Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационная рассылка Друзей (квакеров)


Религиозное общество Друзей (квакеры)

В Московском собрании Друзей

Текст заявления Московского собрания в связи с публикацией антимусульманских карикатур в некоторых европейских СМИ:

"Мы видим как в связи с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда в различных западных изданиях во многих мусульманских странах вспыхнула антизападная истерия, жертвами которой стали ни в чем неповинные люди. Мы выступаем за веротерпимость и свободу выражения мнений. Разжигание ненависти, конфронтации между верующими, на наш взгляд, недопустимо. Мы молимся о мире в сердцах верующих и примирении разных религий и конфессий."

Московское собрание Друзей (квакеров)
5 марта 2006

* * *

Новое на сайте www.quakers.ru

Квакеры и христианство

Квакерство возникло в середине семнадцатого века как движение, призванное дать новый импульс духовной жизни Англии. Британское христианство того времени погрязло, с одной стороны, в межконфессиональных склоках (католики против протестантов, а сами протестанты – друг против друга), а, с другой, сами церковные институты и клирики дискредитировали себя формализмом и двуличием. По мысли Джорджа Фокса, основателя квакерского движения, запутавшийся в этих противоречиях христианин должен обратить свой взор внутрь себя, в своей душе встретиться с Богом. Если такая встреча произойдет, и человек сможет всю жизнь прожить в свете этой встречи и Присутствии Божием, то он достигнет цели христианской жизни (согласно св. Серафиму Саровскому) – стяжания Духа Святого.

Таким образом, по мысли основателей движения, квакерство никак не должно представлять из себя альтернативы христианству, а стать общехристианским противовесом церковному фарисейству. Так, центральное понятие квакерства – Внутренний Свет – ранние квакеры понимали как действие Святого Духа в человеке, как отклик человеческой души на Божественные глаголы. Ранние квакеры не разделяли «внутреннего Христа» и Христа исторического, полагая, что воскресший Господь, некогда ходивший по землям Палестины, ныне присутствует Духом Своим в душах верных. Ранние квакеры верили в Триединство Бога и Богочеловечество Христа Спасителя. Библия понималась ими как ценнейший опыт богообщения, но не являлась «нормой нормирующей», что выделяло квакеризм из протестантского движения. Вера в продолжающееся Откровение позволяла диалектически совмещать представление о непреложности библейских истин с индивидуальностью богообщения.

Это общение может (и должно) быть непрестанным, а потому квакеры верят, что Бог может диктовать нам каждый шаг, и любое мелкое бытовое действие наполняется сакральным смыслом. Квакеры, словно древние пророки, живут в постоянном всеопаляющем Присутствии.

Конечно, бросается в глаза почти полный отказ квакеров от внешней религиозной обрядовости. Это связано с идеей Внутреннего Света. Даже в традиционном христианстве все внешние действия не имеют особого смысла, если не причащают человека Богу, а поскольку квакеры верят, что это возможно только в тайне человеческого сердца, то внешнее - необязательно. По мнению квакеров, участие в Таинствах, соблюдение постов и почитание праздников не способствуют человеку в совершенствовании своей жизни. Конечно, квакеры понимают, что и в традиционном христианстве внешнее – не самоцель, но средство: однако, вера в водительство Бога позволяет возложить все упование только на Него.

Важно подчеркнуть социальную активность квакеров. Для квакера Внутренний Свет означает не замыкание в самодостаточном богообщении, но это богообщение с необходимостью рождает в душе стремление помогать людям, в том числе через социальные механизмы.

Несмотря на бурные процессы в Обществе Друзей, шедшие со второй половины девятнадцатого века, и столкновения различных взглядов, в целом строго христианский характер воззрений Общества сохранялся примерно до конца Второй мировой войны. И если к концу девятнадцатого века из среды квакерства выделилось ортодоксальное евангелическое направление, выражающее протестантскую интерпретацию христианства, то вторая половина двадцатого века ознаменовалась серьезным креном квакерства в сторону либерального его понимания.

В настоящее время Общество сохраняет свое организационное единство, но при этом в его рамках возможно сосуществование различных взглядов. Так, формально принято выделять три направления в квакерстве:

- либеральное, сущность которого может быть выражена в понятиях религиозного гуманизма;
- евангелическое, приближающееся к воззрениям классических протестантов (включая принцип верховенства Библии);
- малочисленное ортодоксальное, старающееся придерживаться классических воззрений раннего квакерства.

Объединить все эти взгляды позволяет вера во Внутренний Свет и его практическое выражение – свидетельства. Свидетельства носят глубоко христианский характер:

- свидетельство мира выражает ценность человеческой жизни;
- свидетельство равенства подчеркивает необходимость уважения каждой личности как носителя образа и подобия Божия;
- свидетельство простоты возвращает нас к евангельскому завету уподобиться птицам небесным, не отягченным заботами о дне грядущем и искать лишь Царствия Божия в надежде, что все остальное приложится;
- свидетельство честности возникло и существует не только как буквальное понимание евангельского запрета клятв, но и имеет более глубокий смысл – как необходимость полного очищения души, дабы предстать перед Богом в совершенной наготе и смирении.

Также и другие особенности Общества Друзей неразрывно связаны с духовной практикой традиционного христианства:

- молчаливые богослужения выражают ту глубокую мысль всех великих христианских подвижников, что любая словесная молитва – всего лишь путь к безмолвию, в котором можно услышать глас Божий;
- отсутствие деления на мирян и священничество связано с отрицанием тех функций, которые священнослужитель имеет в традиционном христианстве – совершения Таинств и наставничества: квакеры верят в возможность всей полноты богообщения (Таинства) в человеческом сердце, а это предполагает и то, что Дух непосредственно будет осуществлять и повседневное руководство жизнью верующих;
- отсутствие религиозного календаря обусловлено тем, что отмечание исторических событий не имеет особого смысла;
- дома для молитвенных собраний не освящаются, т.к. главное – встреча с Богом – не зависит от внешних обстоятельств, ибо Бог живет в сердце, и тело человеческое уже есть Храм Божий.

Квакеры имеют статус наблюдателей во Всемирном Совете Церквей.

! Администрация сайта выражает признательность участнику квакерского форума Христианину за работу по составлению текста статьи.

Обсуждение на форуме ...

* * *

Мнения наших гостей

Если мы придерживаемся позиции, что религия дана нам Богом, а не придумана людьми, давайте будем последовательны и согласимся, что она должна быть такой, какую Он предлагает, а не обязательно такой, как нам привычно ее представлять. Особенность Дня Воскресения именно в том и состоит, что ломается прежнее представление о религии, как о чем-то, предназначенном лично для себя и способном работать в изоляции от окружающего общества. Она приобретает социальную компоненту, а весь предшествующий религиозный опыт становится как бы длительной духовной подготовкой индивидуального верующего к этому решающему шагу, подготовкой, без которой этот шаг был бы невозможен. Что же касается политики, то отнюдь не каждый вид социальной деятельности следует рассматривать, как политику. Политика предполагает борьбу одних групп людей против других, борьбу, в которой цель оправдывает средства. Такая политика и правдивость несовместимы. В основе социальной практики бахаи лежат духовные принципы, среди которых один из важнейших - правдивость, рассматриваемая, как основа всех добродетелей. Правдивость - основание для доверия, доверие - основание для совещания, совещание - основание для выработки согласия, устранения конфликтов и для сотрудничества. Сотрудничество - основа высокоэффективной и комфортабельной человеческой цивилизации.

Star...ik (вероисповедание: Baha'i)

Тема ''Вера Бахаи'' на форуме ...

* * *

Избранное из книги "Квакерская вера и практика"

20.01
Прошу хлеба насущного, но не богатства, чтобы не забывать бедных.
Прошу силы, но не власти, чтобы не пренебрегать покорными.
Прошу мудрости, но не учености, чтобы не высмеивать простых.
Прошу доброго имени, но не славы, чтобы не презирать скромных.
Прошу спокойствия ума, но не праздных часов, чтобы не прослушать призыв долга.
Инадзо Нитобэ, 1909

20.20
Для квакера религия – не внешняя деятельность, касающаяся особой, ''святой'' части личности. Это - открытость для мира здесь и сейчас всем своим существом. Если это не просто благочестивая банальность, то во внимание должно приниматься все человечество: наше отношение к другим людям в самых близких, так же, как в социальных и политических взаимоотношениях. Следует также принять во внимание нашу жизнь в мире вокруг нас, то, как мы живем, то, как мы обращаемся с животными и окружающей средой. Говоря коротко и на традиционном языке, не существует никакой части нас и наших отношений, где Бог не присутствует.
Харви Гиллман, 1988


20.08
Молитва – это упражнение духа, как мысль – упражнение ума. Молиться о чем-нибудь - значит использовать для этого возможности нашего духа, так же как думать ясно - значит использовать наши умственные способности. Для наилучшего решения каждой проблемы, наилучшего осуществления любого действия, необходимы как мысль, так и молитва... Молиться о работе каждого дня не означает просить успеха в ней. Это означает, для начала, понимание собственной неспособности сделать даже знакомую работу так, как она действительно должна быть сделана, если я не нахожусь в соприкосновении с вечностью, если я не работаю «для Бога», если со мной нет Отца. Это означает видеть «свою» работу, как часть целого, видеть «себя» не имеющим большого значения, но свою веру, энергию, волю и устремленность, которые я помещаю в работу, как значащие очень много. Моя вера – это место во мне, на котором Бог входит в мою работу; через веру работе придаются достоинство и значение. И если, из-за какой-то моей слабости, или ошибки других, или просто «неотвратимых обстоятельств», работа окажется неудавшейся, все же молитва не напрасна, когда она остается без ответа, как и любовь не напрасна, когда она бывает невзаимной.
Мэри Ф. Смит, 1936

Комментарии участника форума:
Иногда, во время какого-то дела, схватываешь себя на том, что и ты сам, и люди, которые рядом с тобой, вместо того, чтобы заботиться об истине дела, озабочены только своими амбициями. И тогда хочется сказать: Господи, да при чем тут вы и я?! Какое мы вообще имеем значение пред лицом того, что рождается здесь? Мы будем чего-то стоить только если благодаря нам состоится нечто большее; от этого зависит все. А то, что от нас требуется сейчас - это вкладывать "веру, энергию, волю и устремленность" в труд, который совершается нами, но касается далеко не только нас...

Текст и обсуждение книги на форуме ...

 


В избранное