Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Jewish Book - Еврейская Книга

  Все выпуски  

Jewish Book - Еврейская Книга


Информационный Канал Subscribe.Ru


Jewish Book - Еврейская Книга

 

Постулат третий

Они утверждают, что время состоит из мгновений,23 то есть из множества [моментов] времени, не поддающихся дроблению по причине своей малой протяженности.24 Этот постулат также необходим им в связи с первым постулатом. Они, без сомнения, знакомы с доказательствами Аристотеля, посредством которых он установил, что расстояние, время и пространственное движение равны в своем существовании,25 то есть отношение их друг к другу постоянно, и если делится одно из них, то и другое делимо, причем в той же пропорции.26 Посему они должны были признать, что если время непрерывно и бесконечно делимо, то отсюда необходимо вытекает, что делимы частицы, которые они предполагают неделимыми. Подобно этому, если допустить, что расстояние непрерывно, то отсюда с необходимостью вытекает делимость моментов времени, которые предполагаются неделимыми, в соответствии с тем, что Аристотель разъяснил в "Лекциях".27 По этой причине они предположили, что расстояние не является непрерывным, а состоит из частиц, дальше коих деление не идет;28 подобно этому, [деление] времени заканчивается, достигнув мгновений, уже неделимых. К примеру, час состоит из шестидесяти минут, минута - из шестидесяти секунд, секунда -- из шестидесяти терций. По их мнению этот ряд закончится на каких-то долях - к примеру на децимах29 или еще более мелких долях, которые совсем не имеют частей и неделимы, так же, как обстоит дело относительно расстояния.30 Соответственно, время оказывается наделенным позицией и внутренним строением.31 Они совершенно не постигают истинной чтойности времени, и это вполне закономерно, ведь даже искуснейших философов приводила в растерянность проблема времени, и некоторые из них не могли уразуметь его смысла,32 и Гален даже сказал, что оно - нечто божественное, истинная реальность которого непостижима;33 что и говорить о тех, кто не обращает внимание на природу каких бы то ни было вещей.

Выслушай теперь [мое изложение] того, к чему они с неизбежностью приходят на основании трех этих постулатов и во что они уверовали.

Они утверждают, что движение - это переход одной из таких частиц, то есть атома, от одного атома34 к другому, соседнему. Отсюда следует, что одно движение не может быть быстрее другого.35 В соответствии с этим положением они утверждают: если ты видишь, что два тела проходят различные расстояния за одно и то же время, то причина этого кроется не в том, что тело, прошедшее большее расстояние, двигалось быстрее, но в том, что движение, которое мы называем медленным, включает в себя больше остановок, а то, которое мы называем быстрым, - меньше.36 И когда, возражая им, привели [пример] стрелы, выпущенной из тугого лука, они сказали, что и это движение включает в себя остановки, а то, что оно кажется нам непрерывным, - обман чувств; ибо от чувств ускользает многое из того, что те могли бы воспринять, как утверждают они в двенадцатом постулате. Тогда спросили их: "Разве вы не видели жернов, совершающий полный оборот? Не проходит ли частица, расположенная на его периферии, длину большого круга за то же самое время, за какое частица, близкая к центру, проходит малый круг? Выходит, движение периферии быстрее, чем движение внутреннего круга, причем вы не можете сказать, будто движение этой [внутренней] части включает большее число остановок, поскольку все это единое и сплошное тело (я имею в виду тело37 жернова)". Ответ их гласил: частицы разъединяются при вращении, и у каждой из вращающихся частиц, расположенных ближе к центру, число остановок больше, чем у частиц, удаленных от центра.38 На это им было сказано: "Почему же мы видим, что жернов - единое тело, которое нельзя разбить молотом? И если, по-вашему, при вращении [его части] разъединяются, а при остановке они соединяются, и он становится таким, как был, то почему мы не видим этих разъединяющихся частей?". В ответ они воспользовались тем же самым двенадцатым постулатом: следует принимать во внимание не воспринимаемое чувствами, но только свидетельство разума.

И не думай, будто упомянутое мною - наиболее отталкивающий39 из выводов, необходимо вытекающих из трех этих постулатов, ибо то, что следует из веры в существование пустоты, еще более странно и отвратительно. И упомянутое нами по поводу движения не более отвратительно, чем то, что, согласно этому воззрению, диагональ квадрата равна его стороне,40 так что некоторые из них утверждают, будто квадрата не существует. Да и вообще, если принимать во внимание первый постулат, то все геометрические доказательства станут недействительными.41 В этом отношении они разделятся на две категории: некоторые из них окажутся совершенно ложными, как, например, свойства несоизмеримости и соизмеримости линий и площадей, существование рациональных и иррациональных линий,42 - все то, что включается в десятую книгу Евклида.43 Другие не будут иметь безусловных доказательств. Скажем, мы пожелаем разделить линию на две части. Но в том случае, когда число атомов нечетно, деление будет невозможно, согласно их допущению. И знай, что у Бану Шакир44 есть знаменитая "Книга механических приспособлений",45 в которой описано более ста механических устройств, [действенность] всех доказана, и они были осуществлены на практике. Но если бы существовала пустота, ни одно из них не было бы действенным,46 как были бы невозможными и многие приемы перекачки воды. И в поисках доводов для обоснования этих и других подобных постулатов проходит их47 жизнь. Но вернемся к разъяснению остальных постулатов из числа упомянутых нами.

текст взят с http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_73.htm , где можно полностью прочитать "Путеводитель растерянных" Моше бен Маймон (Маймонид)

«И в заключение (скажу): такой я человек, что если ситуация безвыходна, путь тесен, и я не нахожу иного способа преподать доказанную истину, чем тот, который подойдет одному достойному и не устроит десятки тысяч невежд, я предпочту поведать это ради одного, не обращая внимания на хулу со стороны этого множества народа; я буду настаивать на том, чтобы спасти этого единственного достойного от того, в чем он запутался, и в его растерянности укажу ему путь, пока он не достигнет совершенства и обретет покой..»    Моше бен Маймон

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ РАССТЕРЯННЫХ

Моше бен Маймон (Маймонид, 1138 – 1204), Перевод и комментарии М.А.Шнейдера, Москва 2003

Антология любавичских традиций, изречений и высказываний составленная согласно дням года.

Собрано из бесед и писем Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона. Составлено и обработано Любавичским Ребе Менахемом-Менделом Шнеерсоном

Эта книга невелика по формату, но она наполнена жемчугами и алмазами высшей пробы. Она, благодарение Б-гу, по-настоящему представляет культуру хасидизма. Благословен Всевышний, который наделил моего зятя рабби Менахема-Мендела талантом и способностями построить столь великолепный дворец с 383-мя покоями, где "День дню речение передает..." (Псалом 19:3). Ежедневно мы узнаем что-то новое и важное. Книга эта достойна называться "Гайом Йом", потому что каждый ее день - на самом деле день...*

Из книги писем Предыдущего Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака, благословенной памяти (т.7, с.231)

* Фраза "Гайом йом" буквально означает: "Сегодня такой-то день...". Ее произносят в ежедневной утренней молитве прежде, чем прочитать псалом на соответствующий день недели: "Сегодня первый день после субботы..." в воскресенье, "Сегодня второй день после субботы..." в понедельник и т.д.

Эти книги Вы можете

  • купить в магазине "Еврейской Книги" связавшись с Моше Шапиропо телефону: (416) 617 52 92 или по электронной почте: jewishbook@mail.ru или,ознакомившись с каталогом книг по адресу http://www.jewishbook.ca/katalog.html сделать Заказ-Online прямо с нашего сайта.

  • взять в библиотеке JRCC каждое воскресенье с 12:00 до 15:00 по адресу: СИНАГОГА JRCC  18 Rockford Rd, Toronto (Steeles Ave.W & Bathurst St.)

АНОНС  МЕРОПРИЯТИЙ
 

17 Января - 23 Тевет 

в субботу вечером, в 20 часов с раввином Шломо Воровичем

в JRCC, 18 Rockford Rd.

 

Мелаве Малка

О воспитании и не только...

Как говорить, чтобы дети слушали и слушать, чтобы дети говорили...

с уважением,

http://www.jewishbook.ca

http://www.jewishbook.boom.ru

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное