Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru
 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ИТРО"
Десять заповедей

Глава Торы на текущую неделю — Итро — повествует о том, как через семь недель
после Исхода из Египта еврейский народ пережил кульминационный момент своей истории
— Дарование Торы на горе Синай.

В первых Заповедях, прогремевших с горы Синай, нашли выражение самые возвышенные
концепции Единого Б-га. "Я — Б-г Всемогущий твой, и не будет у тебя других богов,
кроме Меня". Вполне понятно, что столь возвышенные идеи должны были быть провозглашены
Самим Б-гом, во всей Его Славе, Его народу.

Однако последующие Заповеди — не убий, не укради, и т.д. — были неотъемлемой
частью правового кодекса человеческого общества с самых древних времен. Отчего
же возникла необходимость еще раз повторить их на горе Синай, в грандиозном величии
Б-жественного Откровения? Разве они и без этого не стали бы составной частью
социальной жизни еврейского народа?

Причина состоит в том, что мы должны соблюдать такие "приземленные" Заповеди,
как "не убий" и "не укради", именно потому, что так нам было заповедано. Человек
не должен совершать убийство не только потому, что кровопролитие есть акт антиобщественный,
несовместимый с человеческим поведением, но потому, что так повелел Б-г.

Когда наше поведение основывается только на наших собственных представлениях
о том, что можно и что нельзя, мы часто оказываемся в положении, когда, ослепленные
самолюбием, не в состоянии разглядеть истинную природу своих поступков и убеждены,
что поступили совершенно правильно или, во всяком случае, вполне оправданно.

Мы можем быть уверены в правильности своего поведения, с точки зрения моральной
и этической, только в том случае, если оно основано на Торе и руководствуется
Б-жественными установлениями.

"Я — Б-г Всемогущий твой..." — и поэтому — "не убий...".


Б-жественный авторитет

Читая на этой неделе главу, рассказывающую о Матан Тора (Даровании Торы), мы
все можем почерпнуть в ней вдохновение, как оно и должно быть в соответствии
с учением Алтер Ребе (автора книг Тания и Шулхан Арух): каждая недельная глава
Торы должна служить источником вдохновения и руководства во всех делах еврея
на данной неделе. Значение главы о Даровании Торы заключается еще и в том, что
Тору следует каждый день читать как бы заново, постоянно обновляя свежесть восприятия.
Это следует также и из благословения Торы, которое мы произносим каждое утро
в нашей утренней молитве ("...Благословен... Дарующий Тору") — в настоящем времени:
ведь наши Мудрецы говорили, что слова Торы каждый день должны восприниматься
заново, как в первый раз.

Важнейший смысл Десяти Заповедей заключен в том, что они начинаются со слов "Я
есть": это основополагающий принцип монотеизма, представлявшего полную противоположность
политеизму Египта, в котором воплощалось царившее в те времена всеобщее идолопоклонство
(как подробно указано во второй Заповеди, в которой на все формы идолопоклонства
налагается категорический запрет). Между прочим, упор на монотеизм и отрицание
политеизма видны не только в том, что эти идеи являются темой первых двух Заповедей,
но и в количестве слов и подробностей, которые в них содержатся. При этом другие
Заповеди состоят из кратких и таких, казалось бы, простых и очевидных предписаний,
как "не укради" и т.д.

Глубина идеи монотеизма, с которой начинаются Десять Заповедей, и простота этических
и нравственных законов, которыми Десять Заповедей завершаются, содержат в себе
важный урок, а именно:

а) Истинно верит в Б-га не тот, кто придерживается абстрактных идей, а тот, чье
знание Б-га ведет его к правильному повседневному поведению даже в самых обычных
и простых делах, будь то отношения с соседями или уважение к их собственности,
даже если речь идет об их быке или осле и т.д.

б) Этические и моральные законы, даже такие очевидные, как "не укради" и "не
убий", приобретут силу в реальной жизни и будут соблюдаться лишь в том случае,
если они основаны на первой и второй Заповедях, т.е. на Б-жественном авторитете
Одного Единого Б-га.

Если в прошлых поколениях были люди, ставившие под сомнение необходимость Б-жественного
авторитета для обычной морали и этики и считавшие, что человеческий разум сам
по себе является достаточным авторитетом в вопросах морали и этики, то опыт нашего
поколения опроверг это заблуждение.

К сожалению, опровержение это произошло самым трагическим образом, ибо именно
та нация, которая достигла исключительных высот в точных и гуманитарных науках,
и даже в философии и этике, оказалась самой аморальной нацией в мире, сделав
своим идеалом убийство, грабеж и т.д. Каждый, кто знает, каким незначительным
было меньшинство немцев, противостоявших гитлеровскому режиму, понимает, что
культ нацизма охватил не горстку людей, а огромное большинство народа, возомнившего
себя "высшей расой". Вряд ли стоит останавливаться на этом подробнее.



Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное