Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 25 апреля


Святые 25 апреля
Праздник
Святого Марка, евангелиста
Евангелист Марк (RM)

Умер ок. 75 г.; на Востоке его день отмечают 23 сентября; день переноса его останков в Венецию отмечается 31 января.

Среди молодых персонажей Нового Завета можно отметить Иоанна Марка (Деян. 12:25). Из всех четырёх Евангелий его записи - самые живые и информативные, возможно потому что они - самые ранние из всех записанных, 60 - 70 гг. н.э. Во многом - это самое описательное Евангелие, и кажется, что написано оно довольно быстро. Папий, епископ Иерапольский, Малая Азия, назвал его переводчиком Петра, ок. 130 г., и утверждал, что он проповедовал Евангелие в Александрии (Papias, Hierapolis). По древней традиции считается, что это Евангелие было записано в Риме для христиан, бывших язычников.

Он записал историю Иисуса как он услышал её из уст святого Петра. «Потому что», говорит Папий, «он не слышал Господа, даже не был его учеником, а позже слушал Петра, который собрал Его учения для нужд того момента, а не составлял упорядоченное собрание Его высказываний. И так Марк не сделал ошибок, записывая частности, просто вспоминая их».

Евангелие от Марка написано на неуклюжем греческом, полном семитских оборотов, громоздних причастий и тяжёлых переходов. Всё же это простой язык, лишённый ораторских оборотов, без утончённого синтаксиса, возможно - наилучший язык, чтобы передать плоть и кровь Христову. Чудеса, сотворённые Иисусом, должно быть, глубоко поразили Марка, поскольку Евангелие изобилует ими. Чтобы показать божественность Иисуса римлянам, Марк больше показывает Иисуса чудотворцем, нежели исполняющим пророчества, которые могли быть незнакомы возможным читателям.

В Евангелии от Марка изложено множество требований Иисуса к Своим последователям.
Saint Mark
Изображение святого Марка
Saint Charles Borromeo Church

Иисус пострадал, говорит Марк, и Его последователи также пострадают. В самом деле, Иисус явно предупредил учеников об этом. Но также очевидно, что те, кто вынесут эти страдания, будут щедро вознаграждены, для чего Марк в первых стихах пишет: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия».

Другой ранний историк, Евсевий (Eusebius), говоря о словах святого Климента Александрийского, пишет что святого Марка, последователя святого Петра, римский торговец попросил записать проповеди святого Петра. Святой Иреней (Ireneaus) также сообщает, что Марк был переводчиком святого Петра.

Святой Марк был племянником Варнавы (Кол. 4:10). Его мать, Мария, очевидно, была влиятельной персоной в Иерусалиме, поскольку её дом становится центром притяжения ранней Церкви. Когда святой Пётр бежал из тюрьмы, он пришёл «к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12), а за дверью отвечала служанка по имени Рода.

Возможно, Марк был левитом, поскольку мы знаем, что его родственник Варнава был им (Деян. 4:36) и, возможно, младшим прислужником в синагоге. Он сопровождал Павла и Варнаву в Антиохию в 44 г. н.э. (Деян. 12:25), затем в Саламин на Кипр (Деян. 13:5), и был с Варнавою в первом миссионерском путешествии Павла, но оставил Павла в Пергии и возвратился в одиночестве в Иерусалим (Деян. 13:13). По какой-то причине он обидел Павла, который не взял его во вторую миссионерскую поездку в Киликию и Малую Азию, что послужило поводом к разделению Павла и Варнавы (Деян. 15:36-40).

Марк сопровождал Варнаву на Кипр (Деян. 15:39) и затем, по благосклонности Павла, был с ним в Риме во время его первого заключения (Кол. 4:10), где, очевидно, он стал учеником Петра, который нежно называет его «мой сын, Марк» (1 Петр. 5:13). Во время второго заключения Павла в Риме, незадолго до мученической смерти, он пишет Тимофею, который был в Эфесе, «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.» (2 Тим. 4:11).

По ранней недостоверной традиции, записанной Евсевием, Марк является первым епископом Александрии, но ни Папий, ни Климент Александрийский не упоминают об этом. Традиция говорит нам о том, что по прибытии в Александрию, как и Павел, когда приехал в Дамаск, Марк нашёл себе жильё, и соседом у него был башмачник. Он тоже стал святым, и его день отмечается ныне как день Анания. Традиция также рассказывает, что Марк принял мученическую смерть во время императора Траяна или в «в восьмой год Нерона», а башмачник Ананий стал его преемником на посту епископа.

Во время пасхального воскресения, говорит нам недостоверная легенда, 24 апреля 68 года, Марка арестовали. Длинный путь Иисуса от Гефсимании до дворца Анны, для которого у Марка не хватило смелости пройти в Иерусалиме, был оставлен для него, с верёвкой на шее, из Александрии в маленький порт Буколь (Bucoles).

По пути он несколько раз падал. Наконец, после того, как он прошёл весь день и всю ночь с верёвкой, и почувстовав, что она глубоко впилась в его тело, он не хотел, чтобы её убрали. Он хотел, чтобы этот воротник стал его участью, этот маленький хомут, и умер задушенным.

Tintoretto
Похищение тела умершего св. Марка
Tintoretto, Galleria dell'Accademia, Venice
Электронное изображение Web Gallery of Art
Tintoretto
Чудо св. Марка, освобождающего раба
Tintoretto, Galleria dell'Accademia, Venice
Электронное изображение Web Gallery of Art

На Востоке считается, что Иоанн Марк - это другой епископ Библиоса, чей день отмечается 27 сентября.

Не смотря на замечания Папия о том, что Марк никогда не был знаком с Иисусом, существует мнение, что он был тем неизвестным молодым человеком из Мф. 14:51-52, который появляется во время Предательства, обёрнутый в простыню, как будто только что встав из постели, и которому удалось сбежать ночью. Весьма вероятно, что это и был святой Марк, ещё в юном возрасте, но это всего лишь предоложение. Другие исследователи Св. Писания полагают, что Последняя Вечеря могла быть в комнате для паломников матери Марка, и что Гефсиманский сад принадлежал их семье. Было обычным оставлять одного из членов семьи или слуг спать в саду для защиты от воров, тогда становится понятным, почему мальчик спал под открытым небом. (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Gill, Walsh, White).

В искусстве святого Марка изображают евангелистом с книгой или свитком и с крылатым львом. Иногда (1) с пальмой и книгой (иногда с надписью pax tibi Marce на книге); (2) епископом с троном, украшенным львами; (3) приходящим на помощь венецианским мореплавателям; или (4) освобождающим христиан из рабства сарацинов (Roeder).

Крылатый лев используется как символ святого Марка. Это одно из крылатых созданий Иезекииля 1:10; 10:14, которые иудейскими исследователями связывались с четырьмя архангелами (Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил), а позднее - с четырьмя великими пророками (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил).

Во втором веке нашей эры христиане преобразили их в эмблемы четырёх евангелистов (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) с письменными пояснениями. С V века они стали их символами в искусстве. По традиции, крылатый лев соотносится со святым Марком потому что его Евангелие говорит о царском достоинстве Христа и потому что он начинает своё повествование о святом Иоанне Крестителе «гласом вопиющего в пустыне» (Appleton).

В Сети можно найти следующие изображения святого Марка:
Коптская икона неизвестного автора:
Коптская икона неизвестного автора: Пишущий святой Марк
Греческая икона неизвестного автора
Греческая иллюстрация X века неизвестного автора
Французская иллюстрация XIV века: Пишущий святой Марк
Джованни Беллини: Святые Пётр и Николай, Марк и Бенедикт
Paolo Veneziano: Сцена из жизни св. Марка

Святой Марк - покровитель Венеции, куда, как предполагается, его останки были перенесены в IX веке из Александрии. Хотя первая церковь была разрушена в IX веке, в заново построенной в 976 году базилике хранятся останки и великолепный ряд мозаик с эпизодами из жизни и смерти святого Марка. Он также является покровителем Египта, стекольщиков, нотариусов, секретарей и испанских скотоводов (к чему нет явного объяснения). К нему обращаются пленники (Roeder, White).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное