Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иудаизм - не религия, а жизненный путь.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Из бесед Любавического Ребе. 

В тот самый день, когда царь Ахашверош согласился с планом поголовного уничтожения
евреев, встретились на улице Аман, Мордехай и трое еврейских детей. 

„Какой отрывок из Торы учили вы сегодня в школе?" - спросил Мордехай детей. 

„Не бойся внезапно возникшей угрозы, нападения злодеев", - сказал первый. 

„Стройте заговоры - будут они сорваны, сговаривайтесь между собой - ничего у
вас не выйдет, ведь с нами Всевышний!" - продолжил второй. 

„Вовек не изменюсь и до скончанья времен буду терпелив, Я сотворил его (народ
Израиля) и буду терпим к нему и спасу его", - произнес третий ученик. 

Услыхал Мордехай слова их и обрадовался. 

Спросил его Аман: „Почему ты так весел?" 

Ответил Мордехай: „Я услышал в их словах добрую весть - не страшиться замыслов
твоих и твоих погромщиков". 

Почему Мордехай воспринял слова детей как пророчества? Он знал, что подлинной
причиной трагических событий было то, что евреи отвернулись от Торы. 

Если еврейские дети отвечают словами Торы, выражающими твердую веру в помощь
Все-вышнего, - то есть надежда на спасение. Ведь сказано: „И вернешь, благодаря
детям, сердца отцов ко Всевышнему". 
 


Лицо месяца. 

Палитра еврейского веселья разнообразна: от тихой радости в Сукке до торжественной
спешки пасхального застолья. Но никогда мы не радуемся так громко как в месяц
Адар. В этом месяце меч упал на голову того, кто поднимал его на нас. Должны
были погибнуть все - и все спаслись. 

Созвездие месяца Адар очень еврейское - рыбы. Они быстро плодятся. Наши мудрецы
говорят, что над ними не властен дурной глаз, но есть и еще одно свойство: они
не могут жить без воды. 

И так же, как рыба не может жить без воды, так народ Торы теряет силы, если выпускает
ее из рук... 

В високосный год в еврейском календаре два месяца Адар. Шестьдесят дней веселья
и радости, день за днем, без перерыва способны превратить в добро все, что кажется
злом. Превратить тьму галута в истинное и полное избавление! 
 


Веселиться весь месяц. 

Раби Шломо из Карлина задавал вопрос: „Почему злодей Ама спешил уничтожить всех
евреев в один день? Ведь он мог бы наслаждаться исполнением приговора и в течение
нескольких дней? 

Но этот злодей опасался, что с евреями произойдет чудо и тогда этот день превратится
в праздник. 

„Если так, - сказал он, - то лучше, если это будет для них только один праздничный
день". 

Но мы-то с вами знаем об этом. Мы расстроим злые умыслы Амана и будем веселиться
весь месяц." 
 


История праздника. 

В дни царя Ахашвероша, правившего сто двадцатью семью странами от Индии к Эфиопии,
жили в столичном городе Шушан еврей Мордехай и племянница его Эстер, изгнанные
вместе со всем народом из земли Израиля Навуходоносором. 

И взял Ахашверош Эстер во дворец и сделал ее царицей. 

В те дни чрезвычайно возвысился один из министров двора, злодей Аман, потомок
Эйсава и Амалека, заклятого врага еврейского народа. 

И кланялись и падали перед Аманом все подданные империи, и только Мордехай не
кланялся, видя его. И показалось мало Аману лишить жизни одного Мордехая - решил
он уничтожить всех евреев, от мала до велика. И согласился царь Ахашверош с планом
Амана. 

И узнал об этом Мордехай и объявил трехдневный пост, и вышел на улицы столичного
города Шушан, разорвав одежды и посыпав голову пеплом, и рыдал громко и горько.


И велел Мордехай царице Эстер войти в покои царя и просить его о спасении еврейского
парада, 

В ту ночь не спалось царю и читали ему слуги летописи империи. И напомнили о
том, как когда-то спас его от гибели еврей Мордехай. А наутро велел Ахашверош
Аману провести по улицам города под уздцы коня, на котором сидел Мордехай в царской
одежде, ц короне. И возненавидел Аман евреев еще сильнее. 

И устроила Эстер пир с царем и Аманом, и пала в ноги царю, и стала просить его
о спасении евреев. 

И сказал Ахашверош: 

- Вот дерево выеейо^д пятьдесят людей, на котором хотел Аман повесить Мррдехая.
Повесьте же на нем Амана. А евреи пусть расправятся с теми, кто готовился уничтожить
их. И обратилось горе в радость и: праздник. 
 


Пришло избавление. 

Евреи принимали Тору дважды: один раз в месяце Сиван, когда стояли у горы Синай,
а второй раз, через много столетий, в Адаре - когда происходили события Пурима.
В первый раз по принуждению, во второй - по доброй воле. 

У Синая по принуждению?! 

Да. Чудо Б-жественного присутствия так повлияло на них, любовь к Б-гу с такой
силой охватила еврейские сердца, что весь народ без колебания принял Тору. Наши
мудрецы называют это - по принуждению... 

Испытание 

В ту пору, когда вещи шли обычным порядком, Вавилон, разрушитель Храма, был захвачен
персами, развернувшими на полмира огромную империю из 127 государств. И в каждом
из них жила евреи. В ту пору им разрешили вернуться на Святую землю. Несколько
десятков тысяч собрались в дорогу, но миллионы остались. Печальным эхом доносятся
к нам слова святых книг, где сказано, что многие перестали соблюдать заповеди,
пытаясь приспособиться к „новому времени". Они пировали вместе с прислужниками
царя, и хмель, этих пиров развеял тоску по разрушенному Храму. Тоску по своей
еврейской душе. 

Тогда против нас поднялся обвинитель. Его звали Аман. Став любимым министром
царя Ахашвероша, он выпросил у него разрешение уничтожить весь еврейский народ.
В каждой стране, в каждом городе... И вот, десятки гонцов на резвых скакунах
разносят указ царя. Хоть и не мало евреев живет на свете, но так немного на каждой
улице... 

И это называется весёлый месяц?! 

Видите ли, на этот свет дети появляются с плачем. Улыбать- ся они начинают потом.


Аман, между тем, бросает „пур"-„жребий", чтобы узнать в какой месяц евреям не
светит удача. Жребий показал - мировой еврейский погром сле- дует организовать
7 Адара. В этот день, стоя с огромным ев- рейским лагерем на пороге Свя- той
земли, скончался Моше- Рабейну. Это было, когда он закончил обучать народ книге
„Дварим", последней книги пя- тикнижия. Ему исполнилось в Адаре 120. У него не
было ни одного седого волоса. Велик был наш траур, и продолжался он 40 дней...


Значит Аман угадал? 

Только наполовину. Он не знал, что Моше- Рабейну родился тоже в Адаре! Время,
когда в мир пришел избавитель нашего народа, особенно удачно для евреев... Бросая
„пур", Аман на самом деле подбирал название для замечательного еврейского праздника,
праздника избавления. 

Как оно пришло? 

Главные герои Пурима - мудрец Мордехай и его племянница Эстер, которая стала
женой царя Ахашвероша. Узнав о замысле Амана, они начинают действовать самым
неожиданным образом. Мордехай, который был царским судьей, не пытается вести
переговоры, не старается убедить царя изменить ужасное решение. Он надевает мешковину,
посыпает голову пеплом. И идет не к царю, а к евреям, чтобы вместе просить Всевышнего
принять их раскаяние. 

Так же ведет себя и Эстер. К Ахашверошу нельзя войти без приглашения, нарушителя
ждет смерть. Может спастись лишь тот, кому будет дарована царская милость. Согласно
здравому смыслу, готовясь просить за свой народ, Эстер должна подбирать наряды
и украшения. А она три дня постится, что совсем не прибавляет красоты... 

Мудрость героев Пурима в том, что они знают: за кознями врагов стоит гнев Отца
на своих детей. Поэтому путь к спасению - это „тшува" - раскаяние, возвращение
к Торе и ее заповедям. так же, как рыба не может жить без воды, так народ Торы
теряет силы, если выпускает ее из рук... 

Во время Пурима "тшуву" сделал весь еврейский народ во всех 127 странах персидской
империи. поэтому все спаслись. 

Амана казнили. Меч упал на голову того, кто поднимал его на нас. Должны были
погибнуть все - и все спаслись. 

„И обратилось горе в радость и праздник". 
 




Серьёзные аспекты серьёзного праздника. 

Ассимиллироваться = выжить? 

В империи Ахашвероша евреям жилось хорошо: ни черты оседлости, ни процентной
нормы. Супите сами: один из министров двора - Мордехай - да и сама царица - Эстер
- были „нашими". Царь даже пригласил евреев на празднование третьей годовщины
коронации. В те времена многие из евреев стали даже внешне похожи на персов.
Та же одежда, те же манеры. 

Как же вышло, что злодей Аман всего за несколько минут сумел уговорить Ахашвероша
принять решение о поголовном уничтожении евреев? 

Стало быть, не за то нас ненавидят, что живем мы обособленно и непохожи на других.


Стало быть ассимиляция не ослабляет антисемитизм. Может быть, наоборот? 

Странный путь спасения 

Итак, Аман получил от Ахашвероша „добро" на уничтожение евреев. Естественно было
бы предположить, что Мордехай приведет в действие проеврейское лобби при дворе,
попробует использовать свое влияние на монарха. 

Но Мордехай стал молиться, „кричать громко и горько". Он собрал на уроки Торы
десятки тысяч еврейских детей, объявил трехдневный пост, знак покаяния всего
народа. И только после всех этих приготовлений он послал Эстер для беседы с Ахашверошем.


Почему Мордехай избрал именно такой путь? 

Вместо того, чтобы бороться с „симптомами", он решил нанести удар по скрытой
причине трагических событий. Смертельная опасность, нависшая над нашим народом,
была результатом ассимиляции евреев, их отхода от соблюдения законов Торы. 

Праздник души и тела. 

Пурим - один из тех праздников, которые сохранятся даже во времена Машиаха. Это
связано с особой природой этого праздника. В отличие от Хануки, где нашему народу
угрожала духовная гибель, во время Ахашвероша планировалось физическое уничтожение
евреев. 

Поэтому Пурим - это праздник души в теле, праздник их единства. Это напоминание
о временах Машиаха, когда еврейский народ, пройдя все испытания, навсегда освободится
от своих врагов, нАконец вздохнет спокойно. 

Мы верим, что осталось совсем немного ждать. 
 




Чудеса да и только! 

Стоп! Стоп! 

О каких чудесах может идти речь? И что это за „чудо Пурима"? 

Если бы буря унесла Амана в открытое море прямо из царского дворца, если бы Мордехай
вознесся в небо Персии в огненной колеснице... О, тогда мы бы и в самом деле
сказали: вот так чудо! увеличительным стеклом, кажется, не найдешь чудес в свитке
Эстер. Максимум, редкое стечение обстоятельств. 

Случайно, случайно... 

Случайно стала Эстер царицей. 

Случайно услыхал Мордехай слова заговорщиков и спас царя. 

Случайно не спалось царю в ту самую ночь. 

Случайно раскрылась книга летописей на подходящей странице. 

Случайно не казнил царь Эстер, когда вошла без приглашения в его покои. 

Случайно, случайно, случайно... 

Что это, вообще, за новая мода пошла, чуть что, говорить о чудесах? 

Министры и генералы, журналисты, финансисты - все в последнее время заговорили
о чудесах. Что за мистика в двадцать первом веке? 

Обыкновенное чудо. 

Ну, а теперь, шутки в сторону. Прежде, чем давать событиям „чудесную" аттестацию,
надо разобраться в терминах. Когда мы говорим „чудо" - первая ассоциация - сверхъестественные,
необъяснимые для человеческого разума явления: воскресение мертвых, переход моря
посуху. Но у чуда много лиц, оно может принять форму абсурдного, невероятного
сочетания вполне естественных событий. Нам не надо искать чудеса такого рода
в далеком прошлом: довольно обратиться к событиям двух последних десятилетий.


Эпоха чудес. 

Пала занимавшая четверть мира коммунистическая империя. 

Десятки стран внезапно захотели восстановить дипломатические отношения с Израилем.


Тот, кто рискнул бы предсказать подобное развитие событий, вряд ли был бы принят
кем-нибудь всерьез. 

Как и в дни Мордехая и Эстер, мы стали свидетелями и участниками эпохи чудес,
„замаскированвых" под естественные события. 

Сказал один из еврейских мудрецов: "Когда прийдёт Машиах, Вс-вышний явит евреям
чудеса, о которых никто не слыхал доселе. Народы мира будут спрашивать: Как вы
удостоились этого? Мы ответим: В заслугу того, что умели радоваться тому, что
мы евреи". 
 




Как мы справляем праздник? 

13 Адара - пост. (4.03.04) 

Вообще-то постятся тринадцатого Адара, за день до праздника. В этом году это
суббота, поэтому постятся в четверг (4 марта). 

Пост начинается с рассвета и кончается вместе с выходом звезд. В ряде случаев
Галаха идет на облегчение - например, беременная женщина, кормящая мать могут
не поститься или прервать пост. 

14 Адара. (7.03.04) 
Да здравствует Пурим! 

Чтение „Свитка Эстер" 

После исхода субботы, вечером 13 Адара (6.03.2004) и утром 14 Адара мужчины,
женщины, дети собираются, чтобы слушать "Мегилу" — "Свиток Эстер" - рассказ о
событиях Пурима. Это центральный момент праздника. 

Слушать чтение обязаны все,стараясь не пропустить ни одного слова. 

„Мишлоах манот" - („шалахмонэс") 

Скажите, почему в руках у всех мелькают кульки и подносы со сладостями? 

В Пурим днем положено посылать друг другу угощения - по меньшей мере из двух
видов съестного. 

Что дарят? Еду, которую не нужно готовить, например, печенье, консервы, фрукты,
сладости, напитки. 

Помощь нуждающимся 

В Мегиле говорится также о подарках для бедных - помощи нуждающимся. 

Днем 14 Адара каждый должен помочь деньгами хотя бы двум нуждающимся евреям.


Можно отложить эти деньги отдельно для того, чтобы передать их нуждающимся после
праздника. 

В пурим каждый ученик имеет право прокатиться на своём учителе. Девчёнки приклеивают
бороды, мальчишки надевают мамины парики, мы словно подсказываем этому миру,
а ты не очень-то... всё может перевернуться! 

Праздничное застолье 

В Пурим днем принято устроить обиль- ную праздничную трапезу с вкусной едой и
крепкими напитками. Это веселый пир, где поднимают "лехаим" и поют песни во славу
Все-вышнего, сохранившего свой народ. 

15 Адара — „Шушан Пурим".(8.03.04) 

Евреи, жившие в Шушан, столице персов, не успели уничтожить всех врагов 13 Адара,
и продолжали ликвидировать антисемитов и на другой день тоже. Поэтому временем
веселья и отдыха для них стало 15 число. В Эрец Исраэль есть города, которые
считались "окруженными стеной" еще со времен Иошуа бен-Нун. В них отмечают Пурим
"по- столичному", 15 Адара. Это Иерусалим, Хеврон и Тверия. 

Веселье и радость способны обратить в добро все, что кажется злом, обратить тьму
галута в истинное и полное избавление. 

Пурим прошел, но веселье продолжается! 
СКОРО ПЕСАХ! 



Архив выпусков рассылки можно посмотреть на сайте: http://www.yevrey.com


Еврей.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное