Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Католические святые 14 января


Святые 14 января
Память свв. Василия и Григория Великого

Серафим Саровский, преподобный

Родился в Курске в 1759 году; умер в Сарове (около Москвы, Россия) в 1833; канонизирован Русской Православной Церковью в 1903 году.

Прохор Мошин был сыном строителя. Он много работал, обучаясь подмастерьем, и в возрасте 20 лет поступил в Саровский монастырь, приняв имя Серафим. Здесь был суровый режим: мясная пища позволялась только раз в день, кроме среды и пятницы, когда требовался строгий пост. Каждый монах был занят долгими часами изучения Св. Писания, трудов Отцов Церкви, совместными молитвами и физическим трудом в пекарне и мастерской плотника.

В 1780 Серафим заболел и был прикован к постели на 3 года. В это время его утешали видения Пресвятой Девы и апостолов. Когда он поправился, то соорудил алтарь из кипариса для больничной часовни.

В 1793 Серафим был рукоположен в священники и с этого времени, в отличии от большинства российских священников того времени, использовал свои возможности священника для ежедневных богослужений. На следующий год, расстроенный смертью настоятеля, Серафим стал отшельником. С этого момента его жизнь становится похожей на жизнь египетского монаха-отшельника IV века.

16 лет он прожил в одиночестве в хижине в лесной глуши, выращивая овощи для пропитания, рубя лес, изучая Св. Писание и труды Отцов Церкви и непрестанно молясь. Как и святой Годрик, он также занимался физическим трудом: валил лес, выпекал хлеб и заботился о диких животных.

В 1804 его зарубили разбойники собственным топором и оставили одного на смерть. Тем не менее он прополз двухчасовой путь пешком до монастыря. Тяжело страдая от потрясения, он лечился в монастыре 5 месяцев, а затем вновь вернулся к отшельничеству. После этого он навсегда стал горбатым и ходил только с палочкой.

Затем несколько лет, как и святой Симеон Стилит, он проводил почти всё время в молитве на обрыве скалы. В 1807 настоятель Сарова умер, и Серафиму предложили этот пост, но он отказался. Он подверг себя «испытанию тишины», ни с кем не разговаривая до 1810 года.

В 1810 г. силы покинули отца Серафима, и он не смог добираться до монастыря по воскресным и праздничным дням. Ему отвели маленькую комнату в доме, где он жил уединённо от общества в келье без кровати, отопления и освещения. Здесь он продолжал жить как и прежде. Однако следующее видение Пресвятой Девы в 1832 году побудило его оставить прежнее затворничество, и он стал оказывать помощь и давать утешение многочисленным посетителям, которые приходили к нему. Это включало также и духовное руководство для монахинь близлежащего Дивеевского монастыря, где Серафиму в присутствии монахини в последний раз явилось видение.

Во время своей жизни он лечил многие духовные и физические болезни. Среди них - исцеление Николая Мотовилова, который в течение трёх лет страдал от ревматизма и других заболеваний. Это излечение особенно знаменательно тем, что привело к записи разговоров с Серафимом о Св. Духе в христианской жизни. Работе, которая была не раз опубликована на английском языке.

В своём учении Серафим подчёркивает, что Святой Дух, источник света, преобразует душу мистика. Он также учил о важности служения и о бедности.

2 января 1833 года его нашли мёртвым на полу своей кельи, его одежда сгорела от свечи, которая выпала из его рук, а лицо было обращено к иконе Пресвятой Девы.
St. Francis & St.Seraphim, 59Kb
Свв. Франциск и Серафим
Работа финского православного иконописца

Какие бы элементы легенд не окружали образ святого Серафима, нет сомнений в том, что он был человеком необычайного духовного и пророческого дара, который олицетворял собой русский идеал святого монаха и старца; а более чем естественное преображение лица, записанное в разговоре с Мотовиловым, духовное свечение, напоминающее «слепящий свет» - это феномен, присутствующий в историях о других выдающихся святых людях Востока и Запада (Attwater, Farmer, Zander).


В избранное