Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 15 июля


Святые 15 июля
Святой Бонавентура, епископ и Учитель Церкви
(факультативная память)
Бонавентура, Учитель Церкви OFM B (RM)

Родился в Баньоре возле Витербо (Bagnorea, Viterbo), Италия, в 1221; умер в Лионе, Франция, в 1274; канонизирован в 1482; объявлен «Ангельским» Учителем Церкви в 1587 Сикстом V; его праздник раньше отмечался 14 июля.

«Смотрите лучше не на свет, а на бушующее пламя, с сильным жаром и пылающей любовью несущее душу к Богу.» -- Бонавентура.

«Шипы и крест, гвозди и копьё,
Раны, наше бесценное наследие...
Пусть всё это наполнит наши души,
И взволнует преданностью любви...
Христос, преданный трусливой рукой,
Христос, за нас ставший пленником,
Христос на дереве мучений,
Убитый за человека - все восхвалим Тебя.»
--святой Бонавентура

«В красивых вещах святой Франциск увидел красоту, и по Его следам, оставшимся в мироздании, он следовал за своим Любимым везде, собирая из всего лестницу, по которой смог взобраться и обнять Того, Кого он столь страстно желал.» --Бонавентура

«Так как счастье есть лишь наслаждение Высшим Благом, а Высшее Благо всегда выше нас, мы не можем быть счастливы, не поднявшись над собой. Так как мы не можем подняться выше себя своей собственной силой, мы должны полагаться на сверхъестественную силу, поднимаемую высшей силой, склоняющейся, чтобы поднять нас. Однако как бы мы ни улучшали себя, это не принесёт нам пользы, если нам не придёт помощь свыше. Божественная помощь приходит тем, кто ищет её с благоговейным и смиренным сердцем; это достигается горячей молитвой.»

«Молитва, поэтому, есть источник и начало всякого пути наверх, к Богу. Обратимся же все, к молитве, и скажем Господу Богу: "Веди меня, о Господи, Твоими путями, дабы я пришёл к Твоей истине.."»

«Размышление о Христе - материальное действие, но оно духовно в разуме... Поступая так, вы успокоите свой разум, научитесь добродетелям, получите силу духа. Пусть размышление о жизни Христа станет для вас единственной целью, вашим отдыхом, вашей пищей, вашим желанием, предметом вашего изучения.»

«Размышляя о Страстях Господних, душа получит новое сострадание, новую любовь, новые утешения, и поэтому, новое состояние души, предзнаменующее и разделяющую вечную славу.» --святой Бонавентура.

Родился с именем Giovanni (Иоанн) di Fidanza, недостоверная легенда гласит, что имя Бонавентура («благое счастье») ему дал святой Франциск Ассизский, исцеливший его в детстве от опасной болезни и воскликнувший: O buona ventura!

Современник святого Томаса Аквинского и святого Альберта Великого, он поступил в парижский университет в 14 лет. Здесь богословию его обучал английский францисканец, Александр Уэльсский («Неоспоримый Учитель»); возможно, под его влиянием он в 20 лет вступил в орден.

К 1248 он получил степень бакалавра по Писанию; два года спустя стал бакалавром богословия; через три года стал магистром богословия и получил профессорскую должность у Братьев Меньших. Преподавал богословие и Писание, много лет проповедовал в Париже (1248-1255), особо останавливаясь на наиболее насущных вопросах того времени.

Его проповеди вызывали недовольство светских профессоров, завидовавшими успеху нищенствующего монаха, понимавшими, что сравнение его сурового образа жизни с их собственным будет не в их пользу. Очевидно, их презрение к францисканцу привело к задержке в получении им докторской степени по богословию, однако это вовсе не расстроило Бонавентуру. С Томасом Аквинским он защищал нищенствующих братьев от оппонентов.

Когда глава мирян, Уильям святого Оружия (William of Saint-Armour) написал Опасности последних времён, Бонавентура ответил на это, опубликовав О бедности Христа, трактат о святой бедности. Папа Александр IV осудил Уильяма святого Оружия, велел сжечь его книги, и потребовал остановить нападки на францисканцев. Таким образом нищенствующие ордена были вновь учреждены в Париже, а Бонавентура и Томас получили докторские степени по богословию в 1257 г.

В тот же год, в возрасте всего лишь 36 лет, Бонавентура был выбран главным магистром францисканского ордена. На этой должности он должен был решать сложные задачи, и хотя святой Франциск и установил бесподобный духовный идеал для своего ордена, как организация он был слаб, поскольку после смерти Франциска в нём возникло множество группировок.

На общем собрании ордена в Нарбонне в 1260, Бонавентура разработал свод установлений в виде устава, имевшего постоянный характер для ордена, поэтому его считают сооснователем ордена францисканцев. Однако считали, что он ослабил дух святого Франциска; Жизнь, которую он написал о нём, должна была обеспечить единство среди братьев, была точна, но не закончена, и он изменил устав, запрещавший братьям получать деньги или обладать собственностью.

Строго следовавшие духу святого Франциска, братья более всего ценили бедность, выше образования. Бонавентура особо подчёркивал важность образования, и необходимость для ордена книг и построек. Он настоял на том, чтобы братья получали образование в университетах, считая, что францисканцы смогут лучше проповедовать и осуществлять духовное руководство в сравнении с менее образованным духовенством.

Помимо богословских и философских трудов, святой Бонавентура оставил нам множество трактатов о аскетизме, некоторые из которых были переведены на английский, включая Путешествие души к Богу. Гимн В искупляющей печали Господней является переводом Бонавентуры. Другие его работы: Комментарий к осуждению Питера Ломбарда (охватывающий целый пласт схоластического богословия), мистические труды Breviloquium, Itinerarium mentis ad Deum, De reductione artium ad theologium, Совершенствование жизни (написанным для блаженной Исабеллы, сестры святого Людовика IX, и её монастыря Бедных Кларисок), Монолог, Путь с тремя поворотами , комментарии к Библии и проповеди.

Бонавентуре предлагалась должность архиепископа Йоркского в 1265 г., но он отказался принять такую честь. В 1273, по большей части против его воли, Бонавентура был назначен кардиналом и епископом Альбано Папой Григорием X. О его простоте говорит такой случай: когда ему принесли кардинальскую шляпу в монастырь Муджелло (Mugello) возле Флоренции, он попросил легатов повесить её рядом на дерево, поскольку в тот момент мыл посуду, и руки его были мокрыми и жирными.

На следующий год Папа Григорий пригласил его составить программу работы XIV Собора в Лионе для обсуждения воссоединения Рима и Восточных церквей. Святой Томас Аквинский умер по дороге на собор. Бонавентура играл решающую роль во временном воссоединении на соборе, а в перерыве между третьей и четвёртой сессией проводил собрание ордена. Бонавентура умер в то время, когда в Лионе продолжал идти собор, и там же, в Лионе, был похоронен.

Доброе имя Бонавентуры основывается на его личной доброте и искусстве богослова. «Глядя на него казалось, что Адам вовсе не согрешил,» писал Александр Уэльсский, а когда он умер, в официальном заключении Лионского собора указывалось: «Утром умер прославленной памяти брат Бонавентура, человек выдающейся святости, добрый, приветливый, благочестивый и милосердный, полный добродетелей, возлюбленный Богом и людьми... Бог даровал ему милость, что любой, видевший его, проникался к нему огромной и сердечной любовью.»

С святым мог поговорить любой желающий получить у него совет, и он так объяснял свою готовность прийти на помощь простому брату-мирянину, «я прелат, и в то же время и хозяин, а вот этот бедный брат - мой брат и мой хозяин.»

Хотя Бонавентура и Томас Аквинский были друзьями, они сильно разошлись в вопросе о неоаристотелианстве, вводимом в богословие, святой Бонавентура боялся, что философия станет выше богословия, и окажется важнее откровения.

Святой Бонавентура был человеком исключительной образованности, но он всегда подчёркивал, что любовь и знание Бога глупца могут оказаться больше, чем человеческая мудрость. Чтобы приблизиться к Богу, говорил он, «нужно менее полагаться на разум, и более на благодать, менее на книги, и полностью на дар Божий, которым является Дух Святой.» Превыше всего он ценил милосердие: «Ибо поистине, бедная и необразованная старушка может любить Бога более, нежели доктор богословия.»

Бонавентура верил в то, что сотворённый мир носит в себе знак Божий. Но нужна вера, отточенная разумом, чтобы увидеть божественное. Когда его друг Томас Аквинский спросил Бонавентуру, откуда он черпает свои обширные познания, Бонавентура указал на распятие. «Я изучаю лишь распятого, Иисуса Христа,» ответил он.

Философия сама по себе является всего лишь инструментом, и если бы она не была озарена светом откровения, то привела бы к ошибке, или к сухим умствованиям и интеллектуальными аргументами для самой себя. В своём противлении философии Аристотеля, святой Бонавентура, без сомнений, зашёл слишком далеко, и синтез, полученный святым Томасом, не имел ни одного из пагубных следствий, которых он опасался. И всё-таки, отдавая первенство богословию, он занимает место рядом с величайшим из христианских мыслителей, святым Августином, а подчёркивая верховенство благодати, он идёт по стопам основателя своего ордена, святого Франциска (Attwater, Benedictines, Bentley, Costelloe, Encyclopedia, Gilson, White).

Другие документы о святом Бонавентуре:

Superna caelestis Сикста IV (1482) (О канонизации св. Бонавентуры )

В искусстве святой Бонавентура изображается в виде кардинала, во францисканском одеянии, читающим или пишущим. Иногда его показывают (1) с Древом Жизни (т.e., Христос, распятый на дереве); (2) с красным цветением в распятии; (3) с епископским посохом и митрой, или с кардинальской шляпой; (4) держащим дарохранительницу; (5) получающим Причастие от ангела; (6) с ангелом, слушающим его молитвы; (7) с папской тиарой на столе перед ним; (8) в библиотеке с Томасом Аквинским, которому он показывает на распятие; (9) в качестве кардинала, председательствующим на Лионском соборе; или, на картине Francisco de Zurbarán, (10) с Папой и императором на его похоронах (Roeder).

Давид из Мункерторпа, OSB B (AC)
(также известен как Давид Шведский)

Умер ок. 1080 г.; в некоторых календарях его день 25 июня. Традиционно Давида считают английским бенедектинцем, который страстно желал отдать свою жизнь за Христа. Когда он услышал о смерти трёх племянников святого Зигфрида , Уинамана, Унамана и Сунамана, то попросил святого, чтобы тот направил его в Синенгу, Вастманланд (Sigfrid, Winaman, Unaman, Sunaman, Sinenga, Vastmanland). Очевидно, именно он основал бенедиктинское аббатство Монкенторп или Манкторп (Monkentorp, Munkthorp), где стал настоятелем. Считается, что он стал первым епископом Вастераса (Västeräss, Vasteras). Давид там энергично вёл миссионерскую работу и мирно почил в преклонном возрасте. На его могиле были отмечены чудеса. (Benedictines, Farmer).

Владимир Киевский, князь (AC)

Родился ок. 955 г.; умер в Бересиксе (Beresyx), Россия, в 1015 г. Владимир был внуком святой Ольги, скандинавской правительницы, обратившей в христианство киевскую провинцию, и незаконнорождённым сыном великого князя Святослава и ключницы Малушки. Когда Святослав умер в 972 году, три его сына стали бороться за трон. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 977 году, когда его сводный брат Ярополк разгромил и убил другого сводного брата Олега и захватил Новгород. Владимир вернулся с армией викингов, взял Новгород, схватил и убил Ярополка в Родно в 980 году.

Печально известный своей жестокостью и варварством, Владимир теперь стал правителем России. Он покорил Херсон в Крыму в 988 г. В том же году он заключил военный союз с византийским императором Василием II. После долгих колебаний Владимир крестился в 989 для того, чтобы жениться на христианке Анне, сестре императора. Его обращение ознаменовало начало христианства в России.

Владимир серьёзно воспринял новую религию и хотел навязать её силой своему народу, не все из которого желели принять её. Он поменял свою собственную жизнь, отпустил своих пять бывших жён, построил школы и церкви, порушил идолы, пригласил греческих и римских миссионеров, обменялся послами с Римом, отменил или сильно ограничил смертную казнь, щедро одаривал нищих, и помогал святому Бонифацию в его миссионерских поездках к печенегам. В поздние году правления его беспокоили восстания сыновей от его прежних браков, но два его сына от Анны, Романус (Борис) и Давид (Глеб), стали святыми.

Владимир умер во время экспедиции против своего восставшего сына Ярослава в Новгороде. На смертном одре Владимир раздал все свои владения друзьям и бедным. Его решительное обращение в новую веру заставило последующие поколения считать князя Владимира основателем христианства на Руси. Он стал святым, а также персонажем цикла фольклорных и героических поэм. Его потомок Владимир Мономах, женился на Гите (Gytha), дочери английского короля Гарольда. Владимир - святой покровитель российских католиков (Attwater, Benedictines, Delaney, Encyclopedia).

Две русские иконы неизвестного автора святого Владимира:
[Saint Isaac of Syria Skete, Boscobel, WI]
с свв. Борисом и Глебом

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное