Ежевоскресные святые Германии: Священномученик Адальберт, епископ Пражский. Выпуск 26.
"ЕЖЕВОСКРЕСНЫЕ СВЯТЫЕ ГЕРМАНИИ" .
Рассылка номер 26.
Выходит еженедельно по средам.
На рассылку подписаны 1 013 читателей в 32 странах мира.
20 апреля (03 мая) 2012, четверг
Священномученик Адальберт, епископ Пражский
Святитель Адальберт был убит язычниками-пруссами, просвещая их тьму светом Христовым.
Имя на немецком: Adalbert von Prag
Годы жизни:
* 956 год, Либице, Чехия
+ 23 апреля (06 мая) 997 года, Пруссия, ныне Калининградская область, Россия.
Память святого: 23 апреля (06 мая).
Житие
Будущего священномученика Адальберта в детстве звали Войтехом (или Войцехом). Он был одним из многочисленных сыновей князя Славника, видного чешского старейшины.
"Как известно, в 959 году русская княгиня Ольга послала Оттону I просьбу прислать на Русь епископа для проповеди христианства. В 961 году Адальберт был отправлен в Киев, но по причине враждебного отношения к христианству сына Ольги Святослава и части знати был вынужден уехать, а некоторые из его спутников были убиты.
На обратном пути Адальберт совершил таинство миропомазания в чешском городе Либице над юным Войтехом Славниковичем, дав ему имя своего небесного патрона.
Юный Войтех Славникович учился в Магдебурге и после завершения образования возвратился в Прагу. В 982 году он стал вторым епископом молодой пражской епархии. Он был из хорошего рода, образован, а кроме того, он был чех по национальности – и это оказалось достаточным основанием для того, чтобы чехи избрали его преемником немца Дитмара.
По преданию, Дитмар, умирая, страшно мучился, уже созерцая уготованный ему ад, и это произвело неизгладимое впечатление на Адальберта, произведя в нем внутренний переворот.
Но вскоре чехи разочаровались в своём новом епископе. Он тщетно пытался привести свою паству, или хотя бы своих священников к христианскому образцу – боролся с привычным в то время среди чехов многоженством, не давал продавать людей в рабство за долги... Он также перераспределил доходы епископства – четверть их должна была расходоваться на бедных. Но его действия не встречали понимания даже среди священников.
Около 988 года Адальберт бросил всё и отправился в Рим, имея в планах затем совершить паломничество в Святую землю. По всей видимости, уйти из родных краёв его вынудила его же паства.
В Риме он пообщался с императрицей Теофано, на которую произвёл сильное впечатление; она дала ему денег и слуг в дорогу: деньги он тут же раздал бедным, после чего слуги от него бежали. По пути на Восток он заглянул в монастырь на Монте-Кассино, аббат которого посоветовал ему не тратить время на странствия без нужды.
Адальберт отправился к известному подвижнику того времени – старцу Нилу, греку. Старец Нил также посоветовал ему не странствовать, но - поступить в монастырь.
В 990 году Адальберт принял постриг в монастыре святых Алексия и Вонифатия на Авентинском холме в Риме. В монастыре жили совместно монахи из Италии, Германии и Греции, богослужения велись и по
римскому и по греческому обрядам.
Предания немало рассказывают о бескорыстном рвении святого Адальберта на этом спасительном поприще. Однако патриарх Римский велел епископу вернуться к своим обязанностям в Прагу.
Первое время чехи, по-видимому, вели себя относительно хорошо, боясь снова остаться без епископа, но потом старое взяло верх. По преданию, конец терпению Адальберта положило убийство женщины, виновной в прелюбодеянии, прямо в храме. И епископ снова оставил свою епархию, возвращаясь туда, где он чувствовал себя на своем месте – в Рим, в монастырь к святому человеку Божию Алексию. Существует мнение, что по пути он побывал в Венгрии и покрестил там короля Гезу и его сына Стефана...
И на этот раз, впрочем, ему не удалось пробыть в Риме долго. Архиепископ Майнца, ведению которого принадлежала Прага, снова заявил, что место епископа – при его пастве. Папа согласился с этим; тогда Адальберт обратился к нему с просьбой: если и на этот раз вверенное ему стадо не станет слушать своего пастыря, то пусть ему будет позволено отправиться с миссией в чужие земли – обращать язычников. Папа дал согласие, и Адальберт опять отправился на родину – на этот раз ему было по пути с императором
Оттоном III, который в то время также совершал путешествие. Епископ Адальберт, очевидно, произвел глубокое впечатление на императора своей подвижнической религиозностью, и, согласно запискам биографов, у них сложились доверительные отношения.
Адальберт не успел дойти до Праги, как пришло известие о том, что члены правящего рода Чехии – Пржемысловичи – уничтожили соперничавший род Славниковичей, к которому принадлежал и Войтех. Четверо из пятерых братьев епископа были убиты – с помощью обмана. По всей видимости, все это произошло с ведома правителя Чехии.
Адальберт в поисках убежища отправился к польскому князю Болеславу Первому Храброму из династии Пястов. Болеслав Храбрый был сыном его соотечественницы чешской княжны Дубравки.
Вскоре из Праги пришло письмо о том, что паства не хочет видеть своего епископа. Адальберт посчитал что теперь свободен и может выступать на миссию среди язычников. С двумя близкими друзьями (один из них, Радим, христианским именем Гауденций, был его сводным братом) он направился в земли пруссов. Язычники-пруссы, во всех славянах видевшие врагов, посоветовали ему убраться из их страны как можно быстрее.
Адальберт стал думать об отъезде из Пруссии и о возможности проповеди в землях славян-лютичей. Но 23 апреля 997 года, в Великую Пятницу, он принял мученическую смерть от рук язычников.
Болеслав Храбрый выкупил тело мученика, уплатив пруссам столько золота, сколько оно весило. Город Гнезно стал центром польского архиепископства, а во главе этого архиепископства был поставлен Радим - сводный брат Адальберта. Буквальноь уже в следующем году еписклп Адальберт был прославден римским патриархом в лике святого (по современному православному - священномученика)."
С незначительными правками и изменениями цитировалась статья Михаила Гайнутдинова "Святой Войтех Адальберт Пражский" из сборника "Янтарный край. Восточная Пруссия и Калининградская область: история и современность". АНО НОЦ «Балтийская Европа». Калининград, 2001.
Большой интерес к вопросу о возможности православной канонизации епискла Адальберта Пражского был проявлен в 1997 году, когда католики праздновали 1000-летие со дня кончины святого.
"В состав Европейского комитета по организации торжеств... вошёл представитель митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла..., председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (Калининградская область входит в юрисдикцию Смоленской православной кафедры).
Заранее, ещё в конце 1992 года митрополит Кирилл выступил на заседании Синода Русской православной церкви с инициативой, предложив канонизировать Войцеха Адальберта и внести его имя в месяцеслов Русской церкви. Синод передал этот вопрос на рассмотрение Комиссии по канонизации святых, которая в 1993 году попросила митрополита Кирилла представить дополнительные материалы к канонизации Адальберта. В частности, с дипломатической осторожностью Комиссия попросила выяснить, как относится к предполагаемой канонизации
Адальберта Пражского предстоятель Православной церкви Чехии и Словакии. В том же году, вернувшись к рассмотрению прошения Кирилла, Комиссия попросила собрать сведения о чудесах от мощей Адальберта и о почитании его в народе.
Наконец, от Православной церкви Чехии и Словакии был получен резко негативный ответ, после чего вопрос о канонизации Войцеха Адальберта в Русской церкви был закрыт. И в самой России, в консервативной и политизированной православной среде, инициатива митрополита Кирилла вызвала крайнее раздражение.
Надо полагать, что это не эпилог, а только новая страница в истории пополнения русского православного месяцеслова западными памятями. В России растёт интерес к древним западным святым; многих православных христиан в нашей стране ждёт открытие святости времён неразделённой Церкви…”
Процитирована часть статьи Семененко-Басина “Древние западные святые в русском православном месяцеслове”
Наше мнение? Канонизировать обязательно, поскольку всё больше и больше православных в Германии молятся местным, для них уже православным, святым и этот процесс не остановить. Иначе будет возникать всё большее напряжение в приходах и недовольство официальной церковной позицией в Москве. Кстати, временно неканонизированные святые уже помогают многим православным эмигрантам в Германии. Помогают весьма конкретно по молитвам к ним...
Существуют иконописные образы святого Адальберта, в том числе один из них написан архимандритом Зиноном. Изображался в епископском облачении с орлом, защищая свои останки; с палицей или копьем в руке (молясь о даровании дождя); с семью пиками; с веслом; со своей отсеченной головой в руках.
Тропарь священномученику Адальберту, глас 4:
И нравом причастник, /
и престолом наместник апостолом быв, /
деяние обрел еси, богодухновенне, /
в видения восход; /
сего ради, слово истины исправляя, /
и веры ради пострадал еси даже до крове, /
священномучениче Адальберте, /
Моли Христа Бога//
спастися душам нашим.
Кондак священномученику Адальберту, глас 4:
Во святителях благочестно пожив /
и мучения путь прошед, /
идольския угасил еси жертвы, /
и поборник быв твоему стаду, богомудре. /
Темже тя почитающе, тайно вопием ти: /
от бед избави ны присно твоими мольбами, //
отче наш Адальберте.
Величание священномученика Адальберта:
Величаем тя, /
священномучениче Адальберте, /
и чтим святую память твою, /
ты бо молиши за нас //
Христа Бога нашего.
Представлено для обсуждения:
чтец Алексей Потупин,
20 апреля (03 мая) 2012 года, четверг
Дюссельдорф-Бенрат