В этом выпуске нашей рассылки давайте обратимся к
евангельской истории о богатом юноше:
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий!
что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты
называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь
войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал:
не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца
и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это
сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если
хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь
иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие,
юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. (От
Матфея 19:16-22)
Эта история иногда смущает христиан. Особенно тех, кто
считает себя богатым и обеспеченным. Иногда христиане думают, что эта
история показывает, что Иисус против того, чтобы мы были обеспечены и имели
материальное богатство в этом мире. Но давайте посмотрим, что же Иисус хотел
показать этому юноше, и что Он хочет показать всем нам, через этот эпизод в
Его служении.
Я хочу, чтобы Вы обратили внимание на то, что сам юноша
подошёл к Иисусу, чтобы узнать, что ему нужно ещё сделать, чтобы иметь
вечную жизнь. Иисус не гонялся за ним, чтобы получить у него пожертвование,
или принудить его отдать своё имение. Он ощущал внутри себя, что
недостаточно просто соблюдать заповеди. Этот юноша ощущал духовную пустоту и
неудовлетворение. В другом Евангелии, где описывается эта история, сказано,
что Иисус полюбил этого юношу. Потому что Он увидел в нём жажду по Богу и
неудовлетворение обычным соблюдением заповедей. Сегодня многие люди утешают
себя тем, что они соблюдают основные заповеди, и ничего никому плохого не
делают. Однако они всё равно ощущают внутри духовную пустоту и
неудовлетворение. Потому что человек был создан Богом не только для того,
чтобы делать добро и не делать зла. Человек изначально был создан для
близких взаимоотношений с Богом. И именно отсутствие этих взаимоотношений
привело этого юношу к Иисусу с этим вопросом. Внутри он каким-то образом
осознавал, что ему нужно нечто больше, чем хорошее поведение.
Иисус сначала провёл небольшой экзамен на соответствие
жизни этого юноши основным заповедям закона Моисея. С этим оказалось всё в
порядке. Это не значит, что юноша в совершенстве исполнял весь закон. Никто,
кроме Самого Господа, не мог исполнить полностью закон. Этот юноша старался
поступать по заповедям, и Иисус не стал это оспаривать. Однако в сердце
этого молодого человека было нечто, что мешало ему принять вечную жизнь. Для
кого-то это может показаться странным. Потому что многие люди, и даже
христиане, думают, что мы можем своими делами заработать наше вечное
спасение и заслужить награду от Бога. Не смотря на хорошее поведение, в
наших душах могут быть серьёзные преграды, которые мешают нам следовать за
Господом, исполнять Его волю здесь на земле, и иметь с Ним близкие
взаимоотношения.
Иисус предложил этому юноше сделать шаг, который бы
разрушил преграду в его сердце, разделявшую его с Богом. Нам нужно осознать,
что Иисус не собирался делать нищим этого человека. Иисус хотел сделать его
свободным. Имение, которым владел этот юноша, не было злом или проклятием.
Злом оказалась его привязанность к этому имению. Разве не об этом писал
Апостол Павел своему ученику Тимофею:
Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому
предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим
скорбям. (1-е Тимофею 6:10)
Здесь не сказано, что большое имение является корнем
всех зол. Этим корнем является любовь к деньгам или к вещам, то есть
привязанность к ним. Именно привязанность к материальным ценностям и
упование на них не дали этому юноше иметь вечную жизнь и последовать за
Иисусом.
Давайте подумаем, почему Иисус сказал этому юноше
сделать такой шаг? Почему Он не просил это сделать других богатых людей, а
только его? Я уверен, что Он хотел помочь ему научиться по-настоящему любить
Бога и уповать на Него. Но разве Он не ждёт того же от каждого Своего
последователя? Почему мы не видим в Новом Завете, чтобы Иисус или Апостолы
говорили сделать такой же шаг другим людям? Причина в том, что Бог никогда
не был против того, чтобы Его люди были богаты. Наоборот, в Ветхом и в Новом
Заветах мы можем найти не мало мест, где Бог говорит о Своём желании
благословлять материально Свой народ (многие из этих мест мы цитировали и
изучали в нашей рассылке). Как я уже говорил Иисус и не планировал сделать
нищим этого юношу. После того, как этот молодой человек отошёл с печалью,
Господь открыл ученикам Божий план для всякого, кто что-то оставляет или
чем-то жертвует ради Него и Евангелия:
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы,
последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на
престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать
колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или
отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во
сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и
последние первыми. (От Матфея 19:28-30)
Заметьте, что Иисус не разделяет здесь людей на тех,
кто получит награду в вечности, и на тех, кто получит здесь на земле
стократное воздаяние. Он хочет, и здесь на земле и в вечности, чтобы мы
имели награду и стократное умножение.
Так что же Бог хочет от нас, верующих в Иисуса Христа,
сегодня? Хочет ли, чтобы мы все оставили всё, что у нас есть и раздали
нищим, чтобы быть Его истинными последователями? Нет, нигде в Новом Завете
мы не видим, чтобы Иисус или Апостолы выдвигали такие требования к
христианам. Апостол Павел, когда писал Тимофею о том, как обращаться с
различными группами людей в церкви, написал ему о богатых людях:
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не
высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого,
дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали,
богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище,
доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. (1-е
Тимофею 6:17-19)
Здесь не звучит призыв раздать всё своё богатство
нищим. Апостол говорит о том, как нужно наставлять богатых людей, чтобы они
имели правильное отношение к тому, чем благословил их Бог, и чтобы они своим
богатством служили Ему.
Итак, Бог не требует от нас, чтобы мы раздавали всё
своё имение нищим, как Он предложил это сделать тому юноше. Иногда Бог может
обратиться лично к кому-то из Своих детей, чтобы он так поступил, но это не
может быть заповедью для всех. Но через эту историю Бог призывает нас
разбираться с привязанностью к деньгам и с упованием на них. Каким бы мы не
обладали сегодня состоянием, нам нужно периодически ставить себя на место
того юноши и задаваться вопросом: "Готов ли я сегодня отдать всё своё
состояние, ради любви к Иисусу?" Именно этого Бог ждёт от нас. Нашего
желания, нашей готовности отдать всё ради Божьего Царства.
Кто-то скажет: "Какой смысл в этой готовности? Я
надеюсь, что Бог мне никогда такого не скажет." Но такое отношение как раз и
показывает, что мы уповаем на богатство и привязаны к нему. Нам не нужно
ждать, пока с нашим богатством что-то случится, или пока Бог действительно
не скажет нам отдать его. Если мы хотим быть счастливыми, процветающими
людьми, свободными от всякого финансового рабства и давления, нам нужно
начать разбираться со страхом потери, упованием на богатство и с любовью к
деньгам уже сейчас. Чтобы, когда придёт кризис, мы могли верить и принимать
от Бога Его обеспечение. А также, чтобы мы всегда, были готовы пожертвовать
чем угодно, когда Бог призовёт нас к этому, для того, чтобы восполнить
чьи-то нужды.