Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационная рассылка Друзей (квакеров) Свидетельства Друзей


Информационный Канал Subscribe.Ru


Свидетельства Друзей

Свидетельства говорят о том, как стараются жить квакеры. Эта попытка перевести веру в практику, часто с большим трудом, восходит из понимания основных ценностей и принципов, которые являются центральными в вере квакеров.

Квакерское понимание веры таково – истинное предназначение человека исходит из попытки прожить жизнь в духе любви, правды и мира, свидетельствуя, что в каждом есть что-то от Бога. Эта вера истекает из чувства равенства, сострадания и способности видеть священное в жизни каждого. Свидетельства говорят об обязательствах квакеров перед своей верой. Естественно, их повседневное применение ставит нас перед лицом дилемм и компромиссов. И в самом деле, эти свидетельства часто не соответствуют тому, как многие другие думают и поступают, и поэтому могут показаться идеалистическими.

Свидетельства восходят из глубинной внутренней убежденности, и заставляют нас пристальнее смотреть на наш обычный образ жизни. Они не существуют в каких-то застывших, письменных формах; они и ничего не навязывают нам. Все квакеры должны искать то, как свидетельства могут стать правдой.

К тому же, в свидетельствах отражается жизнь нашего общества, и поэтому со временем они претерпевают изменения. Свидетельства ранних квакеров были направлены против внешних символов, принятия присяги и почитания титулов, а также о мире, терпимости, скромности и формах обращения. Позже свидетельства отразили отношение к рабству, смертной казни, способу ведения бизнеса, тюремной реформе, ненасилию и отказу от военной службы по мотивам совести.

Поскольку свидетельства происходят от "водительства Духа", это может означать несовпадение с обычаями общества. Взаимодействие веры и практики, как выражено в свидетельствах, находится в центре духовного опыта и жизни квакеров.

Вызовы сегодняшнего дня

Мы живем во времена научного прогресса и необычных перемен, которые идут с разной скоростью. Современные средства коммуникации и экономическое развитие привели к тому, что люди, страны и экономики стали сейчас более взаимосвязанными и менее изолированными. Такая взаимозависимость может как обогащать, так и вести к проблемам.

Разрыв между богатыми и бедными во многих странах, включая и нашу (Великобритания – прим. пер.), а также между самыми богатыми и беднейшими странами, увеличивается. Социальная несправедливость, безразличие, непонимание, отчаяние, массовые перемещения людей и столкновения культур означают, что все общества стоят перед лицом гигантских проблем, как внутренних, так и внешних. Мы должны сыграть свою роль в процессе развития взаимопонимания, терпимости, обогащения культур. Особую роль в этом играет глубокая духовная ценность свидетельств. Только так мы можем подняться над ненавистью и противостоянием, к которым всегда ведут, скажем, военные акции в ответ на действия террористов.

Так как мы все в ответе за общество, в котором живем, мы должны исследовать природу этого общества. Как в нем обстоят дела с такими понятиями как любовь, терпимость, справедливость, простота, миролюбие, правда? Ведут ли богатство успех и власть к действительному счастью и самореализации? И находим ли мы в естественном мире то, что ценно само по себе? Мы не можем пренебрегать даже косвенным эффектом наших действий, эффектом на других людей и на природу в нашем уменьшающемся мире.

Свидетельства

Все следующее является кратким перечислением некоторых из самых известных свидетельств.

Правдивость и честность

Друзья долго пытались примером своей жизни показать важность правдивости во всех аспектах жизни. Правдивость – составная часть нашего свидетельства о том, что Свет есть в каждом из нас. Мы только тогда можем быть правдивы к своему глубокому внутреннему чувству духовной гармонии, если мы верим в правду и честны в своих поступках. Все это более важно в сегодняшней сложной социальной, политической и экономической системе, где на первый взгляд можно так легко растерять эти ценности. Поэтому правдивость и честность являются тем, что квакеры рассматривают в качестве основных и ведущих принципов не только в своей собственной жизни, но также и в общественных делах.

Равенство

Квакерское свидетельство о равенстве исходит из убеждения, что все люди равны по своей духовной ценности. В ранних квакерских общинах это находило свое отражение в том, что женщины пользовались духовным авторитетом наравне с мужчинами и в отказе пользоваться формами обращения, которые предполагают социальное неравенство. На равенстве построена вся квакерская организация и богослужение, не признающие никакого отдельного священства и никакой формальной иерархии.

Эта вера в равенство и солидарность между людьми вступает в конфликт с материалистическим и индивидуалистическим духом, свойственным эпохе. Там где узы солидарности между людьми слабеют, это быстро приводит к безысходности, преступности и отчуждению. Свидетельство о равенстве относится к нашему повседневному образу жизни и поведению, которым мы подчас увеличиваем неравенство. Оно требует от нас проявлять социальную активность, учитывать моральный фактор при капиталовложениях, проверять, насколько хорошо оплачивается работа по производству жизненных благ (особенно в бедных странах), избегать эксплуатации и дискриминации, помогать бездомным, тем, кто просит убежища, беженцам и заключенным, содействовать тюремной реформе. Это свидетельство особенно важно в поликультурном обществе с его возрастающей сложностью, где столь остра нужда в расовой справедливости и в дружелюбных отношениях между всеми вероисповеданиями.

Простота

Свидетельство о простоте составляет неотъемлемую часть квакерской веры: наша способность к духовному отклику зависит от того, насколько мы независимы от стремления к материальной обеспеченности. Поэтому Квакеры сопротивляются соблазну занять свое место в обществе, приобретая собственность. Поскольку мы стремимся к истинной простоте, постольку мы призваны все глубже и глубже расходиться со многим из того, на чем настаивает современный мир.

Простота относится не только к владению собственностью, но и к установке, которая определяет наш подход к деловой жизни. Многие ранние Друзья преуспели в бизнесе, благодаря своей честности в денежных делах, особенно в 19-м столетии. Но богатство, которое они нажили, не было для них самоцелью, они обычно использовали его в интересах общества и особенно обездоленных. Сейчас мы живем гораздо менее просто, чем наши предшественники сотню лет назад, и чем люди в большинстве других стран. Простота подразумевает постоянные усилия по проверке того, как мы живем и в чем состоят наши истинные нужды, и особенно — не достигнут ли наш уровень жизни за счет других. Соблюдать простоту значит воздерживаться от раздувания своих желаний и изобретения все новых и новых искусственных потребностей.

Мир

Свидетельство о мире - это, возможно, самое известное квакерское свидетельство — и среди самих Друзей, и в окружающем мире. Оно происходит из нашего убеждения, что суть жизни — это любовь. И опять-таки, хотя не существует никакого установленного словесного кредо, но Друзья глубоко проникнуты духом Декларации, адресованной Карлу Второму в 1660 г., которая начинается со слов: «Мы полностью отрицаем все внешние войны, раздор и вооруженные действия вне страны, для какой бы цели и под каким бы предлогом они не производились». Квакеры на себе показали опыт — как можно в течение столетий «жить в добродетели и духе, который устраняет все причины для войн».

Мы не притязаем на то, что можем избавиться от реальностей мира, в котором проявления насилия так глубоко укоренились. И, однако, мы постоянно стоим перед вызовом, брошенным нам самим существованием оружия массового поражения, многочисленностью и интенсивностью вооруженных конфликтов, бедностью, отчуждением и насилием, которые подрывают мир во многих обездоленных обществах и особенно явно — спорадическими актами терроризма. Несмотря на все трудности, для Друзей крайне важно оставаться верными своим принципам и наглядно демонстрировать, что можно налаживать человеческие взаимоотношения и разрешать конфликты другим путем — путем ненасилия. Нередко это повлечет за собой необходимость стать перед трудным выбором, и Друзья могут испытывать тревоги совести, пытаясь распознать, каков же правильный путь в таких вопросах, как поддержание мира.

Если, однако, посмотреть в перспективе истории, то станет ясно, сколь многого мы уже достигли. Свидетельствовать о мире — значит мыслить и предлагать немыслимое в том убеждении, что это может привести к решающему сдвигу в убеждениях. То, что было непрактичным идеализмом для одного поколения, то самое для следующего поколения становится драгоценным правом и даже предписанием.

Кроме того, свидетельствовать о мире — это, значит, служить делу прощения и примирения и пребывать в духе солидарности и человечности. Более конкретно, квакерское свидетельство о мире требует признания права отказа от военной службы по убеждениям и предполагает работу по оказанию гуманитарной и медицинской помощи в пораженных войной районах. Квакеры сыграли заметную роль в деятельности недавних международных движений за объявление вне закона солдатской службы детей и стояли за учреждением Факультета Исследований Мира в Брэдфордском Университете. В общем же за последние десятилетия наблюдается значительный сдвиг общественного мнения в отношении к войне — от ее общепринятого восхваления к тому, чтобы считать военные действия безнравственным деянием, каковы они и есть на самом деле.

Земля и окружающая среда

Свидетельство не есть какая-то словесная формулировка, но некое выражение действий, характерных для Друзей. Новые свидетельства и появляются в качестве их обоснований, а лежащий в основе этих действий духовный базис становится проясненным. Одной из подобных областей новых свидетельств является забота об охране окружающей среды обитания.

Для многих квакеров то, что было лишь «зарождающимся» свидетельством окружающей среды, сейчас уже прочно устоявшееся явление, имеющее тесные связи со свидетельствами мира и простоты.

Окружающий нас мир необыкновенно богатый источник удовлетворения наших материальных и духовных нужд. Нам следовало бы ценить и сохранять его способность поддерживать и вдохновлять нас. А это, в свою очередь, призывает к творческой ответственности по отношению к земле, наследниками которой мы являемся, для того, чтобы собственно делить эту ответственность с другими.

Это означает видеть «то, что от Бога» в каждом и в природном мире, нас окружающем, а не только рассматривать его лишь как объект для извлечения коммерческой выгоды. Различные виды живых существ, населяющие наш мир, приносятся в жертву производству товарной продукции и сервису, которые часто не являются жизненно необходимыми. Будущее постоянно приносится в жертву настоящему, а нужды других в угоду желаниям собственной личности.
Не может быть справедливым тот факт, что мы оставляем мир беднее, чем мы нашли его, получив во всей красоте и богатстве видового разнообразия форм жизни, или расходуем его запасы опрометчиво в осознании того, что наши подобные действия неизбежно ведут к будущей трагедии.

Квакеры осознают, что их свидетельства идут вразрез со многими современными изменениями в развитии экономических, общественных и политических течений в обществе. Таким образом, это может означать разногласие в фундаментальных вопросах современного общественного мироустройства. А это, в свою очередь, значит, жить нашими свидетельствами так, чтобы поддерживать альтернативное видение исполнения глубинных человеческих обязательств. Одним из путей претворения этого в жизнь будет разделять друг с другом нашу практику проживания свидетельств в соответствии с нашими убеждениями, как можно более открыто и дерзновенно, в духе преданного ученичества.

Вместе с другими, разделяющими эти фундаментальные ценности, нам нужно поддерживать живым альтернативное видение общества, сосредоточенном на удовлетворении реальных человеческих и духовных нужд, чем на вечно изменяющихся желаниях; общества, где диспропорция распределения власти и богатства достаточно невелика, чтобы можно было говорить о подлинном равенстве всех людей как детей Божьих; общества, уделяющего внимание качеству жизни и заботящегося о нуждах будущих поколений, ограничивающего потребление природных богатств таким образом, чтобы обеспечивать возобновляемость этих ресурсов в будущем; общества, в котором будут довольствоваться имеющимся в наличии, чем стремиться к излишеству; и, наконец, такого общества, в котором истина и справедливость станут основой социального мира и содружества.

Действовать в этом направлении означает твердо держаться центрального свидетельства сокровенности природы каждого аспекта жизни. Индивидуально и совместно мы должны практиковать духовное различение. Мы будем спотыкаться и делать ошибки, наше видение будет страдать ограниченностью. Возможно, мы будем призваны к такому стилю поведения в жизни и такой щедрости самоотдачи, о которых мы еще и не помышляем. Но мы ищем завязки с другими и контакта с природным миром как части расширяющего свои горизонты сознания. В глубине нашего молчаливого ожидания мы обретаем то место, где слова и дела суть одно, наши вера и действие неразделимы.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное