Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем читать книгу Бытия. Главы 34 - 37.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 10 апреля (28 марта) 2008 года

Продолжаем читать книгу Бытия.
Главы 34 – 37 (часть гл. 36 – перечень потомков Исава – мы опустим).

(Перевод: М.Г.Селезнев. Издательство ГРРУ, 1999.)

34 Дина, дочь Иакова от Лии, пошла к местным девушкам. Шехем, сын хиввея Хамора, правителя этой страны, увидел ее, схватил — и овладел ею. Полюбил он Дину, дочь Иакова, привязался к ней, говорил ей нежные слова, а Хамору, своему отцу, сказал:

— Возьми эту девушку мне в жены.

Иаков узнал, что его дочь Дина обесчещена. В ту пору его сыновья пасли скот в поле; Иаков не стал ничего делать до их прихода. Хамор, отец Шехема, пришел к Иакову поговорить с ним — и тут сыновья Иакова, узнав, что произошло, вернулись домой. Они были в гневе и ярости, ведь насилие над дочерью Иакова — это страшное оскорбление Израилю: так поступать нельзя! Хамор сказал:

— Шехем, мой сын, пленился вашей дочерью. Отдайте ее ему в жены! Вы с нами породнитесь, будете отдавать нам в жены своих дочерей и брать наших дочерей себе в жены. 10 Живите с нами вместе, наша страна перед вами — можете селиться в ней, свободно по ней странствовать, владеть землей.

11 А сам Шехем обратился к отцу и братьям Дины с такими словами:

— Сделайте милость, я дам вам все, что скажете! 12 Назначьте самый большой выкуп и самые богатые дары — я дам вам всё, что скажете, только отдайте эту девушку мне в жены.

13 На это сыновья Иакова ответили Шехему и его отцу Хамору хитростью — ведь Шехем обесчестил их сестру Дину.

14 — Мы не можем этого сделать, — сказали они. — Отдать сестру необрезанному мужчине будет для нас позором. 15 На одном лишь условии мы согласимся: если вы станете как мы и все мужчины у вас будут обрезаны. 16 Тогда мы будем отдавать вам в жены своих дочерей и брать ваших дочерей себе в жены, тогда мы поселимся с вами и станем с вами одним народом. 17 А если вы не послушаетесь нас и не сделаете себе обрезание, то мы забираем нашу сестру и уходим.

18 Хамор и Шехем согласились на эти условия. 19 Шехем сделал себе обрезание тут же — так сильно он любил дочь Иакова.

А Шехем был самым уважаемым человеком в роду своего отца. 20 И вот, став перед городскими воротами, Хамор и Шехем сказали горожанам:

21 — Эти люди настроены мирно. Пусть они селятся на нашей земле и свободно по ней странствуют. Места для них много. Мы будем брать их дочерей себе в жены и давать им в жены наших дочерей. 22 Но они согласны с нами жить и стать с нами одним народом лишь на одном условии: чтобы все мужчины у нас были обрезаны, как и у них. 23 Их стада, их имущество, их скот — всё это будут нашим, если только мы примем их условия и они станут жить с нами вместе!

24 Горожане согласились с Хамором и Шехемом, и все мужчины города сделали себе обрезание. 25 А на третий день, когда они еще лежали больные, Симеон и Левий, сыновья Иакова, братья Дины, взяли мечи, без помех вошли в город и перебили в нём всех мужчин до единого. 26 Зарубили Хамора и Шехема, забрали Дину из Шехемова дома и ушли.

27 Затем, вернувшись на место бойни, сыновья Иакова разграбили город, где была обесчещена их сестра. 28 Они угнали овец, коров, ослов, взяли все, что нашли в городе и на поле, 29 забрали всё имущество горожан, увели их детей и жен и разграбили всё, что было в домах.

30 Иаков сказал Симеону и Левию:

— Вы навлекли на меня беду! Вы сделали меня ненавистным для местных жителей — ханаанеев и периззеев. У нас людей немного, а они объединятся и убьют меня, и весь наш род погибнет!

31 Но Симеон и Левий ему отвечали:

— Нельзя поступать с нашей сестрой как с продажной девкой!

34:7 ...оскорбление Израилю... — Возможно, имеется в виду не только Иаков-Израиль, но и весь его род — будущий народ израильский.

34:15 Об обрезании см. Быт 17:10-14 и комментарий к этим стихам.

34:27 Военная победа почти всегда сопровождалась в древнем мире грабежом убитых неприятелей. Часто это происходило не сразу после битвы, а через некоторое время: победителям требовался отдых (ср. 1Цар 31:8).

35 Бог сказал Иакову:

— Встань, иди в Бет-Эл. Поселись там и воздвигни там жертвенник Богу, Который явился тебе, когда ты бежал от своего брата Исава.

Иаков сказал своей семье и всем своим людям:

— Уберите прочь всех чужих богов, какие у вас есть, очиститесь и перемените одежды. Мы идем в Бет-Эл. Там я воздвигну жертвенник Богу, Который приходил мне на помощь в беде и был со мною в моих скитаниях.

35:2 Иаков исполняет обет, данный в 28:20-21. Перемена одежд и омовение — составные части ритуального очищения.
...чужих богов... — Имеются в виду изображения божеств-покровителей других народов.

Они отдали Иакову всех чужих богов, какие у них были, вынули из ушей серьги и тоже отдали Иакову. Всё это Иаков зарыл под Шехемским дубом.

Они тронулись в путь. Объятые ужасом Божьим, жители окрестных городов не стали преследовать сыновей Иакова.

Иаков со своими людьми вышел к городу Лузу (ныне Бет-Эл), что в земле ханаанской, и воздвиг там жертвенник. Он назвал это место "Эл-Бет-Эл", ибо там ему явился Бог — когда Иаков бежал от брата.

35:5 Объятые ужасом Божьим... — Скорее всего, имеется в виду "ужас, ниспосланный Богом". Впрочем, возможно и другое понимание: "невыразимый, панический ужас".

35:7 Эл-Бет-Эл — "Бог Бет-Эла" (евр.).

8 Умерла Дев`ора, кормилица Ревекки. Ее похоронили близ Бет-Эла, под дубом, и назвали этот дуб Алл`он-Бах`ут.
35:8 Аллон-Бахут — "Дерево Плача" (евр.).

9 После возвращения Иакова из Паддан-Арама Бог вновь явился ему, благословил его 10 и сказал:

— Имя твое Иаков,
но впредь не будут тебя звать Иаковом.
Отныне твое имя — Израиль!

Так Он дал ему имя Израиль.

35:10 Рассказ о том, как Бог изменил имя Иакова на новое имя — Израиль — дублирует повествование 32:28. См. комментарий к этому стиху.

11 И еще Бог сказал ему:

— Я Бог Всесильный.
Будь плодовит и многочислен:
народ произойдет от тебя,
целый сонм народовОт тебя произойдут цари!
12 И землю, что Я дал Аврааму и Исааку,
Я отдам тебе и твоим потомкам.

13 Когда Бог ушел от Иакова, 14 Иаков поставил священный камень на том месте, где Бог говорил с ним, и возлил на этот камень вино и оливковое масло. 15 Он назвал это место Бет-Эл.

35:11-13 Эти стихи содержат множество тем и выражений, общих с 17:1-8.

35:15 Бет-Эл — Ср. 28:19 и 12:8 и комментарий к стиху 12:8.

16 Когда они оставили Бет-Эл и были уже неподалеку от Эфр`аты, у Рахили начались схватки. Роды были трудные, 17 Рахиль мучилась.

— Не бойся, — сказала повивальная бабка. — Смотри, у тебя еще один сын!

18 С последним вздохом умирающая Рахиль дала сыну имя Бен-Он`и. Но отец назвал его по-другому — Вениам`ин.

19 Так умерла Рахиль. Ее похоронили у дороги на Эфрату (что ныне называется Вифле`ем), 20 и Иаков поставил над ее могилой священный камень. Он стоит там и по сей день — священный камень над могилой Рахили.

35:16-19 Вифлеем (евр. Бет-Л`ехем — "Дом Хлеба"), носивший также имя Эфр`ата, — город в 10 км к югу от Иерусалима. С Вифлеемом связано действие книги Руфь, из Вифлеема происходил царь Давид. Со времен Нового Завета Вифлеем известен как место рождения Иисуса Христа.

35:18 Бен-Они — "Сын моего горя". Вениамин (евр. Биньям`ин) — "Сын правой руки" или "Сын юга".

21 Израиль продолжил свой путь и разбил лагерь за Мигд`ал-`Эдером. 22 Во время стоянки Рувим переспал с Валлой, наложницей своего отца. Отец узнал об этом.

27 Иаков пришел к своему отцу Исааку в Мамре, в Кирьят-Арба (что ныне называется Хеврон), где некогда жил Авраам, а потом Исаак.
35:29 ...отошел к праотцам. — См. прим. к 25:8. [Видимо, за этими словами стоит некое представление о посмертном существовании.]
28 Сто восемьдесят лет прожил Исаак. 29 Он умер старцем, насытившись жизнью, — скончался и отошел к праотцам. Его похоронили сыновья — Исав и Иаков.

36 1 ВОТ ПОВЕСТЬ ОБ ИСАВЕ — ОН ЖЕ ЭДОМ — И О ЕГО ПОТОМКАХ.

2 Исав взял себе в жены двух ханаанеянок — Ад`у, дочь Эл`онахетта, и Оголивам`у, дочь Ан`ы, дочери Циве`она-хиввея, 3 — а также Басем`ат, дочь Измаила, сестру Невай`ота.

4 От Ады у Исава родился Элиф`аз, от Басемат — Реу`эл, 5 а от Оголивамы  — Е`уш, Ял`ам и К`орах.

Это сыновья Исава, родившиеся в Ханаане.

37:1 Этот стих, как кажется, продолжает повествование, оборвавшееся на 35:29. В таком случае генеалогии гл. 36 следует рассматривать как отступление от основного повествования.

6 Исав собрал своих жен, сыновей, дочерей, всех своих людей, стада, весь свой скот, всё добро, которое он приобрел в Ханаане, и ушел в другую страну, прочь от своего брата Иакова. 7 У них было так много добра, что жить вместе им стало тесно: земли, на которой они поселились, уже не хватало на двоих, с их стадами.

8 Исав поселился у горы Сеир (Исав — это Эдом).

9 ВОТ ПОВЕСТЬ ОБ ИСАВЕ — ПРАОТЦЕ ЭДОМИТ`ЯН, КОТОРЫЙ ПОСЕЛИЛСЯ У ГОРЫ СЕИР, — И О ЕГО ПОТОМКАХ.

/...../

37 1 А Иаков поселился в Ханаане  — в стране, где прежде жил его отец.

2 ВОТ ПОВЕСТЬ ОБ ИАКОВЕ И ЕГО ПОТОМКАХ.

Иосифу было семнадцать лет. Он пас овец вместе с братьями — помогая сыновьям Валлы и Зелфы  — и сплетничал про них отцу. 3 Иосиф родился у Иакова уже на склоне лет, так что Иаков любил его больше, чем прочих сыновей, — даже подарил ему цветную рубаху. 4 Когда братья увидели, что отец любит Иосифа больше, чем их, они так возненавидели Иосифа, что уже и слова доброго сказать ему не могли.

5 Как-то раз Иосифу приснился сон. Он рассказал его братьям — и те возненавидели его еще сильнее.

6 — Послушайте, — сказал он,  — что мне приснилось! 7 Будто мы вяжем снопы в поле и мой сноп стал прямо, а ваши снопы окружили его и поклонились ему!

8 Братья ответили:

— Так ты, значит, царствовать над нами собрался? Начальником быть над нами?

И возненавидели его еще больше — и за сны его, и за рассказы. 9 А Иосифу снова приснился сон, и он снова рассказал его братьям:

— А я видел во сне, будто солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклонились мне!

10 Когда он рассказал этот сон отцу и братьям, то отец отругал его:

— Что за сны тебе снятся? Что, мы все — и я, и твоя мать, и твои братья — придем и падем тебе в ноги?

11 Братья разозлились на Иосифа, но отец запомнил его рассказ.

 

37:3 ...цветную рубаху.  — Точное значение выражения кет`онет пасс`им неясно (цветная рубаха? полосатая рубаха? рубаха до пят?). В любом случае, судя по 2Цар 13:18-19, где этими словами называется одежда, которую носят незамужние царские дочери, то был предмет роскоши, возбуждавший зависть.

12 Как-то раз братья Иосифа ушли пасти отцовских овец в окрестностях Шехема. 13 Израиль сказал Иосифу:

— Твои братья пасут скот под Шехемом. Давай я и тебя к ним пошлю.

— Я готов, — ответил Иосиф отцу.

14 — Сходи, — сказал тот, — посмотри, как у них там дела, что со скотом. Вернешься и расскажешь мне.

Отец простился с Иосифом, и, оставив Хевронскую долину, Иосиф пошел в Шехем. 15 Там ему встретился какой-то человек.

— Что ты здесь ищешь? — спросил он у Иосифа, бродившего по полю.

16 — Я ищу своих братьев, — ответил Иосиф. — Скажи мне, где они пасут скот?

17 — Они отсюда ушли, — сказал ему тот, — я слышал, как они говорили, что пойдут в Дот`ан.

Иосиф пошел за братьями — и нашел их в Дотане. 18 Те уже издали приметили Иосифа и, пока он приближался, сговорились его убить.

19 — Вот и наш сновидец! — сказали они друг другу. — 20 Убьем его, бросим в яму, и скажем, будто звери его загрызли. Вот и поглядим, как сбудутся его сны!

21 Рувим это услышал и спас Иосифа.

— Не надо его убивать, — сказал Рувим. — 22 Зачем проливать кровь? Чем убивать его своими руками, бросьте его лучше вон в ту яму посреди пустыни.

(На самом деле он хотел спасти Иосифа и вернуть его отцу.)

23 Как только Иосиф подошел к братьям, они сорвали с него цветную рубаху, 24 схватили его и бросили в яму. Яма была пустая; воды в ней не было. 25 Только братья сели за еду, как увидели, что со стороны Гил`ада показался караван измаильт`ян— их верблюды везли в Египет благовонные смолы, ладан и бальзам.

26 Иуда сказал:

— Какой нам прок убивать брата? Придется скрывать пролитую кровь. 27 Лучше продадим его измаильтянам, и наши руки будут чисты. Ведь он нам всё-таки брат, родная плоть.

Братья согласились. 28 Когда мидь`янские купцы подошли ближе, то братья вытащили Иосифа из ямы и продали измаильтянам за двадцать шекелей серебра, а те повели его в Египет.

37:12 ...в окрестностях Шехема. — Шехем находится примерно в 80 км к северу от Хеврона.

37:17 Дотан лежит примерно в 20 км к северу от Шехема.

37:22 ...в ту яму... — Имеется в виду выкопанный или высеченный в скальном грунте резервуар, в сезон дождей собиравший воду. В засушливое время года этой водой пользовались пастухи и их скот. Резервуар мог иметь несколько метров в глубину, и выбраться оттуда без посторонней помощи было невозможно.

37:25-28 Измаильтяне и мидьянитяне  — древнееврейские названия кочевников и торговцев, населявших северную Аравию. Согласно генеалогиям книги Бытия, измаильтяне — потомки Авраама от Агари (25:12-18), а мидьянитяне — от Кетуры (25:4), однако в книге Судей (гл. 8) и в истории Иосифа эти два имени выступают как синонимы. Возможно, Суд 8:24 указывает на то, что мидьянитяне — одно из измаильтянских племен.

37:25 Благовонные смолы (к числу которых относятся также ладан и бальзам) добывались из кустарниковых растений восточного Средиземноморья и Аравии. В эпоху, не знавшую мыла, благовония были важным предметом торговли; они использовались также в медицинских целях, при погребении усопших и при богослужении.

37:28 ...двадцать шекелей серебра...  — Буквально: "двадцать серебром". Единица измерения не упомянута, но имеется в виду шекель (ок. 11,5 г). Двадцать шекелей стоил раб-подросток (Лев 27:5).

29 Рувим вернулся, подошел к яме — Иосифа нет! И в знак скорби он разорвал свои одежды.

30 — Мальчика нет! — сказал Рувим, вернувшись к братьям. — А я? Куда мне деваться теперь?

31 Братья взяли рубаху Иосифа, зарезали козла и выпачкали рубаху в крови козла. 32 Потом принесли ее отцу и сказали:

— Вот что мы нашли! Посмотри — это рубаха твоего сына?

33 Иаков взглянул и закричал:

— Рубаха моего сына! Его звери загрызли! Растерзали, растерзали Иосифа!

34 И, разорвав свои одежды, с одним лишь куском грубой ткани на бедрах, Иаков оплакивал сына много дней подряд. 35 Сыновья и дочери пришли к нему, чтобы утешить, но Иаков не желал утешиться.

— Нет! — говорил он. — Буду оплакивать сына! С плачем сойду к сыну, в Шеол!

И продолжал оплакивать Иосифа.

37:35 Шеол — царство мертвых.

37:36 ...начальник стражи. — Некоторые комментаторы предлагают чтение "начальник поваров" (такой титул, действительно, существовал в Египте, его носитель принадлежал к высшим сановникам).

36 А мидьянитяне тем временем отвели Иосифа в Египет и продали Потиф`ару — то был сановник фараона, начальник стражи.

В следующем выпуске: Евреям, 11.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предолжения по содержанию рассылки  — со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта<

В избранное