Монастырь Санкт-Одилиенберг, Нидерланды.
(фото Википедии, автор J. A. van der Drift (1808-1883))
В настоящее время это действующий женский монастырь, в котором монахини принимали паломников
из православного прихода Дюссельдорфа с великим уважением и показали всё святыни действующего собора.
... В Одилиенберге нас ждало испытание. Оказалось, что собор и древняя часовня с мощами закрыты и никто их
открывать не будет, даже несмотря на праздник Вознесения. Нет такой традиции, утеряна. Нет праздника.
Смотрим, подходят туристы (паломники?) трогают двери у ходят восвояси. Четыре часа. Надо что-то
предпринять. Остается последняя надежда. Идем в открытый пока музей и показываем бумагу от владыки
Лонгина, в которой содержится настоятельная просьба оказывать любую возможную помощь предъявителю
„сего документа“.
В конце концов нам дают несколько телефонов и показывают, куда нужно обратиться. Огибаем собор и оказываемся
у нового здания представительства голландского епископата. В ответ на звонок сначала долгое
молчание, а потом напряженные переговоры на ломаном немецком языке. Просят подождать. Наконец, из-за
угла здания показывается пожилая монахиня. Она жалуется на многие болезни и плохое здоровье, внимательно
просматривает бумагу Лонгина, с кем-то перезванивается по мобильнику и, наконец, без особого желания,
открывает дверь представительства и просит подождать в приемной. Ну что ж, и это неплохо.
Через время монахиня (Елена, как мы потом узнали ее имя), приглашает нас в собор. Облегченно вздыхаем и
идем вслед за ней через переходы и лестницы. Выходим в околоцерковный дворик, затем через кладбище
вновь оказываемся перед дверьми собора. Монахиня Елено долго звенит ключами, открывая несколько
замков и мы входим в полутемное помещение церкви, построенной еще в XI веке. Удивляемся тому, что в
разных местах собора горят свечи и еще одна монахиня раскрывает для нас престол, внутри которого видим
мощевик. В нем веками сохраняются священные останки трех святых православной церкви: епископов-
миссионеров Виро и Плехельма, а также диакона Отгера.
С трепетом прикладываемся к реликварию, просим разрешения на фотографирование. Теперь спешить некуда и
монахиня Елена водит нас по собору, показывая его сокровища. Затем переводит в часовню, еще более древнюю,
чем собор и мы видим перед собой вмонтированный в стену реликварий, в котором хранятся частицы мощей
нескольких десятков святых. Среди них большинство относятся с святым единой неразделенной церкви.
Пытаемся прочитать, одна надпись сразу бросается в глаза – Амвросий Медиоланский.
И тут монахиня Елена вспоминает, что не показала в соборе частицу мощей святой Одилии. Вновь открывает и
закрывает несколько дверей, в том числе какой -то переход в алтарь. Заходим в него и видим вделанную
в стену небольшую нишу, за мелкой решеткой которой угадываются две реликвии. Елена объясняет, что в
малом футляре – мощи св. Одилии, а в большем – мощи Виро, Плехельма и Отгера. Пытаюсь сфотографировать,
используя предельные возможности фотоаппарата. По очереди молимся и прикладываемся.
А наш проводник, как-то забыв о своих многочисленных болячках, бодро ведет православных паломников
назад в представительство и открывает внутренний музей. После недолгих поисков нам вручается книжечка
на немецком языке, путеводитель по храму и часовне.
Понимая, что монахиня сделала для нас очень много, благодарим ее как можем. Она переспрашивает,
действительно мы православные, а случаем не греко-католики? Видимо, еще никогда в жизни не встречалась
с православными паломниками. Понимаем, что для ключара собора встреча с нами была важным моментом
ее католической веры и мы достойно эту встречу выдержали, включая троих детей.
Явно чувствуется пересыщенность событиями дня. С тем и отправляемся в Дюссельдорф.