Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационная рассылка Друзей (квакеров)


Информационный Канал Subscribe.Ru


17 декабря 2002 ушла из жизни Татьяна Павлова - одна из первый российских квакеров.
Предлагаем вашему вниманию ее интервью с Питером Джарменом в ее квартире в Москве
в 1994 г.

Татьяна Павлова, первый русский квакер
(интервью с Питером Джарменом в ее квартире в Москве в 1994 г)

Подобно ранним квакерам, я чувствую, что у меня есть мистическая связь с Иисусом
Христом. У меня есть внутреннее осознание его присутствия, его любви, его страданий,
которые я с особой силой ощущаю каждый год во время Пасхи. Его воскрешение утверждает,
что смерть не приносит боли, и воскрешение, которое победило смерть, дает мне
постоянную надежду. Я чувствую, что Иисус – это мой друг. Он учит меня смирению.

Моя мать была верующей, но моей духовной матерью была тетя. Она училась с моей
мамой в Смоленске и поэтому часто присматривала за мной. Когда я была маленькой
девочкой,  она время от времени брала меня в одну из православных церквей, которые
тогда все еще оставались открытыми в Москве. Мы стояли только несколько минут,
но этого было достаточно для меня, чтобы узнать, что такое тайна. Я помню, как
мы стояли около церкви во время ночной Пасхальной службы. Колокольный звон был
запрещен (мы его не слышали до конца 80-х годов), но у нас были свечи, и все
зажгли их в полночь, когда процессия вышла из церкви, чтобы провозгласить "Христос
воскрес, воистину воскрес!"

Благодаря Сталину я родилась в 1937 году. Несколько ранее он запретил аборты.
Мои братья и сестры так никогда и не родились. В 30-е годы мои родители виделись
редко, потому что мой отец – инженер, получивший образование в царской школе,
был сослан в ГУЛАГ, и по освобождению ему не разрешалось жить около Москвы. Поэтому
они встречались украдкой. Я едва знала своего отца Александра Белова. Он умер
в 40 с небольшим лет.

Когда в 1941 году началась война, мы переехали на дачу под Москвой. Затем мы
переехали  в маленький городок на Урале. Я довольно серьезно болела в течение
полугода. Я помню себя выздоравливающей, укутанной, сидящей в санях и много снега
вокруг.

В июне 1943 года, когда я уже была здорова, мне подарили Рождественскую елку.

Моя мать, которая умерла в 1985 году, родилась в Вильнюсе и получила образование
в Смоленске.  Затем она поступила в университет в С-Петербурге.

Сразу же после войны религиозная практика стала более открытой. Условия жизни
были очень тяжелыми. В 1947 году я видела людей, которые на бульваре собирали
желуди, чтобы их есть.

В 1953 году, когда умер Сталин, я была комсомолкой и училась в 8-м классе. Когда
нам объявили об этом, мы с трудом могли удержать рыдание. Через два года я поступила
в институт Истории и Филологии, который закончила в 1960 году. Затем я поступила
в аспирантуру и в течение 4 лет изучала английскую историю и литературу. Я вышла
замуж за верующего человека, журналиста и искусствоведа. У нас родился сын Саша,
но вскоре мы развелись.

Через чтение работ Штайнера он познакомил меня с антропософией.  В течение 8
лет я была агностиком, но эти труды разожгли мои духовные страсти.

Я часто посещаю православную церковь, мой сын Саша хочет быть священником. Но
благодаря изучению истории Англии 17 века я познакомилась с квакерами. Я сразу
почувствовала христианский мистицизм Джорджа Фокса и ранних квакеров.

К счастью, Маркс боготворил Джона Беллерса, одного из квакеров 17 века, поэтому
мне было разрешено опубликовать о нем книгу в 1979 году. Я смогла наполнить свою
книгу духовной мудростью, и она вскоре становится известной. Эта книга попала
к Вилле Бартону, английскому квакеру. В 1983 году он и Питер Джарман приехали
в институт Истории, чтобы встретиться со мной. И так я впервые познакомилась
с британскими квакерами.

Была организована встреча с заинтересованными читателями книги, и тогда я впервые
говорила о квакерах. Всегда, когда квакеры посещали мою подругу Елизавету Журавлеву,
она организовывала квакерские встречи. Эти встречи посещали несколько православных
верующих, друзья ее внучки Маши и духовные дети Отца Александра Меня, включая
руководителя подпольного семинарского движения Андрея Бессмертного. И я стала
посещать их тоже.

К тому времени была опубликована моя книга о квакере Джерарде Уинстенли. Еще
раньше была написана книга об Оливере Кромвеле.

Когда в 1990 году американский квакер Джанет Райли приехала ко мне и предложила
участвовать в публикации Советско-Американского сборника коротких рассказов,
в моем доме стали проходить первые молитвенные собрания друзей. Поэты и писатели,
например Анатолий Ким, посещали эти собрания. Но когда Джанет уехала, собрания
прекратились.

В 1986 году  меня пригласили английские квакеры посетить Англию, но в последний
момент мой директор посоветовал мне сказать, что я очень занята. Это была такая
грубая ложь, что  я немедленно уехала в длителный отпуск в Крым. Потом приглашение
повторилось в конце 1987 года, и это был мой первый визит к английским Друзьям.
В 1989 году я вновь поехала в Англию и посетила много Собраний Друзей по всей
стране. В 1990 году меня пригласили на 3 месяца в квакерский центр в Пендл-Хилле,
недалеко от Филадельфии. В то время, пока я была там, меня посетили два друга
в ответ на мое заявление о вступлении в Общество Друзей. Я вернулась в Россию
первым русским квакером.

Когда английский квакер Марджори Фаркварссон предложила мне встречаться один
раз в неделю для молчаливой молитвы, я немедленно согласилась. Марджори Фаркварссон
проработала в Москве в качестве представителя Международной Амнистии в течение
2 лет, а я в 1992 году уехала в Пендл- Хилл. Поэтому надо было находить новое
место для квакерских встреч.

Я очень рада, что сейчас Друзья встречаются в помещении под православной церковью.
Эта связь очень значима для меня.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное