницей св. Франциска, проповедовавшего о том, что дух святости, по замыслу Бога, «должен восстановить порядок в Церкви и нравственность в цивилизации людей Западной Европы». Не менее важная часть трудов Клары - это поддержка и ободрение, которое она оказывала св. Франциску. К ней он обращался, когда испытывал сомнения, и именно она убеждала продолжить его миссию среди людей, когда он считал, что его призвание скорее относится к жизни в созерцании. Когда поражённый болезнью и слепотой, св. Франциск в последний раз посетил Сан Дамиано, Клара из тростника соорудила ему небольшую хижину в оливковой роще вблизи от монастыря, где он составил свой знаменитый «Гимн Солнцу». После смерти св. Франциска процессия, сопровождавшая его останки из Порцункулы в город, остановилась в Сан Дамиано, чтобы Клара и её дочери почтили пронзённые руки и ноги того, кто научил их любить Христа распятого--патетическая сцена, которую запечатлел Джотто на одной из своих прекраснейших фресок. Клара, однако, считала, что св. Франциск навсегда останется живым, и ничто не не сможет поколебать её преданность идеалам Poverello, ревностной заботы, с которой она привязалась к его уставу и учению.

Когда в 1234 г. армия Фредерика II разоряла долины Сполето, солдаты, готовясь к штурму Ассизи, ночью взбирались на стены Сан Дамиано, сея страх в общине, Клара спокойно поднялась со своего больничного ложа, взяла ciborium (чашу для Причастия) из часовни, примыкающей к её келье, и подошла с ней к открытому окну, к которому уже приставили лестницу. В хрониках записано, что когда она подняла святое Причастие, солдат, которые уже собирались попасть в монастырь, отбросило назад, как будто ослеплённых, а остальные, следовавшие за ними, обратились в бегство. В связи с этим случаем св. Клару обычно изображают в искусстве с ciborium в руках.

Позднее на штурм Ассизи подошло более крупное войско, под командованием генерала Витале ди Аверса (Vitale di Aversa), которого не было при первой атаке, и Клара собрала дочерей и встала на колени в горячей молитве об избавлении города. Некоторое время спустя поднялась сильная буря, разбросавшая палатки солдат во все стороны и вызвавшая такую панику, что они снова обратились в бегство. Благодарные ассизцы, единодушно приписавшее своё спасение заступничеству Клары, ещё больше полюбили свою «Ангельскую Матерь». Клара надолго запечатлелась в сердцах людей, и почитание её только усилилось, когда её здоровье стало угасать из-за болезней и самоограничений. Мужественная и неунывающая до самого конца, несмотря на свою продолжительную и болезненную немощь, как пишет её современник биограф, в своей кровати «она пряла искуснейшего нить для самого прекрасного материала, из которого потом сшила более ста антиминсов, которые, обвернув в шёлковый кошель, поручила раздать в церкви на равнинах и горах Ассизи». А когда она почувствовала приближение смерти, то собрала своих опечаленных монахинь, напомнила им о том, как много милостей они получили от Бога и просила оставаться верными евангельской бедности. Папа Иннокентий IV приехал из Перуджи навестить умирающую святую, уже получившую последние причастие из рук кардинала Райнальдо. Её сестра, св. Агнеса, вернулась из Флоренции, чтобы утешить Клару в последний раз; Лео, Анджело и Юнипер (Juniper), три старых товарища св. Франциска, тоже находились у ложа умирающей святой. Св. Клара попросила вслух прочитать Страсти Господни от Иоанна, также, как это было двадцать семь лет назад, когда в Порцункуле умирал св. Франциск. Наконец, на рассвете 11 августа 1253 г., святая основательница ордена Бедных Дам мирно почила в обстановке, которую современный ей биограф описал с трогательной простотой. Папа вместе с курией прибыл в Сан Дамиано на похороны святой, больше напоминавшими триумфальное шествие.

Клариски хотели, чтобы тело их основательницы осталось у них в Сан Дамиано, но правители Ассизи приняли меры, чтобы мощи почитаемой ими святой остались в городе, который, как они считали, она дважды своими молитвами спасала от разорения. Повсюду можно было услышать о чудесах, происходивших по молитве св. Клары. Неосмотрительно, говорили ассизцы, оставлять её тело в уединённом месте без стен; в её честь также нужно было возвести церковь, как «главной сподвижнице блаженного Франциска в соблюдении полноты Евангелия». Пока же останки св. Клары поместили в часовню Сан Джорджио, где проповеди св. Франциска впервые тронули её юное сердце, и куда также было перенесено его собственное тело в ожидании окончания строительства базилики Сан Франческо. Два года спустя, 26 сентября 1255 г., Клара была торжественно канонизирована Александром IV, и вскоре было начато строительство церви Санта Кьяра, в честь второй великой святой Ассизи, по проекту Филиппо Кампелло, одного из выдающихся архитекторов своего времени (Santa Chiara, Filippo Campello). 3 октября 1260 г. мощи Клары была перенесены из часовни Сан Джорджио и захоронены глубоко под землёй, под главным алтарём вновь отстроенной церкви, недоступно взгляду и досягаемости. Пролежав там шесть веков, как и останки св. Франциска, после долгих поисков могила Клары была обнаружена в 1850 г., к великой радости ассизцев. 23 сентября того же года гроб был вынут из земли и открыт, тело и одежда были изъедены пылью, но скелет остался в прекрасном состоянии. Наконец 29 сентября 1872 г. кости святой были перенесены с большими почестями архиепископом Печчи (Pecci), впоследствии Львом XIII в склеп церкви Санта Кьяра, построенной для этого, где они и находятся сейчас. День св. Клары празднуется Церковью 12 августа; праздник первого перемещения останков остался в календаре 3 октября, и день обретения её мощей отмечается 23 сентября.

Осталось мало источников сведений о истории св. Клары. Это (1) Завет, приписываемый ей и несколько прекрасных Писем, адресованных ею блаженной Агнесе, княгине Богемской; (2) Устав кларисок, и несколько ранних Папских булл, относящихся к ордену; (3) прижизненная Биография, записанная в 1256 по приказу Александра IV. Это жизнеописание, обычно приписываемое Фоме Челанскому (Thomas of Celano), является источником более поздних биографов, почерпнувшими из него сведения.

PASCHAL ROBINSON
Transcribed by Rick McCarty

The Catholic Encyclopedia, Volume IV
Copyright c 1908 by Robert Appleton Company
Online Edition Copyright c 2003 by K. Knight
Nihil Obstat. Remy Lafort, Censor
Imprimatur. +John M. Farley, Archbishop of New York

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное