Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Католические святые 27 декабря


Святые 27 декабря
Праздник Иоанна Богослова

Иоанн Богослов, Апостол и Евангелист (RM)

Родился в Галилее, ок. 6 г. н.э.; умер ок. 104 г.; его день Восточные церкви празднуют 26 сентября.

Считается, что Иоанн, <любимый ученик> нашего Господа (Ин. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7; 21:24), написал Откровение, последнюю книгу Библии, во время ссылки на остров Патмос около берегов современной Турции. Эта книга - великолепное завершение Священного Писания. Книга Бытия начинает рассказ о духовной одиссее человека, начиная с изгнания из Эдемского сада. Книга Откровения - это видение о нашем предстоящем возвращении в рай.

Иоанн - сын Зеведея и Саломеи, младший брат Иакова Старшего. Эти два брата зарабатывали на жизнь, рыбача на озере Геннисарет, пока их не призвал Иисус стать ловцами человеков (Мф. 4:21-22; Мк. 1:19-20). Самый младший из апостолов (ему было приблизительно 25 лет, когда его призвали), он так подробно описывает жизнь Иоанна Крестителя, что можно сделать вывод о том, что он был его последователем, хотя из скромности и не упоминает о себе.

Христос назвал Иакова и Иоанна <Воанергес> - <сынами громовыми> (Мк. 3:17) - чтобы отразить их страстные натуры. Они хотели, чтобы огонь сошёл с неба и истребил самарян за то, что те не приняли Христа (Лк. 9:54-56), и <сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей> (Мк. 10:35-41). Эта святая смелость породит веру, от которой они узнают закон Божий, не боясь человеческой власти.

Почему Иоанн был любим Христом? Во-первых, из-за любви, которой Иоанн любил Его, во вторых, из-за присущих ему мягкости и миролюбия, что делало его таким похожим на Самого нашего Господа, и его целомудрия, девственной чистоты, делавшего его более других заслуживающим такой любви.

Святой Августин говорил, <Его выбрал наш Господь, девственником, и он всегда оставался таковым.> Августин также писал, <Христу было угодно выбрать девственницу Своей Матерью, девственника Своим Предтечей и девственника Своим любимым учеником. Его церковь приемлет только тех, кто совершенно целомудренно служит Ему в Его священстве, где они ежедневно прикасаются к Его девственному телу и приносят его в жертву на алтаре.>

Апостол Иоанн был одним из самых приближённых к Иисусу, - только он, Пётр и Иаков присутствовали при Преображении (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28), при исцелении тёщи Петра (Мк. 1:29-31), при воскрешении из мёртвых дочери Иаира (Мк. 5:22-43; Лк. 8:40-56), и скорбях в Гефсиманском саду (Мф. 26:37; Мк. 14:33). По этой причине святой Павел именует Иоанна, Петра и Иакова <почитаемыми столпами> Церкви в Иерусалиме (Гал. 2:9).

Фрагмент Последней вечери Fra Angelico
Монастырь Сан Марко, Флоренция, Италия
Изображение Bob Boeri c 1997

Его с Петром послали, чтобы приготовить еврейскую пасху (Лк. 22:8), и они были первыми из апостолами, пришедшими на могилу Воскресшего Христа (Ин. 20:3-8). На Последней вечери он приклонился к груди Учителя. Иоанн был единственным из апостолов, бывших при Распятии, где Иисус вверил ему Свою Матерь (Ин. 19:25-27).

Он был при дворе первосвященническом, поскольку был знаком с ним, и, как он сам говорит нам, ему удалось ввести святого Петра к служителям во двор Каиафы (Ин. 18:15-16).

Позднее, когда Христос явился им на озере и ел с ними на берегу, Иоанн, зная по наитию, Кто это был, сказал об этом Петру (Ин. 21:7). Вместе они пошли вдоль берега озера. Видя, что Иоанн идёт следом, Пётр, проявляя заботу о своём друге, спросил нашего Господа, что станет с ним, думая, что Он окажет ему особую почесть. <Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.> Ученики предположили, что Иоанн не умрёт, но он сам позаботился разъяснить нам, что это означает (Ин. 21:20-23).

Он прожил около 70 лет после смерти Иисуса. Большую часть этого времени Иоанн продолжал оставаться в общении с главой апостолов, святым Петром. Они упоминаются вместе, когда исцеляется хромой у Красных дверей храма (Деян. 3:1-11). Его вместе с Петром заключают под стражу и они предстают перед синедрионом (Деян. 4:1-21). Он сопровождает Петра в Самарии (Деян. 8:14), чтобы новообращённые приняли Духа Святого. Иоанн должно быть, много лет оставался в Иерусалиме после Вознесения Иисуса, хотя временами проповедовал за границей, - святой Павел спустя несколько лет после своего обращения встретился с Иоанном в поездке к язычникам, и Иоанн поддержал его в его миссии. Возможно, он участвовал в Соборе в Иерусалиме ок. 49-51 гг.

Традиционно считается, что он первый вёл апостольские труды среди иудеев Парфии, сажая ростки христианской веры. По всей вероятности Иоанн присутствовал при вознесении Марии. Он вернулся в Иерусалим в 62 г., чтобы переговоить с оставшимися в живых апостолами. Затем отправился в Эфес и сделал Малую Азию центром своего особого попечения, где основывал церкви и управлял приходами.

Его апостольский авторитет был всеобщим, и хотя епископом Эфеса был святой Тимофей, принявший мученичество в 97 г., между ними не было разногласий по поводу первенства. Возможно, он назначал епископов во все церкви Малой Азии, как апостол, пользуясь полномочиями, полученными им от Христа.

Красивая история дошла до нас от Святого Климента Александрийского. В конце своей жизни, вернувшись в Эфес из Патмоса, святой Иоанн выбрал для священства одного молодого человека, который ему очень понравился. Он вверил его заботам наставника, чтобы тот научил его, крестил и миропомазал. По возвращении в то место некоторое время спустя, он попросил наставника: <Покажите мне того, кого Иисус Христос и я вверили вам в этом приходе.> <Увы,> ответили ему, <он мёртв.> <Мёртв? От чего он умер?> поинтересовался святой. <Он умер для Бога>, ответили они.

После обучения и крещения он попал в дурную компанию, впадал то в один грех, то в другой, оставил Церковь и даже стал главарём банды разбойников. Иоанн нашёл его в его горном убежище и упрашивал его, говоря, <Ещё есть место раскаянию; ваше спасение не потеряно безвозвратно. Я отвечу за вас перед Иисусом Христом. Я с готовностью положу свою жизнь за вас, как Иисус положил Свою жизнь за всех людей. Останьтесь, поверьте мне, я послан Христом.>

Молодой неофит стоял неподвижно, глядя на землю. Внезапно он расплакался, обнял своего любящего отца и стал молить о прощении. Его слёзы говорили о втором крещении. Святой нежно поцеловал его и вернул его Богу и Церкви святым Причастием. Отличительное душевное свойство святого - милосердие, оно всю его жизнь и во всех его трудах свидетельствует о христианской вере, без которого все притязания на святую религию становятся тщетными и ничего не стоящими.

В другой истории рассказывается о потрясении, испытанном некоторыми посетителями, увидевшими Иоанна, играющим с своими учениками. Он попросил одного из гостей, у которого был лук, выстрелить. Тот выстрелил несколько раз. Иоанн спросил его, может ли он стрелять беспрерывно. Нет, ответил он, лук сломается. Вот так же и наша душа, заключил святой: она не выдержит, если не давать ей передышки. В обыденной жизни игры и шалости дают душе отдых. Каждый должен знать, как делать перерыв: в этом цель игр (святой Фома Аквинский, Вопрос 169, статья 10, Summa Theologica).

Записаны и другие истории, как Иоанн боялся, что ванны, в которых купался еретик Серинфий (Cerinthus), упадут, потому что он находился в них. Остальные традиции нашли своё отображение в искусстве.

В 95 г., во время второго всеобщего преследования при императоре Домициане, Иоанна задержали в Азии и отправили в Рим пленником, где он чудесным образом избежал мученичества. Тертуллиан говорит, что он появился невредимым из котла с кипящим маслом. Его преследователи приписали чудо к колдовству и отправили его в ссылку на остров Патмос. До того, как в 1960 г. это событие было изъято из римского календаря, оно отмечалось литургически Западной Церковью 6 мая как Чудо святого Иоанна перед Латинскими воротами (ante Portam Latinam). Из-за этого испытания он тоже считается мучеником, хотя он был единственным из апостолов, который не принял мученическую смерть. Он выполнил, однако, то, что предсказывал ему Христос, говоривший, что он выпьет из чаши страдания.

На следующий год в ссылке на Патмосе, в очень пожилом возрасте, он удостоился небесного видения, которое записал в Книге Откровения (это легенда, устное предание). Ссылка его, однако, не продлилась долго, так как после смерти Домициана сенат объявил все его указы недействительными по причине исключительной жестокости.

Иоанн смог вернуться и снова оказался в Эфесе в 97 г. Некоторые полагают, что он написал своё Евангелие по возвращении, когда ему было 92 года. Традиция, приписывающая авторство четвёртого Евангелия Иоанну, относится ко второму веку. Точно установлена, благодаря находке фрагмента Честера-Битти (Chester-Beatty), дата написания: начало второго столетия, или раньше. Хотя авторство и вызывает споры, оно серьёзно обосновывается внутренними и внешними причинами. Нет доводов отказывать в авторстве Иоанну, любимому ученику, бывшему свидетелем описываемых событий. Написанное позже синоптических Евангелий, Евангелие от Иоанна особо отличается богословием и подчёркивает божественность Христа, возможно, как аргумент против Docetist ереси.

Книга Откровения, также приписываемая ему, весьма отличается от подлинных трудов Иоанна по мысли, стилю и содержанию, и может, скорее всего, быть произведением последователей Иоанна.

Когда его стала одолевать слабость, и он больше не мог проповедовать, его привозили на собрание верных. Он постоянно говорил, <Дети мои возлюбленные, любите друг друга>, а когда его спрашивали, почему он так часто повторяет эти слова, то отвечал, <Потому что это заповедь Господа, и если вы её исполните, то сделаете многое>. Святой Иероним говорит: <Эти слова нужно золотом выгравировать в сердце каждого христианина>. Святой Иоанн умер в Эфесе, когда ему было более 90 лет (Attwater, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Green-Armytage, Lawrie, Murray, White).

Святого Иоаннна обычно изображают молодым и привлекательным мужчиной; когда он предстаёт патриархом, он всё ещё выглядит способным играть с детьми.

В виде молодого человека его показывают (1) в сценах из Евангелия, Страстей Христовых или Деяний апостолов; (2) пишущим книгу Откровения на острове Патмос (иногда бес улетает с его чернильницей), к примеру в работах Иеронима Босха, Ханса Бургкмайра старшего (Hans Burgkmair), Ханса Мемлинга (Hans Memling), и Николя Пуссена (Nicolas Poussin); (3) с орлом (символизирующим парящую величественность его Евангелия) и с книгой Евангелия; (4) с чашой, из которой высовывается змея или маленький дракон (см. ниже легенду о покровительстве); (5) кипящим в масле у Латинских ворот, но невредимым.

В пожилом возрасте он изображается (1) читающим, пишущим или держащим своё послание, (2) воскрешающим Друзиллу (Drusilla) из мёртых, или (3) возносимым на небо. (Correggio: Успение св. Иоанна) (Roeder).

Другие труды в Сети:

Греческая икона неизвестного автора

Французская иллюстрация XII в.

Требник Мартина Арагонского (XV в.): с царём Давидом

Французская иллюстрация XIV в.

Alonso Cano Видение св. Иоанна

Эль Греко Св. Иоанн Евангелист

Эль Греко Св. Иоанн Евангелист с св. Франциском

Piero della Francesca Политих Августин, Иоанн и Николай из Толентино

Nektarii Kuliuksin Св. Иоанн Богослов в Безмолвии

В средние века статуя Иоанна появляется на распятии, устанавливаемым над входом в алтарь посредине крестной перегородки, которая отделяет клирос от нефа (White).

Святой Иоанн - покровитель деятелей искусств, переплётчиков книг, книготорговцев, композиторов, гравировщиков, литографов, живописцев, типографов, издателей, изготовителей бумаги, скульпторов, писателей (Roeder), азиатской Турции (White). К нему обращаются при отравлении ядом, когда по легенде жрец Дианы дал ему выпить кубок с отравой, и он выпил, оставшись невредим, как предсказал Иисус (Мк. 16:18) (White).


В избранное