Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Нилачала он-лайн" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Апрель 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Автор
Статистика
1.487 подписчиков
-4 за неделю
-4 за неделю
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. Объединим усилия ради спасения Земли!
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Экологический журнал | ||
Выпуск N 22 | Объединим усилия ради спасения Земли! | |
Новости из интернета: Европа толкает Россию на разворот сибирских рек В последние месяцы нарастает интерес к, казалось бы, давно канувшим в Лету планам поворота стока сибирских рек на юг, в братскую Среднюю Азию. Теперь на этом настаивает уже Запад, готовый даже помочь в поиске необходимых $40 млрд. У проекта есть влиятельные сторонники и в России - в первую очередь, это мэр Москвы Юрий Лужков. Эксперты с тревогой отмечают рост интереса к планам переброски части стока великих сибирских рек в среднеазиатский регион. У среднеазиатских экспортеров хлопка, и без того мировых рекордсменов по потреблению воды на душу населения, появился новый влиятельный союзник. Им стала, как ни странно, Европа. Ледовый щит Гренландии - свидетель загрязнения атмосферы Новое исследование позволяет предположить что взлеты и спады американской промышленности с начала индустриальной революции можно проследить по количеству свинца, обнаруженного в толще гренландского льда Пробы льда были взяты 3 года назад. Толща льда представляет собой подробную хронику – по ней можно проследить, сколько свинца из атмосферы выпадало на Гренландию в период с 1750 по 1998 год. Исследователи утверждают, что большая часть свинца была выброшена американскими и канадскими фабриками. Выбросы свинца начали расти с 1870 года, и уже через 20 лет увеличились на 300%, рассказал руководитель исследования Джозеф МакКоннелл из Desert Research Institute (США). В 1890 году уровень выбросов был гораздо выше, чем считалось ранее, что позволяет предположить, что в этом году активно росла не только промышленность, но и уровень загрязнения тоже усилился. Уровни свинца резко упали во время Великой Депрессии, затем вновь пошли в гору во время промышленного подъема после Второй мировой войны. Этот период ознаменовался широким распространением свинцовосодержащих добавок в бензин. В начале 70-х, когда бензин со свинцом стал выводиться из оборота и были установлены строгие ограничения по содержанию загрязнителей в дыме, уровень свинца в Гренландии вновь понизился. Шум оказался опаснее грязного воздуха "Шумовое загрязнение окружающей среды", то есть постоянный шум, который вынужден слушать человек, портит его здоровье не намного менее "эффективно", чем грязный воздух и нездоровый образ жизни. К такому заключению пришли ученые из мюнхенского "GSF environment and health research center". Белки из салата качают в провода энергию Солнца Растения обладают удивительным механизмом усваивания солнечного света - фотосинтезом. Специальные биологические молекулы вырабатывают энергию, которая идёт на обеспечение преобразования питательных веществ в биомассу. Но, оказывается, можно заставить белки отдавать "солнечную" энергию напрямую в электросеть. Необычные солнечные батареи созданы в лаборатории органической оптики и электроники Массачусетского технологического института. Команда биологов и инженеров под руководством профессора Марка Балдо (Marc Baldo) решила, что растительные белки могут вырабатывать электричество для зарядки аккумуляторов, скажем, ноутбука. В качестве естественного преобразователя света в электроток учёные использовали фотосинтетические белки, извлечённые из хлоропластов листьев шпината, а также из бактерий Rhodobacter sphaeroides. Однако, набрав, таким образом, пару миллиардов крошечных органических помощников, экспериментаторы должны были предоставить им условия для работы. Ведь на сухой твёрдой поверхности белки не сохраняются долго. Сама же батарея была собрана следующим образом (по ходу лучей света): стекло, тончайший слой оксида индия (в качестве прозрачного электрода), фотосинтетические белки в пептидной оболочке, органический полупроводник, серебряный электрод. Поглощая фотоны, белки переправляли электроны через слой полупроводника в серебряный электрод. Увы, несмотря на все ухищрения, белки давали ток лишь 21 день. Тут-то пора сказать, зачем собственно учёным возиться с такими ненадёжными "партнёрами", когда давно есть классические фотоэлектрические преобразователи на полупроводниках, в области которых в последнее время наметился явный прогресс. Причина в том, что солнечные панели на основе кремния, если учитывать их производство, вовсе не безвредны для окружающей среды. В то время как белковые панели, напротив, дружественны ей. В британских клиниках курить будут только сумасшедшие Национальная служба здравоохранения Великобритании (National Health Service - NHS) полностью запретила курение в медицинских учреждениях страны, сделав исключение только для психиатрических клиник, сообщат BBC News. |
"Экологический След" измеряет давление, оказываемое человечеством на окружающую среду. Каждый из нас оказывает определенное влияние на окружающую среду, потребляет определенное количество природных ресурсов. Но природные ресурсы не бесконечны и Земля может производить лишь определенное их количество. Каким же образом мы можем измерить это давление, подсчитать насколько мы, как человечество, забираем из окружающей среды больше ресурсов, чем природа способна воспроизвести? Именно для этой цели и был создан особый индикатор – "Экологический След". Он измеряет величину давления на окружающую среду, производимого отдельными людьми, организациями, городами, регионами, нациями и человечеством в целом. Он показывает нам, какое количество биологически продуктивной земли, а также водной поверхности используется в целях производства продовольствия, сырья, энергии, а также для утилизации отходов, возникающих в процессе этого производства. Насколько велик Ваш "Экологический След"? Средний американец использует для поддержания своего сегодняшнего жизненного уровня около 10 гектаров земли в год. Это площадь десяти футбольных полей! Причем, необходимо отметить: американцы потребляют товары и продукты питания со всего мира, поэтому их "Экологический След" распределяется по всей планете. Средний итальянец использует 4 гектара земли в год, а средний индус – всего 0.8. Сколько всего земли находится в распоряжении человечества? На каждого человека на планете приходится в среднем по 1.9 гектара биопродуктивной земли. К 2050 году человечество достигнет отметки 9 миллиардов человек, и тогда на каждого человека будет приходиться по 1.2 гектара. При этом мы не принимаем во внимание, что на нашей планете кроме людей живут многие миллионы других живых существ, которым тоже нужно оставить место для жизни. А наши расчеты показывают, что и на сегодняшний день "Экологический След" человечества на 20% превышает предельно допустимые показатели.
Для сравнения: средний житель США использует 12, 2 га, средний европеец - 6, 3 га, а средний житель Бурунди - всего 1, 5 га. Все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни. Такое положение создает препятствия к справедливому распределению естественных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием. Последствия экологического кризиса оказались болезненными не только для природы, но и для человека, находящегося с ней в органическом единстве. В результате Земля оказалась на пороге глобальной экологической катастрофы. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. "Тварь, - пишет апостол Павел, - покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, - в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8. 20-22). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, "терние и волчцы" (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат "небо и… земля и все, что на ней" (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь "домоправитель", коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – "воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды", как замечает тот же святой, Бог "разделил между всеми поровну, как будто между братьями". "Владычествование" над природой и "обладание" землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в "возделывании" и "хранении" (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуются концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде. Одновременно разрабатывается система ее защиты, пересматриваются методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, которые одновременно могли бы "встроиться" в естественный природный круговорот. Получает развитие экологическая этика. Руководствующееся ею общественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия. Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианcкой точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он – священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий "всему жизнь и дыхание и все" (Деян. 17. 25) является Источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу. Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия. Церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывались на живых существах. Взаимосвязь антропологии и экологии с предельной ясностью открывается в наши дни, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический. В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь "средой обитания". Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности - при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас причиняют вред. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса. Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это утверждение отнюдь не означает, что Церковь призывает свернуть природоохранную деятельность. Однако она связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом. "Служба коммуникации ОВЦС МП" Чтобы устранить противоречие между теорией эволюции и священным писанием, в библию было решено внести изменение. Теперь история происхождения человека будет выглядеть так: "Человек произошел от обезьяны, которую бог создал по своему образу и подобию". |
x |
Андрей Пилипович | Рассылка общества людей неравнодушных к состоянию окружающей среды |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.green |
Отписаться |
В избранное | ||