Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Информационный Канал Subscribe.Ru

 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ДВАРИМ"

"ЗЕМЛЯ, ПОЖИРАЮЩАЯ СВОИХ ОБИТАТЕЛЕЙ"
Эта недельная глава открывает пятую книгу Торы - Дварим. В этой книге рассказывается,
как Моше (Моисей) со своим народом вспоминал о различных событиях их сорокалетнего
скитания по пустыне. В одном из эпизодов, подробно описанных в этой главе, рассказывается
о двенадцати разведчиках, посланных Моше исследовать землю Ханаанскую. После
возвращения с задания десять из них пытались отговорить народ от вступления в
Ханаан. "Это земля, пожирающая своих обитателей", - сказали они.

Почему разведчикам удалось напугать еврейский народ рассказом о силе Ханаана
и его обитателей? Ведь все то поколение было очевидцем великих чудес, которые
Б-г совершил во время Исхода из Египта, а затем творил ежедневно во время их
пребывания в пустыне. Они получали хлеб свой с Небес "Манна", воду - из "Колодца
Мирьям" (скала, передвигавшаяся вместе со станом евреев и дававшая им воду).
Они видели, как могучая египетская армия погибла без остатка в расступившихся
водах Красного моря. Неужели они усомнились в том, что Б-г может совершать чудеса
и в Ханаане?!

Хасидизм дает словам разведчиков объяснение, позволяющее лучше понять причины
их поступка: разведчики утверждали, что для евреев единственно приемлемым был
тот образ жизни, который они вели в пустыне. Они были полностью отрезаны от окружающего
мира; их жизненные потребности удовлетворялись чудесным образом. После вступления
в Ханаан их жизнь должна была полностью измениться. Им пришлось бы жить в обычном
мире и своим трудом добывать средства к существованию.

Разведчики опасались, что в таких условиях невозможно будет соблюдать законы
Торы, что евреев в Ханаане "земные" дела повседневности могут "поглотить" без
остатка и религия из-за этого отошла бы на второй план. Вот что означала их фраза
"это земля, пожирающая своих обитателей". Их ошибка заключалась в том, что на
самом деле полная чудес жизнь в пустыне была не самоцелью, а лишь подготовкой
к жизни в Ханаане, где евреям в естественных условиях предстояло реализовать
на практике принципы жизни по Торе.

Ошибка разведчиков подобна трагической ошибке тех, кто полагает, что мест о религии
- только в синагоге, где еврею подобает (это к тому же и нетрудно) вести себя
так, как ему положено, в то время как деловое и социальное окружение человека
часто несовместимо с религией. Ответ на это ошибочное утверждение таков: конечная
цель нашего сотворения состоит в том, чтобы мы жили в земном, материальном мире,
были частью человеческого общества, но при этом с помощью Торы возвышали и совершенствовали
этот мир так, чтобы он стал местом, достойным проявления Б-жественного Присутствия.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО В ДУХОВНОЕ
Глава Торы, читаемая на этой неделе, открывает собой пятую книгу Торы - Дварим.
Эту книгу также называют Мишне Тора - "Повторение, или обзор Торы". Моше (Моисей)
начал читать ее народу в первый день еврейского месяца Шват.

Время, выбранное для повторения Торы, имело особое значение для еврейского народа,
поскольку повторение это должно было подготовить евреев к вступлению в Землю
Обетованную. Во время многолетних странствий по пустыне они чудесным образом
были обеспечены всем необходимым - пищей, одеждой, водой, крышей.

"Манна" ежедневно падала с неба; "Колодец Мирьям" служил постоянным источником
воды; "Облака Славы" укрывали их от сурового ветра, выравнивали горные дороги,
уничтожали ядовитых змей, скорпионов, которыми кишела пустыня, и чудесным образом
сохраняли одежду детей Израиля свежей, чистой и выглаженной.

И вот евреи должны были уйти из пустыни, где в течение многих лет не знали материальных
забот, и поселиться в Ханаане. где им предстояло пахать землю, сеять, собирать
урожай и выполнять множество других работ. Именно теперь Моше привлек их к повторению
Торы, поскольку они нуждались в укреплении духовных сил, чтобы не опуститься
до грубого материализма в той жизни, которая ждала их впереди. Вся цель их прихода
в Землю Обетованную - наполнить святостью, возвысить и сделать более духовными
все материальные аспекты повседневной жизни, т. е. преобразить материальное в
духовное посредством Торы, через служение Б-гу, исполнение Его предписаний, благотворительность
и милосердие.

Б-жественная цель вхождения в Святую Землю заключалась в том, чтобы возвысить
окружающий нас мир и преобразить материальное в духовное. Эта же цель стоит и
перед каждым евреем в его повседневной жизни. Алтер Ребе (основатель движения
ХАБАД) говорил: "Материальные дела евреев - духовны; Б-г дает нам материальные
блага, чтобы мы преобразили их в духовные". Б-г дает еврею парнаса - средства
к существованию, а он использует их для исполнения заповедей, в частности для
материальной поддержки академий по изучению Торы, поскольку заповедь "изучать
Тору" равнозначна всем остальным заповедям, вместе взятым. Таким образом мы действительно
преображаем материальное (деньги и ценности) в духовное.

Преображение материального в духовное может быть достигнуто и другим путем. Например,
можно возвысить собственное деловое или профессиональное окружение своим честным
и благородным, в соответствии с требованиями Торы, поведением, которое станет
примером для других. Некоторые полагают, что основная цель изучения Торы - это
подготовка раввинов, шойхетов (резников мяса) и т.п. На самом деле это не так.
Основная цель религиозного образования тех, которые собираются выйти в мир бизнеса,
торговли и других профессий, - помочь им глубоко усвоить ценности Торы и воспитать
в них Йират Шамаим (Б-гобоязненность). Тогда эти люди, живя внутри нашего общества,
возвышают окружающий мир и вдохновляют каждого еврея, с которым им приходится
сталкиваться, на любовь к Б-гу, любовь к Торе и любовь к ближнему в реальной,
повседневной жизни.

Во всех духовных вопросах необходимо постоянно овладевать новыми высотами, укреплять
иудаизм, стремиться к преображению материальных ценностей в духовные. В этом
случае осуществляется благословение на "процветание через благотворительность"
- Б-г, даруя нам растущее материальное благосостояние, дает тем самым постоянную
возможность создавать новые и новые духовные ценности.

ИЗРАИЛЬ: ТОРА И ЗЕМЛЯ
Глава Торы Дварим, читаемая на этой неделе, повествует о том, что когда сорокалетнее
пребывание евреев в пустыне подошло к концу, Моше (Моисей) собрал всех сыновей
Израиля, чтобы обратиться к ним с предсмертным напутствием. Глаза, сердца, мысли
всех были сосредоточены только на одном: Святая Земля, Эрец Исраэль!

НЕДЕЛИМАЯ ТОРА

Тора - неделима. В ней нет "неважных", второстепенных страниц. Изучать Тору и
знакомиться с заповедями можно лишь постепенно, часть за частью. При этом следует
четко осознавать, что это - лишь начало, и только со временем все это будет усвоено.
Нельзя выдавать какую-то часть Торы, заповедей или иудаизма за целое, ибо в этом
случае изучаемая часть становится ложной и искаженной.

Два других компонента, входящих в структуру еврейства, обладают, как и Тора,
свойством неделимости. Каждый из них, а именно - еврейский народ и Святая Земля
Израиля, - жизненно важен для целого.

НЕДЕЛИМЫЙ ИЗРАИЛЬ

Еврейский народ - это совокупность, включающая "старейшин ваших.., и секущего
дрова твои, и черпающего воду твою", т.е. и величайших мудрецов и самых простых
работников. В момент Дарования Торы все без исключения должны были присvтствовать
у горы Синай; Моше, при всем своем величии, один не мог получить Тору. В неделимости
Торы усматривается параллель с единством еврейского народа. Любая буква. слово
или фраза так же жизненно важны для целостности Торы, как необходим самый, казалось
бы, незначительный человек для целостности Израиля. Торе важна каждая буква,
Израилю - каждый еврей.

НЕДЕЛИМАЯ ЗЕМЛЯ

В Земле Израильской жизненно важна каждая песчинка, каждая пядь. Как и Торой,
этой Землей нельзя овладеть сразу, целиком. Народ Израиля завоевывал ее пядь
за пядью, но Земля Израиля - едина. Вся она - Эрец Исраэль, и неважно, кто на
ней проживает в тот или иной период истории. Первоначально Йеошуа захватил только
Йерихон, но это была ключевая победа, ставшая залогом постепенного завоевания
всей Святой Земли. На это ушли многие годы.

Принадлежность к еврейскому народу - неотъемлемое свойство каждого еврея. Его
еврейство - это не внешний фактор, не внешняя примета, которую, как одежду, можно
надеть или снять. Еврей может тяжко согрешить; он может заявить о своем желании
быть "как все народы", но, невзирая на это, он - часть Израиля. Подобным же образом
нас можно изгнать с нашей земли, другие народы могут занять ее, но ставшая однажды
"Землей Израиля", она никогда не изменит своей сущности, как не стала она землей
Вавилона, Ассирии, Греции, Рима или других народов, которые временно правили
ею. Принадлежность Святой Земли еврейскому народу - вечна, непоколебима, неизменна.

Народы называют ее "Святой Землей" потому, что Тора провозгласила ее таковой.
Эта Земля - родина "святого народа". Нельзя ожидать, что Израиль откажется даже
от пяди предназначенной ему Святой Земли: "Вы владеете ею, вы сражались за нее,
почему же вы сомневаетесь, когда она по справедливости и по праву принадлежит
вам!"

"Нас изгнали, - говорим мы в наших молитвах, - из нашей земли" - нашей, хотя
в течение многих столетий мы были далеки от нее. Когда арестовали предыдущего
Любавичского Ребе, он сказал, что только тела наши можно сослать в изгнание,
но не души. Душа еврея - всегда в Эрец Исраэль. Изгнание, на всем своем горестном
протяжении, было следствием наших грехов, и как только мы ликвидируем причину
изгнания, оно придет к концу.

Речь идет не только о физическом, "за пределы Святой Земля", изгнании. Оно может
произойти и в самом Эрец Исраэль, если еврей, живущий там, не видит, что это
- особая земля, "Земля, на которую взгляд Б-га обращен от начала года и до конца
года", земля, где простой смертный может узреть Б-га. Когда рассматривают ее
просто как новую страну, лежащую к югу от Ливана, к западу от Иордании и несколько
севернее Египта, - это и есть изгнание!

Земля Израиля принадлежит народу Израиля, ибо дана ему по вечному завету с Авраамом
сорок столетий назад. Это законное наследие, которым Израиль вправе владеть,
но которое он не должен, не имеет права расточать или кому бы то ни было уступать.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное