Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Католические святые 14 февраля


Святые 14 февраля
Святые Кирилл и Мефодий
(память)
Святые Кирилл и Мефодий

Родились в Фессалониках, Греция; Кирилл в 827 г., Мефодий в 815 (по другим данным в 826); умерли соответственно в Риме 14 февраля 869 г. и возможно в Старе Место (Велеград, Чехословакия) 6 апреля 884 г; раньше праздник приходился на 7 июля или 9 марта); Папа Иоанн Павел II в 1981 провозгласил их со святым Бенедиктом покровителями Европы.

«Мы молим Тебя, Господи, дать нам, рабам Твоим, во все дни жизни нашей на земле разум без прежних злых помыслов, чистую совесть и искренние мысли, и сердце с любовью к нашим ближним; ради Иисуса Христа, Твоего Сына, нашего Господа и Единственного Спасителя.»

- из коптской литургии св. Кирилла.

Кирилл и Мефодий были братьями, родившимися в семье сенатора, оба достигли высокого положения в жизни. Мефодий стал правителем колонии в славянской провинции Опсикион (Opsikion). Младший, Кирилл, при крещении получивший имя Константин, стал ведущим философом в константинопольском университете. Он с раннего возраста учился в имперском университете Константинополя при Льве Грамматике и Фотии, был рукоположен в диаконы, и через некоторое время занял место Фотия в университете. Кирилл также работал библиотекарем при храме св. Софии, где он получил репутацию «Философа». Мефодий также был рукоположен. Оба отвергли мирскую жизнь, предпочтя жить в босфорском монастыре.
SS. Cyril and Methodius
Святые Кирилл и Мефодий
Courtesy of Saint Charles Borromeo Church

В 861 г. император Михаил III направил Кирилла в район Днепра и Волги обращать хазар, которые были иудеями. Его брат сопровождал его. Оба были блестящими лингвистами и скоро выучили язык хазар. Они вернулись в свой монастырь после успешно выполненного задания, и Мефодий стал настоятелем в одном из главных монастырей Греции.

Практически сразу же, в 863 г., патриарх константинопольский Фотий, отправил их обращать жителей Моравии, по просьбе князя Ростислава. Немецкие миссионеры не смогли обратить моравцев, а Кириллу и Мефодию это удалось благодаря знанию языка славян.

Они разработали алфавит, названный глаголицей, с которого началась славянская письменность (азбука кириллица, традиционно приписываемая Кириллу, возможно была результатом работы его последователей в Болгарии, хотя обе они могли быть разработаны св. Кириллом). Кирилл с помощью своего брата, перевёл литургические книги на славянский язык.

Тем временем они встретились с враждебностью со стороны немецкого духовенства из-за того, что во время богослужений они применяли славянский язык и потому что они были из Константинополя, который на Западе обвиняли в ереси. Более того, их миссионерский труд затруднялся отказом немецкого епископа Пассау рукопологать их кандидатов в духовенство.

В Риме были наслышаны о их благих трудах. Папа Николай I вызвал их к себе, но когда они прибыли в Рим, он умер. Они поехали в неудачное для себя время. Фотия сняли с его поста (потому что он был незаконно туда назначен), а их литургическое использование славянского языка подвергалось резкой критике. Приемник Николая, Адриан II, встретил их тепло. Они подарили ему предпологаемые останки святого папы Климента, о которых Кирилл говорил, что они были чудесным образом обретены из моря в Крыму при его возвращении от хазар.

Адриан убедился в их православии, одобрил их использование славянского языка в литургии, и они произвели на него такое впечатление, что должны были быть рукоположены в епископы. Считается, что перед тем, как это произошло, Константин стал монахом ордена святых Бонифация и Алексия в Риме и принял имя Кирилл, но вероятно умер перед рукоположением в епископы. Его похоронили в красивой церкви св. Климента в Кольяне (Coelian) в Риме, где сохранились античные фрески погребения Кирилла. Его раннее захоронение было найдено в 1880 г. в нижней части церкви, а сейчас оно находится в часовне, названной в честь его и его брата, в правом приделе храма.

Мефодия рукоположили в епископы и он продолжил борьбу в одиночку, часто в опасных языческих землях. У него было письмо от Святого Престола, рекомендующего его как человека «исключительно понимающего и православного». По просьбе князя Козеля Моравии и Паннонии, Папа Адриан восстановил древнюю митрополию Сирмия (теперь Митровица), состоящей из Моравии и Паннонии, независящей от немецких иерархов, и назначил Мефодия архиепископом Велеграда, Чехословакия (Sirmium, Mitrovitsa, Velehrad).

Хотя его поддерживал Папа, многие немецкие епископы проявляли недовольство его работой среди моравцев (возможно, из-за потери территории). Немецкий король Людовиг по настоянию епископов снял его с поста на синоде в Ратисбоне (Регенсбург) и фактически заключил его в тюрьму на два года в 870 г (Ratisbon, Regensburg). Папа Иоанн VIII освободил его и вернул на кафедру, однако запретил использовать славянский язык в литургии, считая это политическим вопросом, хотя и разрешал Мефодию использовать его в проповеди. В то же самое время Иоанн напоминил немецким епископам о том, что Паннония и другие патриархаты Иллирикума принадлежат Святому Престолу.

В последующие годы Мефодий продолжал труды по евангелизации Моравии, но стал врагом племянника Ростислава, Святоплука, который сместил своего дядю. Мефодий обвинял Святоплука в греховности. Соответственно, в 878 году, в Святой Престол доложили, что Мефодий продолжает использовать славянский язык во время литургии, обвинив его в ереси и в том, что он пропускает слова «и Сына» (filioque) в Символе Веры, хотя в то время на Западе это не везде использовалось, даже в Риме. Мефодия снова вызвали в Рим в 897 г. Иоанн был убеждён в том, что он не был раскольником, и приняв его аргументы, разрешил ему использовать славянский язык в богослужении и молитвах.

Наконец, Мефодий вернулся в Константинополь для того, чтобы закончить начатый им и братом перевод Библии. Борьба Мефодия с немцами продолжалась в течении всей его жизни. Особенно досаждал ему епископ Нитрийский Вихинг (Wiching), который пошёл на подделку папского письма в свою пользу. После смерти Мефодия Вихинг выгнал его главных последователей, включая святого Климента Словенского, который вынужден был найти себе убежище в Болгарии.

Эти подвижники веры считаются «апостолами славян» или «южных славян». Даже сегодня литургическим языком русских, сербов, украинцев и болгар является тот, который был разработан братьями. Папа Лев XIII в 1880 постановил отмечать их праздник во всей Церкви. Мефодий считается родоначальником применения разговорного языка в литургии и также покровителем экуменизма (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Farmer, Schamoni, Walsh, White).

В искусстве оба изображаются в виде восточного епископа и монаха (русская икона неизвестного автора), держащими между собой храм.

Иногда их окружают болгарские обращённые, на других иконах Мефодий держит картину Страшного Суда (Roeder). Кирилла изображают в длинном епископском облачении (White). Особенно их почитают в Болгарии (Roeder). Их покровительство распространяется на бывшую Югославию, Чехословакию и всю Европу (White).

Валентин из Терни BM (RM)

Умер ок. 269 г. Валентин из Терни (Interamna) и из Рима, согласно Болландистам, скорее всего, один и тот же мученик.

Происхождение дня святого Валентина неясно, также как и традиция посылать валентинки. По обычаям, принятым в сельской части Англии, в этот день полагалось выбирать себе друга или любовника на предстоящий год. Это был весёлый обычай. Свёрнутая бумажка заключала в себе тайное имя возлюбленного или по почте могла отправляться карточка с сентиментальными стихами или забавными символами.

Илия (Elia) рассказывает историю о художнике, который, живя по соседству с девушкой, будучи незнаком с нею, вздыхал по ней ежедневно, когда видел её. Однажды он решился послать ей валентинку, поскольку она была само счастье и невинность. Он нарисовал картинку для неё на прекрасной позолоченной бумаге и отправил её. На другой день из своего окна напротив он увидел, что его драгоценное послание было доставлено. Он увидел, что она открыла его с восхищением и как она танцевала и хлопала в ладоши; так как у неё не было возлюбленного, она посчитала это волшебным подарком, посланным свыше, как говорили, когда даритель был неизвестен. «Это не повредило бы ей», говорит Илия, «это было бы ей только на пользу. Хорошо любить незнакомца». Вот так Бог посылает Свои дары каждому из нас из Своего тайного источника. «Каждый хороший и совершенный подарок - свыше, и идёт от нашего Отца».

Другие считают, что обычай дня св. Валентина - это наследие языческого римского фестиваля Lupercalia, проводивщегося в феврале. Чтобы заменить языческое суеверие мальчиков, рисующих имена девочек, в честь февральской богини Юноны, несколько рьяных пасторов поменяли их на имена святых на открытках, дарившихся в этот день.

Однако этот день относит нас к более грустным и славным воспоминаниям о мученичестве верных. Римская мартирология отмечает день епископа Интерамны (Терни) (Interamna, Terni) в 60 милях от Рима, которого бичевали, заключили в тюрьму, а затем обезглавили по приказу Плацидия (Placidius), префекта Интерамны.

Множество исследователей полагают, что Валентин из Рима - это тот же Валентин из Терни. Считается, что епископ из Интерамны был римским священником, который стал епископом, был осуждён в своей архиепарихии и приведён в Рим для исполнения наказания. После его смерти его останки были перемещены в Терни. Истории двух епископов-мучеников, однако, необычайно схожи.

Других сведений о Валентине нет. Если отвлечься от слащавых обычаев сегодняшнего времени, то его память будет светить нам сквозь века преследований, как память того, кто помогал последователям Иисуса, и кто разносил Благую Весть. Из темноты ночи придёт тайное послание или рука помощи, несущая надежду и успокоение. Представим себе, что значит для осуждённого или мучимой души уверенность в том, что кто-то любит её и заботится о ней. Валентин был неизвестным благодетелем, тайным другом мучеников, тех, кто пострадал и был увенчан славой ради их спасения.

Интересно заметить, что с 1835, кармелитская церковь в Дублине стала претендовать на обладание его мощами (Benedictines, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Gill, White).

В искусстве святой Валентин изображается в виде епископа с больным или эпилептическим ребёнком у своих ног. Иногда (1) около него может быть петух, (2) или он может быть показан отвергающим идола, или (3) обезглавленным (Roeder).

Валентин - покровитель пчеловодов, помолвленных, путешественников и молодых людей. Его призывают против эпилепсии, обмороков, чумы и для счастливых браков (Roeder).

Валентин из Рима M (RM)
St. Valentine
Святой Валентин.
Courtesy of Saint Charles Borromeo Church

Умер в Риме ок. 269г. Деяния святого Валентина напоминают деяния персидских святых Мария и Марфы, которые со своими сыновьями святыми Аудифаксом и Абакумом (Audifax, Abachum) были замучаны в Риме и погребены на Via Cornelia. Оно также напоминает житие Валентина из Терни, что в 60 милях от Рима.

Святой Валентин был священником и врачом в Риме, которого заковали в цепи за помощь мученикам. Он был арестован Кальпурнием (Calpurnius), префектом города, и помещён под надзор Астерия (Asterius), его главного офицера. Но Валентин начал проповедовать своиму охраннику, и, также как и святой Павел, обратил его. Бог соделал это через святого Валентина, исцелив зрение подчерицы Астерия. Тюремщик и всё его семейство, как и святой Корнелий, окрестились. К несчастью, это только увеличило наказание Валентина, поскольку привело в ярость императора Клавдия, который осудил его на побитие дубинами, а затем на обезглавливание. По преданию, Астерий со своим семейством тоже были убиты.

Через некоторое время после казни благочестивая женщина по имени Сабинилла получила его тело и похоронила его на своей земле у Via Flaminia, где в 350г. возвели базилику. Она была разрушена в VII веке Гонорием I. Сегодня церковь находится в руинах возле катакомбы, которая представляет собой для нас особый интерес, поскольку содержит наиболее древнее изображение распятия, датируемое VII веком, и наличию галерей в основе холма, полностью переделанным виноторговцем, который приспособил её под винный погреб. Его останки переместили в церковь святого Пракседеса (Praxedes). Возможно, это тот же человек, что и Валентин из Терни (Attwater, Benedictines, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Gill, White).

В живописи Валентина изображают в виде священника с мечом, или держащим солнце, или дающим зрение слепой девочке (White). Он является покровителем влюблённых (White).






В избранное