Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационная рассылка Друзей (квакеров)


В библиотеке сайта quakers.ru размещен новый материал. Предлагаем вашему вниманию его анонс:

Сергей Хаванский

ЦЕННОСТИ КВАКЕРСКОГО ОПЫТА В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Давно хотелось написать эту статью. Я познакомился с квакерством почти пять лет тому назад, осенью 2004 года, и сразу же оно завоевало мое сердце. Как мне показалось тогда — и с течением времени такое ощущение только окрепло — этот духовный путь крайне актуален в наше неспокойное время духовных поисков и глобальных угроз (впрочем, бывало ли когда иначе?) К сожалению, при этом приходится констатировать серьезный информационный вакуум, существующий вокруг квакеризма даже на Западе, не говоря уже о нашей стране.

В связи с этим у меня возникло желание поделиться своими мыслями о квакерстве с людьми, прежде даже и не слышавшими о таком религиозном движении — или слышавшими, но только в связи с определенными историческими событиями. Представленный материал является плодом моих размышлений над теорией и практикой квакеризма, и ни в коем случае не может рассматриваться как официальное изложение квакерской доктрины (тем более, что ее как таковой и не существует). Надеюсь, что и сами немногочисленные квакеры с интересом прочтут эти строки, хотя прежде всего они предназначены для тех, кому о квакерах ничего не известно.

I. Исторический очерк развития квакеризма

Традиционно основателем квакерства считают англичанина Джорджа Фокса, чьи годы жизни пришлись на середину и вторую половину семнадцатого века – бурные времена английской революции. С юности молодой ремесленник (по профессии Фокс был сапожником) задавался вопросами о смысле жизни, о своем месте в нем, об отношениях человека с Богом. Оставив дом, он отправился в странствие по стране в поисках ответов. Но ни одна из существовавших тогда в Британии христианских церквей не смогла утолить беспокойство молодого человека. И однажды, бродя по обширным полям своей страны, внутри себя он услышал голос, сказавший: «Есть только Один, кто может ответить тебе – это Сам Иисус Христос». Словно пелена спала с его глаз, и, исполненный радости, он продолжил свое путешествие – но теперь он не искал, а нес миру то, что открылось ему самому: в каждом человеке есть Божественная искра, Внутренний Свет, который может повести нас к новым высотам духа.

Изначально квакерство возникло как движение, призванное обновить современную ему христианскую жизнь, увязшую в болоте невежества, равнодушия и профанации веры. К тому времени религия давно уже стала либо «вялой привычкой» лицемеров, либо горячечным бредом кровожадных фанатиков, а сами церковные институты и клирики дискредитировали себя формализмом и двуличием. Кроме того, в те годы Англию сотрясали бесчисленные распри и конфликты, и в этих столкновениях стало очевидно, что христиане, увы, очень гармонично влились в мутный поток мирской жизни с ее ложью, ненавистью и войнами. Более того, само христианство стало причиной насилия – не со стороны иноверных гонителей, как это было во времена первохристианских мучеников, а насилия, чинимого самими христианами: борьба католиков с протестантами на протяжении уже нескольких столетий то тут, то там временами переходила в открытое вооруженное противостояние, да и сами протестанты были далеки от мирных отношений между собой.

Против всего этого безумия и возвысило свой голос новое учение, претендующее на то, чтобы стать новой, свежей струей подлинно живой веры в зацветшем и зловонном пруду «традиционного» христианства. Провозвестники и апостолы новой веры заявляли о том, что они стряхивают с себя пыль истлевших догматов и труху безжизненных обычаев, чтобы под этим многовековым грузом освободить то Божественное Зерно, что живет в каждом из нас. Как были убеждены квакеры, Его кроткий и ласковый голос в тишине священного сердечного безмолвия призывает каждого из нас к миру, любви, радости, простоте и честности и взамен тягот этого нелегкого пути дарует нам Свое постоянное Присутствие, освящающее и окрыляющее. Желая подчеркнуть фундаментальный характер своего открытия, они стали называть себя «Друзьями Истины», или просто «Друзьями».

Удивительно, с какой яростью и согласованностью отторгнули эту незлобивую проповедь традиционные радетели имени Господнего. Перед лицом этой новой силы прежние враги были едины – квакеров гнали и католики, и протестанты. Отрицательно к квакерству отнеслись и представители светской власти, так как квакеры были уверены в том, что Дух христианства несовместим с войнами и насилием, с двойными стандартами (т.е. клятвами), с социальной и национально-религиозной враждой и неравенством. Сотнями приверженцев Фокса бросали в тюрьмы, лишали имущества, разлучали с семьями и даже порой с собственными жизнями – за то, что они не приносили клятв, не признавали права одного человека на господство над другими, презирали роскошь и ложь, не позволяли себе притрагиваться к оружию.

И все же, несмотря на всеобщее к ним ожесточение, квакеры не сдавались и, подобно первым христианам, мужественно и с благодарением Богу переносили все выпавшие на их долю страдания, на практике исполняя заповедь ап. Павла всегда радоваться и за все благодарить. Аналогия усиливается и тем, что исповедуемые ими принципы не позволяли отвечать злом на зло, а потому преследования противников не встречали с их стороны никакого физического сопротивления. Можно с уверенностью утверждать, что не собственные силы, а одно лишь упование на Бога позволило им выжить.

...

* * *

С полным текстом работы можно познакомиться на странице http://quakers.ru/texts/values.htm

 


В избранное