География паломничества: Дорога Иакова (или дорога французских королей) в Испании
На велосипеде или пешком к апостолу Иакову Зеведееву
Паломничество – путешествие к «святым местам», вызванное тем, что молитва здесь считается в ряде христианских церквей более действенной. Термин «паломничество» происходит
от латинского слова Palma (пальма), потому что первые христианские паломники из путешествия в Иерусалим к Гробу Господню привозили пальмовые ветви.
Три великих пути паломничества в средневековом христианстве вели в Иерусалим, Рим и Сантьяго де Компостелу. Самым ранним из них является паломничество в Иерусалим. Благочестивые
христиане, озабоченные сознанием своей греховности, полагали, что достигнув Святой Земли и пройдя по пути Христа, они возродят свою жизнь. Рим привлекал множество паломников, как
столица Империи и место мученичества многих почитаемых святых, и в их числе апостолов Петра и Павла. И хотя паломничество всегда считалось делом добровольным, к 9 веку его начинают
считать также и высшей формой покаяния, средством очиститься от грехов и получить их полное отпущение. Примерно к этому времени относится возникновение паломничества в
Сантьяго де Компостела.
В 813 году некий отшельник Пелагий (Пелайо) получил откровение об обретении мощей апостола Иакова, сына Зеведеева, обезглавленного в Иерусалиме около 43 года по приказу Ирода
Агриппы. По древней традиции считалось, что Святой Иаков проповедовал в Испании, и после его мученической кончины его останки были привезены на лодке в Испанию его учениками и
погребены на западном побережье в Галисии. Легенда гласит, что через несколько дней после видения Пелайо пастухи увидели на небе звезду, которая остановилась над местом, где и был
обнаружен саркофаг с телом Апостола. Поэтому поселение Компостела, которое возникло на этом месте, берет свое название от латинского «Campus Stella» – что переводится как
«Поле Звезды». После того как епископ Теодомиро признал найденные останки подлинными, к ним по легенде приходил поклониться даже Карл Великий. Новость об обретении мощей Святого
Апостола быстро распространилась по всему христианскому миру, и в Галисию отправились тысячи паломников, поклониться апостолу. Первым паломником, чье имя нам известно, был епископ
Годескальк (Готшальк) из Ле Пюи, он совершил путешествие из Франции в Компостелу зимой 950-51 годов. Идея паломничества в Сантьяго базировалась не только на посещении святых мощей,
но была связана с легендой о Карле Великом и Роланде, а также мистическим образом была объединена с Млечным путем, который ведет к Finis Terrae (краю земли). Паломники
ориентировались по звездам, поэтому иногда этот путь называют «Дорогой Звезд», по аналогии с названием города Компостела.
Новое паломничество получило статус великого, после того как папа Каликст (1159-1181) установил полное прощение грехов всем паломникам, прибывшим в Сантьяго в Святой Год или Год
Юбилея Иакова. Еще с давних времен в Сантьяго существует обычай отмечать 25 июля (по новому стилю)- день памяти Иакова Зеведеева (у православных- 13 мая). Когда он выпадает на
воскресенье, католическая церковь отмечает Год Иакова, или Год Юбилея. В такой год христианам, посетившим с благими намерениями мощи апостола, даруется полное отпущение грехов.
Впервые полное отпущение всех грехов было предложено Церковью в 1095 году для пилигримов, отправлявшихся в Святую Землю, в случае их внезапной смерти. В XI веке подобное
прощение предлагалось и всем тем, кто пожелает принять участие в Реконкисте (отвоевание Испании у арабов), и паломникам, совершившим особенно сложные и опасные путешествия ради
поклонения святым гробницам.
В те времена страстное желание испанцев отвоевать свою землю у мавров было настолько сильно, что Римский Папа даже запретил испанским христианам принимать участие в Крестовом походе
на Иерусалим, мотивируя это тем, что им гораздо важнее изгнать неверных с собственной территории. Святой Иаков в этой затяжной и кровавой войне неизменно оказывал испанским войскам
духовную поддержку. Его именем был назван военно-религиозный Орден, сыгравший немаловажную роль в Реконкисте. Традиционным геральдическим знаком рыцарского Ордена стал
красный крест в виде клинков и двустворчатая раковина- символ Святого Иакова. В задачи ордена Святого Иакова Компостельского, являвшегося олицетворением силы и милосердия, входила
защита дорог, по которым шли пилигримы, а также строительство и охрана монастырских гостиниц, располагавшихся на этих дорогах.
Папе Калликсту приписывается также самая ранняя версия «Гида для паломников?. Эта книга входит в так называемый Codex Callixtinus, написанный примерно в 1130-1170 годы.
Современные путеводители для туристов во многом повторяют структуру «Гида».
Популярность Пути Святого Иакова в Средние века можно объяснить еще и тем, что он объединяет в себе местные паломничества, путь проложен так, чтобы обязательно посетить самые
почитаемые святыни. В «Гиде для паломников? посещению мощей святых отведена целая глава. Мощи каждого святого наделялись особыми свойствами, например, Святая Вера, Мария
Магдалина, Иларий и Фронто могли исцелять калек, слепых и одержимых, Святой Леонард в добавление ко всем другим чудесам освобождал заключенных, Святой Жиль исцелял от укуса
змеи, а Святой Евтропий мог похлопотать в день Страшного Суда о прощении. Базилики и монастыри, в которых хранились эти святыни, соревновались за право принять паломников.
На протяжении многих столетий Орден неизменно предоставлял пилигримам надежный приют, обеспечивая их безопасность. Но ни мусульманские разбойники, ни местные воры и бродяги не
являлись для благочестивых христиан столь уж серьезной угрозой, гораздо опаснее и разрушительнее были разногласия, раздиравшие саму Церковь. В итоге налицо был упадок веры,
нанесший главный удар католическому культу мощей и их благодатной силе. Реформация и Просвещение только подтвердили сомнения в незыблемости спасительной силы этой традиции.
Все меньше паломников стремилось в Галисию, дабы исполнить долг благочестия. В 1884 году Папе Льву XIII пришлось издать специальную Буллу, подтверждающую подлинность испанских
мощей Иакова. Но и после этого лишь единицы христиан, вдохновленных высокими духовными целями, решались пройти весь путь от начала до конца.
Только столетие спустя, в конце XX века, собор в Сантьяго-де-Компостела вновь привлек внимание паломников. По прибытии в город они предъявляют в соборе специальный документ
credencial (паспорт пилигрима, действующий еще со времен Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути церковных пунктах, после чего получают написанный на латыни
Сертификат Компостелы. При этом путешественнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей о том, с какими намерениями он отправлялся в путь, и если его
помыслы не соответствуют благочестию, то тогда ему выдается совсем иной тип документа.
Путь Святого Иакова занесен в список охраняемых памятников ЮНЕСКО. Памятником является сама дорога, которая почти не изменилась с 9 века, когда королем Наварры Санчо Старшим и
Альфонсом VI Леонским был утвержден план «Французского паломнического пути». Только сегодня дорога стала немного более комфортной как для пеших паломников, так и для тех, кто
путешествует на велосипеде. Так же следует заметить, что благодаря приходскому священнику из О Себреро дону Элиасу Санпедро, на всем пути поставлены специальные указатели, на
которых изображены звезда с расходящимися лучами в форме раковины.
В 2004 году Сертификат Компостелы получили более 250 000 паломников. Этот год был Святым, или Юбилейным, годом Святого Иакова, наступающим с периодичностью в 6, 5, 6, 11 лет.
Следующие ближайшие Юбилейные годы Святого Иакова- 2010, 2021, 2027-й.
И все же получение Сертификата, или полного отпущения грехов, отнюдь не является конечной целью подлинного паломничества. Главное для истинного христианина- это использование
полученного благословения для совершения добрых дел и оказания бескорыстной помощи ближнему. Иначе слова, сказанные апостолом Иаковом почти 2 000 лет назад:
-Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва- (Иаков 2. 26), станут просто пустым звуком.
E-Mail: a@palomnik.org
Tel: +49 211/879 36 22
Данная страница является частным мнением её автора и не может представлять
официальную позицию какой-либо организации.