Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Информационный Канал Subscribe.Ru

 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ХУКАТ"

ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА
Глава Торы, читаемая на этой неделе, начинается словами: "Вот хукат (установление)
Торы". В Торе есть разные типы законов. Хукат — это такие законы, которым, по-видимому,
нет объяснения.

Наши Мудрецы говорят, что мы должны подчиняться власти Неба и принимать заповеди
по принципу "ярма". ибо первое условие соблюдения предписании и исповедания нашей
религии — полное самоотречение и подчинение Б-жественной Воле. Мы должны признать
нашу интеллектуальную несостоятельность перед Высшим Разумом. Эта идея передается
словом "ярмо". Его нужно понимать в том смысле, что:

а) животное не имеет ни малейшего представления о мотивах повелений своего хозяина;

б) животное полностью подчинено хозяину;

в) ярмо — орудие, позволяющее животному выполнять свои функции.

Наша вера основана на Б-жественном Откровении и Даровании Торы на горе Синай.
Мы приняли Тору со словами: Наасе Вэнишма ("Сначала — исполним, потом — поймем").
Последнее слово в этой фразе, так же как и в контексте "Шма Исраэль", означает
не только "слушать" или "повиноваться", но и "понимать". Другими словами, мы
приняли заповеди как законы Властелина Вселенной, полностью понимая, что наш
человеческий разум — ограничен и не в состоянии охватить бесконечную глубину
Его Б-жественной Мудрости. Мы не знаем и не можем знать всей совокупности последствии
исполнения заповедей для нас лично и для окружающего мира. Любые объяснения или
толкования заповедей являются поверхностными и неполными.

Научный метод заключается в следующем: сначала устанавливают факты, а затем пытаются
их объяснить. Если удается найти удовлетворительное объяснение — очень хорошо,
если же нет, — факты все равно остаются фактами, даже если тайну их происхождения
разгадать не удалось.

Общеизвестно, что в те исторические периоды, когда заповеди иудаизма, обычаи
и традиции нашего народа соблюдались с истинным подчинением Б-жественной Воле
и Мудрости в духе смирения и "простой" веры, — они сохранялись и передавались
из поколения в поколение. [Например, во времена религиозных гонений и крестовых
походов в Европе евреи Германии не отрекались от своей веры предпочитая умереть
во славу Имени Всевышнего.] Когда же заповеди, обычаи и традиции становились
предметом интеллектуального анализа с целью найти им рациональное объяснение
и принимались только потому, что были "логичными", тогда подрывались самые основы
иудаизма. [К примеру, в Испании, когда инквизиция положила конец расцвету философии
и теологии, религиозные гонения привели к обращению определенного числа евреев
в иную веру.]

Наши Мудрецы говорят: "Тот, кто утверждает: "Эта традиция — хороша, а эта — нет",
— подрывает веру в Тору" ("и в конце концов забудет ее" — РаШИ). Ко всем еврейским
законам следует относиться как к законам равно святым, ибо все они были дарованы
нам Одним Законодателем, все они происходят из одного Источника.


 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ХУКАТ"

ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ ТОРЫ
Глава Торы Хукат, читаемая на этой неделе, повествует о смерти Аарона (брата
Моше), за заслуги которого чудесные "Облака Славы" осеняли евреев на всем их
пути через пустыню. Когда Аарон умер, Облака исчезли. Появились они вновь в знак
заслуг Моше. Кроме того, евреям сопутствовали еще два чуда: Манна, ежедневно
падавшая с неба, и "Колодец Мириам", в котором они брали воду.

Каковы основные характеристики этих трех чудес — Облаков Славы, Манны и Колодца
Мириам?

Облака Славы защищали евреев от сурового ветра, уничтожали змей и скорпионов.
которыми кишела пустыня, выравнивали горы, чистили и "разглаживали" одежды —
как сказано в Торе: "Одежда твоя не ветшала на тебе". Иными словами, Облака Славы
выполняли функцию внешней защиты.

Манна была чудесной пищей, в которой каждый находил желаемый вкус. Пища принимается
внутрь и обеспечивает физическое существование человека.

Колодец Мириам был источником воды. Основное назначение воды — служить средством
распространения питательных веществ по всем органам и частям тела.

Облака Славы, Манна и Колодец Мириам соответствуют трем аспектам, или "измерениям"
Торы. Какая-то часть Торы усваивается внутренне, подобно Манне; другая, подобно
Облакам Славы, выполняет функцию внешней защиты. И, наконец, третья распространяет
"внешнюю защиту" и "питание" среди всех евреев — подобно воде из Колодца Мириам.

"МАННА" В ТОРЕ

Слово "Тора" происходит от древнееврейского Ораа (обучение). Это значит, что
Тора дает нам правила поведения, которыми мы должны руководствоваться в жизни.
Эти правила должны быть основательно поняты и усвоены, чтобы каждый человек знал,
как он сам и члены его семьи должны себя вести. Как Манна давалась каждому соответственно
его духовному уровню — для праведных она была сразу пригодна в пищу, другие же
должны были сначала молоть ее, так и Тора "усваивается" каждым по-разному, в
зависимости от его способностей. Одни исполняют свой долг по изучению Торы, читая
лишь молитву Шма, поскольку остальное для них труднодоступно, другим вменяется
в обязанность изучать Тору в течение всего дня!

"ОБЛАКА СЛАВЫ" В ТОРЕ

Когда мы выходим в бесплодную пустошь повседневного мира, где изобилуют силы
зла, подобно змеям и скорпионам в древней Синайской пустыне, мы оказываемся под
защитой Месирут Нефеш (самопожертвования), которым наделены все без исключения
евреи в силу своеи врожденной внутренней связи с Торой. Как свиток Торы является
полным и священньм только тогда, когда в нем нет ни одной поврежденной буквы,
точно так же все евреи вместе образуют совокупность святости Израиля и Торы.
даже еврей, который находится на очень низком уровне духовного развития, несет
в себе предопределенный Торой "общий знаменатель" — Месирут Нефеш — готовность
отдать жизнь за Б-га.

Это и есть измерение "Облака Славы" в Торе. Облака осеняли и охраняли всех евреев
— даже тех немногих, которые все еще оставались идолопоклонниками, — с момента
перехода через Красное море и до вхождения в землю Израиля. Подобным же образом
Тора охраняет каждого представителя нашего народа — от самого великого до "самого
малого". Это дает нам силы идти через пустыню, не страшась ни скорпионов. ни
змей, постоянно сохраняя в душе готовность к самопожертвованию.

Предыдущий Любавичский Ребе, Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон рассказывал, что однажды
во время нацистской бомбардировки Варшавы он с большой группой евреев оказался
в бомбоубежище. Там были люди разного духовного уровня: сам Ребе, религиозные
евреи, нерелигиозные евреи и те, кто даже не помнил, что имеет какое-либо отношение
к иудаизму. Но когда неподалеку разорвалась бомба, все в едином порыве воскликнули:
"Шма Исраэль!.."

"ВОДА ИЗ КОЛОДЦА МИРИАМ" В ТОРЕ

Характерным свойством воды является то, что она всегда течет с высокого места
на более низкое. Тора так-же спустилась с недосягаемых высот великой Б-жественной
Мудрости и воплотилась в конкретные буквы и слова Письменной и Устной Торы, став
таким образом "доступной" для всех. Когда еврей произносит слова Письменной Торы,
даже не понимая их значения, или изучает Устную Тору (Мишна, Талмуд, Комментарии
и тд.), понимая ее очень поверхностно, Тора все равно даст ему питание ("Манну")
и покровительство ("Облака Славы").


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное