Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 31(18) января 2008 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня глава 41.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книги... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.)

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

 
  Комментарий к гл. 42
из  "Брюссельской" Библии

42 1 Но вот чего стыдиться не следует:
не греши из страха чужого мнения,
2 не стыдись Закона Всевышнего и Его Договора,
не стыдись на суде оправдать нечестивца,
3 заключить с товарищем или спутником сделку,
разделить наследство с другими наследниками,
4 пользоваться точными весами и мерами,
приобретать имущество, большое иль малое,
5 получать от торговли доходы,
подвергать детей частому наказанию,
сечь до крови раба-бездельника.
6 При негодной жене имей покрепче запоры.
Где много рук, там запирай имущество.
7 Если даешь на хранение, замеряй и завешивай,
когда даешь и берешь, всё точно записывай.
8 Не стыдись вразумить дурака и невежду
и престарелого, спорящего с молодыми.
И тем выкажешь истинное воспитание,
тебя похвалит всякий живущий.

42.1-8 Чего не надо стыдиться.
42.2
Под нечестивцем, вероятно, понимается язычник. Суд должен быть беспристрастным, к иноплеменнику и иноверцу нужно относиться с той же справедливостью, что и к израильтянину.
42.36
Возможно иное понимание: «отдать наследство друзьям».
42.5 
наказанию — буквально: «воспитанию», но часто под этим словом понималось физическое воздействие. См. также прим. к 30.1. [Физические наказания были одним из важнейших методов воспитания в древнем мире, о наказаниях в школе рассказывает шумерская и егип. литература (см. также ст. 11). См. Притч 13.24; 23.13-14; 29.15; Евр 12.5-11.] О наказании рабов см. 3.25-29.
42.8
Текст не совсем понятен; есть разночтение: «подвергнуть престарелого суду за разврат».

42.9-14 Женская порочность. Этот раздел продолжает тему стыда, здесь в применении к женщине. Женоненавистничество — частая тема книги; см. 7.24-25; 22.3-5; 26.9-12.
42.9-11
Проблемы с дочерями.
42.1
В евр. тексте: «Дочь для отца — спрятанное сокровище», т. е. не приносящее пользы.
42.9 
как бы мужуне опротивела — в случае развода дочь возвращалась к родителям.
42.10 не изменилабы мужу — в этом случае муж выгонял жену без разводного свидетельства, так что она не могла выйти вторично замуж и не получала обратно своего приданого. Она должна была возвратиться к родителям. Бесплодна- бесплодие считалось позором и наказанием от Бога.
42.11
Непокорной дочерью Сирах может называть дочь, отказывавшуюся выйти замуж за выбранного для нее отцом мужа.
42.12
Греч. текст не совсем понятен. В евр. тексте речь идет по-прежнему о дочери: «Посели ее в спальню без окон, откуда не видны входные ворота, пусть не показывает она свою красоту ни одному мужчине и не ведет бесед с замужними женщинами, (13) чтобы она не научилась порочности их путей».
42.14 Сирах еще более резко высказывается о женщинах, чем авторы Притч. Такова традиционная точка зрения и позднейшей раввинистической литературы. Считалось, что благочестивый человек не
 должен был разговаривать с женщинами, потому что это якобы навлекало на него зло и отвлекало его от изучения Закона. Известно, что евреи в молитве благодарили Бога за то, что Он создал его мужчиной, а не женщиной. Впрочем, отношение греков мало чем отличалось, у них тоже была подобная молитва. Ср. также Екк 7.27-28. См. также сатиру Семонида Аморгского: «Различно женщин нрав сложил вначале Зевс». Но такой отрицательной оценки, как у Сираха, ни у кого не встречалось. Некоторые даже высказывали предположение, что его женоненавистничество вызвано личным несчастливым опытом.

42.15-25 ЧудесаБогав творении. Ср. Иов 36.24-38.38; Пс 19 (18); 136 (135).4-9; 148. 42.15 по слову Господа — указание на творение (Быт 1; Пс 33 (32).6; Прем 9.1-2; Ин 1.1-3. В евр. тексте добавлено: «и творение повинуется Его воле».
42.16
В евр. тексте: «Как солнца восход виден повсюду, так и Слава Господа — во всех делах Его».
42.17
ангелам — буквально: «святым» (ср. Втор 33.3; Иов 5.1; 15.15; Пс 89 (88).8).
42.18
бездну — см. прим. к 1.3; ср. Быт 1.2; Иов 38.16. Сердце здесь уподобляется бездне, оно — сокровенное вместилище мыслей, не известных никому, кроме Бога (ср. Притч 15.11). Знаки времени — небесные святила, по которым узнается время (ср. 43.6; Быт 1.14-18), а также знаки (знамения) того, что должно прийти в мир; считалось, что это можно было узнать по звездам (ср. Быт 1.14).

9 Дочь для отца — тайная бессонница,
забота о ней сон прогоняет:
в юности — не перезрела бы;
в замужестве — как бы мужу не опротивела;
10 в девичестве — не соблазнили бы,
чтобы в доме родительском не забеременела;
в замужестве — не изменила бы мужу;
с мужем живет — а вдруг бесплодна.
111 Глаз не своди с непокорной дочери,
не то сделает тебя для врагов посмешищем
и пойдут о тебе толки в городе и в народе,
опозорит тебя перед всеми.
12 Не смотри на красоту человека
и не сиди среди женщин.
13 Ведь как из одежды моль вылетает,
так от женщин порочность женская.
14 Лучше мужская порочность,
   чем добродетель женская,
ведь от женщины стыд и позор исходят.

15 Вспомяну теперь о делах Господних,
расскажу о том, что я видел:
по слову Господа Его дела явились.
16 Как все освещается лучами солнца,
так и дела Господни полны Его славой.
17 Даже ангелам Господь не доверил
о чудесах Своих все поведать,
что совершил Господь Вседержитель,
чтобы стояла вселенная в Его славе.
18 Он и бездну исследует, и сердце человеческое,
все хитросплетения их различает.
Ведь Всевышний обладает полнотой знания,
наблюдает Он знаки времени,
19 возвещая прошедшее и будущее
и следы сокровенные открывая.
20 Никакая мысль от Него не спрячется,
никакое слово от Него не скроется.
21 Он в прекрасном порядке выстроил
величавые дела Своей мудрости,
прежде века Он пребывает вовеки.
Ничего не прибавить и ничего не убавить,
не нуждается Он в советчиках.
22 Как дела Его все прекрасны,
даже искры, едва различимые глазом!
23 И всё это живет, пребывая вовеки
для всех нужд, и всегда у Него в послушании.
24 Всего по двое — одно напротив другого,
ничего не создал Он несовершенным.
25 Одно дополняет благо другого.
Кто насытится зрелищем Его славы?!

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное