Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Константина пресвитера (1918). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361-363). Прпп. Патермуфия и Коприя (V). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Мч. Михаила сновидца, ученика и сродника его, прп. Иоанна Пещерника, иже в странах Вавилонских, прп. Феодосия, столпника Едесского, брата его, мч. Иоанна, прежде святого Крещения Моавия, царя Багдадского, и с ним 3 отроков мчч (IX). Мчч. Андрея и Прова.
2) В современном богослужении строфа акафиста или канона. "Перед едой в эти [праздничные] дни следует читать не обычные молитвословия, а праздничный тропарь и кондак". (Прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь).
Неразрывно связано со всем обликом храма его мозаичное и живописное убранство. Параллельно со сложением типа крестовокупольного храма в Византии шел процесс создания единой системы храмовой росписи, воплощающей богословско-догматическое выражение учения христианской веры. Своей предельной знаковой продуманностью эта роспись оказала огромное влияние на восприимчивое и раскрытое духу сознание русского человека... см. далее
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру"... см. далее