Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Jewish Book - Еврейская Книга

  Все выпуски  

Jewish Book - Еврейская Книга January, 2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ангелы завидуют тому, кто борется во тьме. У них есть свет, а он касается сущности.

365 размышлений Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона

 

Экклезиаст

 

Глава II  стих 1.

Сказал я в сердце: пойду-ка

я и упьюсь весельем и увижу

хорошее, но вот и это суета.

 

1. Человек отправляется вслед за своими устремлениями от одного жизненного блага к другому. В этом движении он видит себя поднимающимся ступень за ступенью ввысь. И достигнув, казалось бы, всевозможных благ, он вдруг оказывается нищим с посохом в руке.

     Взлет оборачивается иллюзией, и лестница, которая казалась ведущей вверх, привела его вниз. Его вращение по кругу жизни столь же бесплодно, как и вращение солнца — "И взойдет солнце, и зайдет, и к прежнему своему месту стремится и там всходит" - - восхождение превращается в падение снова и снова, динамика творения не проявляет никакой его целесообразности, как показывало нам второе изображение суетного мира. Если прежде (как мы видели в первой главе), Экклезиаст пытался постичь смысл творения с помощью мудрости, подчинив власти рассудка все свои чувства, то теперь он отдает себя во власть сердца и чувства, и пребывая постоянно в удовольствии и радости, старается победить этим тщетность существования.

 

Книга

 

Хафец Хаим

   Смысл и законы достойной речи.

       ежедневный урок

             

как научиться говорить без ущерба себе и другим

 

на основе книг Хафец Хаима "Хафец Хаим" и "Шмират А-Лашон"

уроки составили р.Шимон Финкельман и р.Ицхак Беркович

Израиль - 2004

От переводчика

«Жизнь и смерть - от языка». Так учит еврейская мудрость. Дар речи отличает человека от всех живых существ. Эта великая способность возвышает человека над всем миром, и она же может привести его к гибели, если он неправильно ею пользуется.

Увы, люди слишком часто забывают, насколько важно каж­дое их слово. Но беда не только в этом. Беда в том, что, даже же­лая пользоваться речью правильно, они лишены выбора. Если они не обладают знанием законов, а значит и умением, правильно говорить, язык - как чеховское ружье - когда-нибудь непременно выстрелит.

За тысячи лет до того, как красноречивый персонаж пьесы Грибоедова пьесы воскликнул: «Ах, злые языки страшнее писто­лета» - еврейский народ на собственном опыте познал, как реа­лизуется в жизни этот грозный закон. И если Чацкий, сравнивая злой язык с пистолетом, видел мишенью единственно себя, то Тора и мудрецы говорят нам, что дело намного опаснее. «Злосло­вие убивает троих, - говорит Иерусалимский Талмуд, - объект речи, рассказчика и слушателя». Не просто убийство, но тройное убийство, и одна из жертв - сам стреляющий.

Более того. Учат мудрецы: «Первый Храм был разрушен из-за трех грехов, о которых сказано: умри, но не соверши. (Сре­ди законов, данных нам Торой, есть три заповеди, нарушение которых запрещено даже под страхом смерти: ни при каких обстоя­тельствах нельзя по приказу убить невинного человека, вступить в запретную половую связь и поклоняться идолам - Прим. пер.) А злословие равносильно всем этим трем преступлениям - из-за него разрушен Второй Храм».

Несоизмеримые, казалось бы, вещи: убийство, поклонение идолам - и неблагожелательная болтовня. Но кара за нарушение заповедей, какими бы разными по значению они нам ни казались, всегда основывается на одном и том же принципе - мера за меру. Какова же мера в случае злословия? Злой язык разрушает связь между людьми, мир между ними, а Творец не желает присутство­вать там, где мира нет. Нет Творца среди нас, когда мы в раздоре.

Храм с его многочисленными чудесами был местом ощу­тимого Присутствия Всевышнего среди народа. Злословие разрушило связь между людьми, и, чтобы показать невозможность Своего пребывания в таком обществе, Всевышний разрушил Храм, видимый признак этого пребывания, а нас отправил в из­гнание, как недостойных находиться на Его святой земле.

И все же непонятно: почему слова приравнены к поступкам, а злые слова - к таким тяжким преступлениям? Ведь не каждое негативное сообщение приводит к убийству. Такое случается чрезвычайно редко.

Действительно, опасность злословия не очевидна. Именно поэтому она и нуждается в объяснении.

Первая книга Торы рассказывает нам, что причиной греха, который привел к отдалению человека от Творца и сделал его смертным, был злой язык змея-искусителя. Он бросил тень на Создателя и сумел этим побудить женщину нарушить Его волю. За это Всевышний лишил змея ног (достоинства) и сказал, что отныне тот будет питаться прахом.

Традиция говорит: йецер а-ра - побуждение к злу, к нару­шению воли Творца, которое воплощает в себе змей, - лишается ног (самостоятельности). Змей обращается к Создателю: «Ты ли­шил меня ног, как я добуду себе пищу? Позаботься обо мне». И Всевышний отвечает: «Будешь питаться прахом».

Разъясняет кабала: не подлежит осуждению даже тот, кто совершил три смертных греха, пока не скажет злого слова. Толь­ко тогда «прах» - грехи человека - становится добычей Сатана, обвинителя на суде пред Владыкой мира, поставленного Им для нашего испытания и награды. Вот почему так страшен грех ла-шон а-ра - злословия.

Есть и другая причина. Необдуманные слова, острый ответ, насмешка и прочее так распространены (в отличие от убийства - явления редкого), что и за грех не считаются, а нередко прини­маются и за доблесть. Даже будь лашон а-ра проступком незна­чительным, в сумме дурные слова могут перевесить самый страшный грех, потому что каждый наш поступок и слово поро­ждают ангела (посланца) - нашего защитника или, не про нас бу­дет сказано, обвинителя.

Как же избежать осуждения?

Прежде всего, разобраться, в чем опасность, точно опреде­лить понятия, законы и условия. А затем их усвоить и привык­нуть поступать правильно. Для этого надо обратиться к еврейской традиции, которая на протяжении тысяч лет разрабатывает и формулирует знание, данное Творцом мира евреям для всех на­родов мира.

Вначале определим понятие лашон а-ра - «злословие». Для одного человека недобрые слова оказываются злом, другой нахо­дит в них пользу - как посмотреть! Как же смотрит на это Творец мира?

Еврейская традиция называет «злословием» любую инфор­мацию, которая причиняет ущерб объекту сообщения. Формой ее выражения могут быть не только прямое словесное заявление и письмо, но и намек, тон, ужимка, даже умолчание.

При этом термин лашон а-ра в узком смысле не включает в себя клевету, заведомую ложь и брань, поскольку очевидна недо­пустимость лжи и оскорблений. Нет, собственно лашон а-ра - это «правда-матка». Так неужели Тора запрещает говорить о людях правду?

Отвечают мудрецы: «Возвышенные говорят об идеях, по­средственные - о вещах, низменные обсуждают людей».

Мудрецы всеми способами избегали даже присутствия при таких разговорах. Как было сказано, злой язык убивает и того, кто слушает, - на него тоже ложится тяжелый грех! И это понят­но: не слушай он злых слов, их бы не произнесли, значит, в про­исходящем есть и его вина. Он как скупщик краденого: если бы никто не покупал приобретенного нечестно, не было бы краж.

Именно об этом говорит первый стих первого псалма царя Давида: «Счастлив человек, который не ходил по совету нечести­вых, и на пути грешников не стоял, и не сидел в собрании на­смешников».

Так все-таки: неужели Тора запрещает говорить правду? Больной вопрос. Тора отвечает на него однозначно: нам не толь­ко разрешается говорить правду - это наш долг. Противоречие? Нет. Все дело в цели, к которой направлены наши слова, и в средствах, в форме высказывания. В каком случае мы обязаны говорить? Когда сообщение негативной истины об одном челове­ке служит спасению другого.

Например, кто-то собирается взять человека компаньоном в бизнес, а вам известно, что он нечестен. Вы обязаны предупре­дить об этом потенциальную жертву. Но вы можете сообщить это, только если располагаете точными сведениями и сами были свидетелем обмана. А если слышали об этом от вашего друга, который попался в ловушку мошенника, и вы ему доверяете как себе, то, предупреждая новичка, что обязательно, вы должны сделать оговорку: знаю со слов, это лишь слух.

Важно сказать правду и в ситуации сватовства, когда сто­роны собирают сведения о потенциальном женихе или невесте, но делают это лишь до первой встречи молодых людей. Расстро­ить уже наметившуюся помолвку можно лишь при особых об­стоятельствах, на что существуют специальные правила.

Мы обязаны рассказать родителям о провинности детей, чтобы они вовремя могли на них повлиять. Но и на этот случай существуют свои правила...

В начале недельного раздела «Ваешев» Тора рассказывает нам, что юный Иосеф сообщал Яакову о нехороших поступках братьев, желая их исправить. К чему это привело? Братья возне­навидели Иосефа, ушли от отца, хотели убить Йосефа, продали его в рабство в Египет, где в итоге оказалась в рабстве вся семья и народ, который из нее возник. Все бы кончилось тотальным уничтожением, если бы не милосердие Творца.

Чему учат нас эти события? Мало намерения сделать «как лучше». Надо знать, что такое хорошо и что такое плохо. А чтобы обрести знание, необходимо учиться.

Ошибка Иосефа заключалась в том, что он передавал отцу непроверенную информацию. Нет, конечно, не пересказывал слухи и сплетни, он говорил лишь о том, что видел своими глаза­ми. Но Йосеф судил братьев в меру своей выдающейся праведно­сти, и то, что ему виделось, не было таковым в полной мере. Он воспринимал это слишком эмоционально и преувеличивал, вме­сто того, чтобы исходить из презумпции их невиновности.

Вторая его принципиальная ошибка заключалась в том, что он переоценивал возможность отцовского влияния на уже взрос­лых сыновей. В результате они просто отделились от отца, что еще сильнее ограничило его воздействие на детей.

Если негативная информация не может принести пользы, она приносит вред, что очевидно из этой истории. И значит, это было злословие, диба, как это называется в Торе.

В Торе мы встречаем примеры разных видов лашон а-ра. Один из них - злословие, вернее «пыль злословия» (особый тер­мин, отражающий лишь подобие), допущенное нашим учителем Моше. Тора рассказывает нам об этом, чтобы мы не считали себя выше такого проступка. Если мог оступиться сам Моше, вели­чайший пророк и при этом самый скромный на свете человек, что говорить о нас! Так и учат мудрецы: «Не верь в себя до последне­го дня твоей жизни» (Авот).

О «пыли злословия», проявившейся в речах Моше, Тора го­ворит лишь намеком.

Моше должен был показать народу определенные знаки, которые убедили бы всех, что он действительно посланец Творца. Одним из таких знаков было появление на его руке пятен цараат - «проказы». Почему именно этот знак? Сказано, что проказа -наказание за злословие. Отвечая на приказ Всевышнего вывести евреев из Египта (это происходит, разумеется, еще до демонстра­ции знака), Моше произносит несколько слов. О ком он говорит? О народе. Что он говорит? Что народ не поверит в него как в про­рока (при этом он и не думал даже обвинить народ, наоборот, считал негодным себя). Но слова были сказаны. И рука его по­крылась «проказой».

Согласно еврейским законам, худшие виды злословия име­ют объектом не отдельного человека, что многие как раз считают главным, а то, что многие не считают зазорным. Это - дурные слова о еврейских мудрецах, еврейском народе в целом или о группе населения (например, черных, пейсатых, в шляпах, или носатых), о святой Земле Израиля, о Торе и самом Творце.

Есть в Торе и пример, открывающий нам одну из распро­страненных причин злословия - непонимание другого человека вследствие неумения или нежелания поставить себя на его место.

Но не будем продолжать. Впереди читателя ждет целая книга, которая может принести ему умение контролировать са­мый неуправляемый орган своего тела, дать ему власть над самой возвышенной своей способностью - речью, над самим собой. И вместе с этим умением - истинное удовлетворение, ощущение силы и правильности, осмысленности своего пути.

Этот путь избавит душу от тяжести многих грехов и обра­тит к человеку сердца людей. Даст ощущение полноты жизни и радости добрых дел, которых нам всем не хватает.

Г. Спинадель

 

День 35

(5хешвана - 5ияра)

«СЕФЕР ХАФЕЦ ХАИМ»

Аваклашон а-ра Похвала в присутствии недоброжелателей

 

     Похвалить человека при тех, кого это раздражает и в ком пробуждает желание умерить эту похвалу критикой, считается разновидностью авак лашон а-ра. Не хвалите человека при лю­дях, которые его не любят: обычно они тогда вспоминают о его недостатках.

     Не следует расточать похвалы человеку и в большой ком­пании: вполне может оказаться, что среди присутствующих есть люди, которые ему не симпатизируют.

     Запрещено хвалить бизнесмена при конкурентах, даже если те уверяют, что не испытывают к нему никаких отрицательных чувств.

     Нельзя хвалить неумеренно - это часто вызывает чувство протеста даже у тех, кто относится к объекту похвал без особого недоброжелательства.

 

Теилим

Теилим 59

 59 В своей судьбе безвинно преследуемого изгнанника Давид  пророчески угадывает судьбу всего народа Израиля, изгнанного - до срока избавления - со своей земли.

1   Для  руководителя хора. Не погуби!".  Песнопение Давида, когда посланцы Шауля стерегли возле его дома, чтобы убить. 2 Спаси меня от моих врагов, мой Б-г, над поднявшимися на меня вознеси, 3 Избавь меня от вершащих беззаконие и от проливающих кровь спаси меня. 4 Ибо вот подстерегают они мою душу, собираются против меня сильные - но не согрешил я перед ними ни умышленно, ни невольно, Г-сподь. 5 Безо всякой моей вины сбегаются и готовятся пробудись и посмотри на меня! 6 Ты, Г-сподь, Б-г Воинств, Б-г Израиля, пробудись, чтобы наказать все народы, не щади никого из склонившихся к беззаконию навеки. 7 Они сходятся к    вечеру, лают, как псы, и кружат по городу. 8 Вот их рты сквернословят, их уста, как мечи, ибо думают: кто услышит? 9 Но Ты, Г-сподь, посмеешься  над ними, насмехаться будешь над всеми народами. Он силен – у Тебя укроюсь, ибо Б-г - мой оплот. 11 Б-г моего благоволения – Он поспешит ко мне, Б-г распознает моих недругов. 12  Не убивай их, ибо это забудется в моем народе. Но подними их Своей силой и низринь, наш защитник, мой Вла­дыка, 13 За грех их ртов, за речи их уст будут схвачены в своей надменности; станут судачить об их наветах  и лицемерных речах. 14 Истреби в ярости, истреби - и не станет их! И узнают, что Б-г властвует над  Яаковом и до всех краев Земли навсегда. 15 Они сходятся    к    вечеру,   лают,     как    псы,     и   кружат      по    городу. 16    Они    рыскают    в  поисках  пищи   и,   не насытившись,     воют. 17 А   я   воспою   Твое могущество и с утра буду  воспевать  Твою доброту, ибо Ты был моей опорой и убежищем    в    день    моего бедствия. 18 Ты - моя сила, Тебе буду петь, Ибо   Б-г  -   Мой оплот, Б-г моей доброты.

 1 Песнопение Давида, когда посланцы Шауля... Шауль послал своих слуг в дом Давида, чтобы подстеречь его утром и убить. Сказала Давиду его жена Михаль: "Если ты не спасешь своей души этой ночью, то убьют тебя завтра". И спустила Михаль Давида через окно; он пошел и, убежав, спасся. Тогда Михаль взяла куклу и положила в постель... и покрыла одеялом. А когда Шауль прислал посланцев схватить Дави­да, она сказала: "Он болен". И послал Шауль посланцев ос­мотреть Давида... и вот - кукла в постели... Сказал Шауль Михали: "За что ты так меня обманула и спасла моего вра­га?" (1Шмуэлъ 19:11-17).

...стерегли возле его дома... Сказано в Писании (Мшилей 18:22): "Нашел жену - нашел благо", т.е. с хорошей женой нет предела добру. И это Михаль дочь Шауля, которая любила Давида больше, чем отца. В час, когда послал Шауль стеречь ее дом, - и стояли у дверей, и стерегли, чтобы не убежал Да­вид, - она спустила Давида через окно, и тот скрылся... Шауль разгневался на дочь: "Так меня обманула! И дала бежать мо­ему ненавистнику". Ответила: "Ты отдал меня в руки разбой­ника. Он напал на меня с мечом, грозя убить, и сказал мне: "Если не поможешь мне спастись, я снесу твою голову ме-чом". Тут же застыла во мне кровь от страха, и дала ему убе-жать" (Шохер тов).

4 ...собираются против меня сильные... Это семь сыно-вей Шауля, которых повесили по требованию гивеонитов в конце царствования Давида (Сфорно).

6 ...пробудись, чтобы наказать все народы... В нашем мире Г-сподь "притворяется" спящим, ибо еще не пришел срок избавления. Но в мире грядущем, когда придет срок, Он "пробудится", чтобы "наказать все народы". И в тот час "не щади... склонившихся к беззаконию" (Ялкут Шимони).

все народы... Это Шауль и его приближенные, которые ненавидят меня безо всякой причины, подобно народам ми-ра, беспричинно ненавидящим Израиль (Яавец адореш).

10 Он силен - у Тебя укроюсь... Все то время, пока цар­ская власть остается в руках Шауля, я воздержусь от всяких действий против него. Преданно и терпеливо я буду ждать, пока Ты, Г-сподь, возьмешь в свои руки инициативу (Рав Гирш).

11  Б-г моего благоволения... Б-г обещал царям Израиля особое благоволение в битвах и войнах. И, хотя Давид еще не стал царем, он уже помазан на царство, и он просит Бога даровать    ему    благоволение    даже    перед    коронацией (Сфорно).

12  ...и низринь... Высокомерие лежит в основе страсти к сплетням и ведет к деградации личности. Поэтому бедность - самое подходящее наказание для сплетника, ибо побуждает его к смирению (Шмират алашон).

14 И узнают, что Бог властвует над Яаковом и до всех краев Земли навсегда. Бог уделяет большее внимание Своему избранному народу, чем народам мира. Тем не менее, наблюдая этот явный надзор над Яаковом, мир в состоянии признать Его способность управлять всем человечеством "до всех краев земли" (Радак).

 

Трактат Авот

 

Мишна 4. Рабби Левитас из Явны говорил: «Смиряй свой дух до последней степени, ибо удел человека — тлен».

 

     Ив этой мишне содержатся рекомендации, каким образом можно усвоить позитивный подход к ок­ружающим и видеть в них положительное начало. Лучший способ достичь этого быть скромным, смирять свой дух. Смиренный человек, хорошо знающий собственные недостатки, вряд ли станет искать изъян у дру­гих. Человеческий опыт показывает, что тот, кто кри­тически настроен по отношению к другим, как правило, не столь внимателен к себе самому; а тот, кто критически относится к себе, не столь строго критикует других. Более того, половинчатость смирения недостаточна, в этом нужно дойти до последней степени. Относясь критично к своим недостаткам, человек будет больше работать над собой, критически анализируя свое «я», он будет направлять свои усилия не на вне­шний мир, а на себя самого. Надо не проповедовать скромность, а быть скромным.

     Такая скромность оправданна, потому что в конечном счете в физическом смысле удел человека тлен: нас все равно ждет физический распад. Следует сделать упор на то, что является непреходящим, на духовные аспекты человеческого существования. Суть смирения в самоусовершенствовании, и работа над собой все­часная обязанность человека.

 

наша рассылка изменила свой адрес.

чтобы и в дальнейшем получать этот лист Вы можете

пройти перерегистрацию ЗДЕСЬ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.jewishbook
Отписаться

В избранное