Собор новомучеников и исповедников Российских. Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Св. Афанасия, еп. Мефонского (IX). Прмч. Илии Ардуниса (1680). Мц. Трифены Кизической.
Насладився, богомудре, воздержания / и желание плоти твоея обуздав, / на престоле святительства сел еси, / и яко звезда многосветлая, просвещая верных .сердца / зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, / и ныне моли Христа Бога, / да спасет души наша.
Христианская книга, не признаваемая Церковью священной (изза неизвестности автора, изза позднего происхождения или других причин); противоп. канон (2 знач.).
Нательный крест. "Разнообразные знаки православного мира входили в сознание легко и естественно. Они были повсюду: в образ`ах, которых отводились красные углы комнат, и теплящихся перед ними лампадах, в никогда не снимаемом нательном крестике и смиренных позах молящихся взрослых, в еде, в которой постоянно перемежалось постное и скоромное"... см. далее
Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, ночь светозарную светоносного дня... см. далее
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества... см. далее