Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мудрость Иисуса Сираха, 46:1 - 47:11: слава Божия в истории: от Иисуса Навина до Давида / 07.II.08 чт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 7 февраля (25 января) 2008 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня глава 46:1 – 47:11.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книи... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.
Вот что пишет о 'неканонических книгах Библии' библеист профессор П.А.Юнгеров: "неканонические книги и добавления не исключаются не только из домашнего, но и из церковного чтения и пения для всех верующих православных христиан. Эти книги и отделы, входя в состав издаваемой Православной Церковью Библии, признаются Церковью отделами церковными, полезными не только для домашнего, но и для церковно-богослужебного чтения". ("Введение в Ветхий Завет"))

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комментарий к гл. 46
из  "Брюссельской" Библии
  Комментарий к гл. 47
из  "Брюссельской" Библии

46 1 Иисус Навин — могучий в битвах,
преемник Моисея по дару пророческому.
Имя свое он заслуженно носит:
он великий спаситель избранников Господа.
Он отомстил восставшим противникам,
он ввел Израиль в его наследие.
2 Как славен он был, воздев руку,
на города простерши меч свой!
3 Кто стоял до него так твердо?
Ведь вел он битвы Господни!
4 Не его ли рукой остановлено солнце
и день один, как два, длился?
5 Он призвал Владыку Всевышнего,
врагами со всех сторон окруженный,
И великий Господь его услышал
и явил Свою силу в каменном граде.
6 Превозмог Иисус народ враждебный,
истребил на склоне горы наступавших,
чтобы узнали народы, откуда в нём сила,
что ведет он бой от имени Господа,
7 а сам лишь следует за Властителем.

В дни Моисея явил свою верность
он и Халев, сын Иефонии,
твердо противостав всему собранию,
они народ от греха удержали
и прекратили их злобный ропот.
8 И эти двое одни лишь выжили
из шестисот тысяч воинов,
чтобы ввести народ в наследие —
в землю, текущую молоком и медом.
9 И дал Господь силу Халеву,
даже в старости его не оставившую,
так что он захватил горную землю,
завоевал наследие для своих потомков.
10 И увидели все сыны Израиля:
следовать за Господом — доброе дело!

46.1-10 Иисус Навин иХалев.
46.1
Иисус Навин — евр. Иешуа бен Нун (т. е. сын Нуна). Преемник Моисея — см. Втор 34.9-10. Он, как и Моисей, считался пророком. В евр. Библии Книга Иисуса Навина входит в число пророческих писаний. Спаситель — имя Иешуа значит "Яхве — мое спасение" или "Яхве спасает". ИзбранникиГоспода — народ Израиля. Он отомстил... в его наследие — см. Нав 11.23. Наследие — ханаанейская земля, отданная Богом Израилю.
46.2
города — в евр.: "город". Это описание захвата города Гай (см. Нав 8; см. также 10.28-39).
46.4-6 Взятие городов Иерихона и Гаваона (см. Нав 6; 10.6-14).

46.7-10 Иешуа и Халев поддержали Моисея и Аарона (Числ 13-14).
46.7 явил свою верность — дословно: "совершил милость"; ср. 44.1,10; 45.1 и прим. В некоторых изданиях ст. 7: "В дни Моисея..."
46.8 Только они двое из шестисот тысяч, вышедших из Египта, смогли войти в обещанную землю (ср. 16.10; Числ 11.21; 14.38; 26.65).
46.9
горную землю — гористую местность вокруг города Хеврон, ставшую уделом Халева и его потомков.

11 Потом были судьи, у каждого славное имя,
сердца которых не развратились,
которые не отвратились от Господа,
да будет благословенна их память!
12 Пусть кости их процветут из могилы!
Пусть славой с ними сыны их сравнятся!

46.11-12 Судьи. Так назывались правители Израиля после смерти Иешуа и до установления монархии.
46.11 которые не отвратились от Господа — вероятно, Сирах прославляет не всех, а исключает из их числа Гедеона, впавшего в идолопоклонство (Суд 8.27).

46.12 костиих процветут измогилы — образ молодых побегов от старого корня; типичный для Востока пышный способ пожелать, чтобы их потомки были достойными своих великих предков (ср. 1.18; 11.22; 49.10).

13 Самуил был любим Господом,
пророк Господень, учредивший царство:
он помазал правителей над народом,
14 он вершил правосудие по Закону Господа,
и Господь посетил Иакова.
15 Свой пророческий дар доказал он верою,
в словах явил себя тайновидцем истинным.
16 Он призвал Владыку Всевышнего,
врагами со всех сторон окруженный,
и молочного ягненка принес в жертву.
17 И Господь с небес возгремел громом,
в мощном гуле раздался Его голос,
18 истребил Он предводителей Тира
и всех вождей филистимских.
19 Прежде чем на век упокоиться,
Господа и Его помазанника призвал в свидетели:
"Ни имуществом, ни даже парой сандалий
ни у кого из людей не поживился я".
И никто не возвел на него обвинений.
20 Он и потом, упокоившись, дал пророчество,
указав царю на его судьбину,
из земли свой голос он возвысил,
чтоб грехи народа истребить пророчеством.

46.13-20 Самуил. Это последний судья. Самуил был пророком. Он помазал на царство сначала Саула, а затем Давида (1Цар 8-10; 16).
46.13
Евр. текст значительно длиннее и утверждает, что Самуил был также священником.
46.14
посетилИакова — проявил Свою милость к Израилю.
46.15
См. 1Цар 3.20; 9.6.
46.16-20
Победа над филистимлянами у Массифы (евр. Мицпа); см. 1Цар 7.7-11.
46.18 
Тира — вероятно, ошибка переводчика, так как финикийцы не участвовали в битве; это слово в евр. языке созвучно со словом "враг".
46.19
Намек на сложение с себя звания судьи (см. 1Цар 12.1-5). Его помазанника — т. е. помазанного на царство Саула.

46.20 Хотя Сирах решительно выступает против гаданий, он приводит пример некромантии в Аэндоре (евр. Эн-Дор) (1Цар 28.3-20). Вызванный из могилы Самуил предсказал Саулу, что он лишится престола, а на Израиль нападут филистимляне.

47 1 После него Нафан явился,
чтобы пророчествовать в дни Давида.
2 Как от жертвы лучший жир отделяется,
так и Давид отделен от сынов Израиля.
3 Он со львами справлялся, словно с козлами,
с медведями — словно с баранами.
4 Не он ли в юности убил великана,
с народа сняв поношение?
Из пращи своей запустил он камень
и поверг надменного Голиафа.
5 Он призвал Всевышнего Господа,
и Тот дал деснице его силу
поразить могучего в битвах воина,
даровать победу своему народу.
6 Прославили его как победителя воинств,
восхвалили за благословения, данные Господом,
предложили ему венец славы.
7 И он истребил всех врагов окрестных,
сокрушил противников филистимских,
доныне силы они лишились.
8 Во всех делах воздавал благодарность
Святому Всевышнему, Его прославляя,
воспевал Его от всего сердца,
являя любовь к своему Создателю.
9 Он велел псалмопевцам стоять у жертвенника
вознося сладчайшие песнопения.
10 Он придал красоту праздникам,
круг священных времен назначив вовеки,
чтобы они восхваляли святое имя Его
и с утра наполняли святилище звуками.
11 И простил Господь ему прегрешения,
Он навеки ему даровал силу,
заключил с ним договор о царстве —
о престоле славном в Израиле.

47.1-11 Нафан и Давид.
47.1
См. 2Цар 7.1-17; 12.1-15; 3Цар 1.5-48.
47.2 жир — см. прим. к 35.5. Избрание Давидасравнивается с мирной, или пиршественной, жертвой, приносимой Богу (Лев 2.1-3; 3.3-5).
47.3 См. 1Цар 17.34-36.
47.4-5
Победа над Голиафом (см. 1Цар 17). Даровать победу народу — дословно: "возвысить рог народа"; рог на Востоке — символ могущества.
47.6-7
Победа над филистимлянами (см. 2Цар 5.17-25; 8.1).

47.8-11 Благочестие Давида, благоустройство им храмовых богослужений.
47.8
Краткое изложение благодарственного псалма Давида см. в 1Пар 16.7-36.
47.9
См. 1Пар 16.4-6, а также 1Пар 15, 16, 23, 25; Сир 50.18.
47.10
См. 1Пар 16,23, 25.
47.11
простил ему прегрешения — см. 2Цар 12.13; 24.10. Договор о царстве — царский престол всегда будут занимать его потомки (2Цар 7.12-16).

 

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное