Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православные новости

  Все выпуски  

ЗАГОЛОВКИ 551-го СПЕЦВЫПУСКА:


Ведущие рассылки не имеют отношения к рекламе, размещенной до этого текста. Это — плата за бесплатный сервис служб рассылок. Будьте осторожны: за красивыми словами может скрываться реклама раскольничьих или антиправославных сайтов!

+
«СЕДМИЦА» — ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ

Выпуск No551-2, 8 февраля 2013 г.    Подписчиков: 7168 (+3)

(zip, doc, газета "Седмица" в формате pdf, No551)


Поиск   Искомое.ru
         

Изменить цвет фона (не работает в The Bat!, Netscape):


Заголовки специального выпуска:

  1. Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    В данном документе под "ювенальной юстицией" понимается:

    — во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. В частности, такие нормы определяют особый порядок осуществления правосудия в случаях, когда одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе в отношении несовершеннолетних преступников и их исправления; профилактику детской преступности; при необходимости защиту ребенка от нарушения его прав с чьей-либо стороны и от иных отрицательно влияющих на физическое и духовное здоровье факторов;

    — во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие.

    + + +

    Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности ("И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" Быт 1:27-28). Пятая Заповедь Божия гласит: "Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Исх. 20:12). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: "Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями" (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: "Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3:20-21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья — важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

    Острыми проблемами современного общества являются большое количество брошенных детей; попрание семейных ценностей, в том числе под влиянием средств массовой информации и коммуникации, пропагандирующих пороки и потребительские интересы; рост количества сексуальных преступлений против детей; распространение детской порнографии. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере. В случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении.

    Вместе с тем Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях. Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей. Недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях, приводило к подрыву института семьи прямым государственным или поощряемым государством общественным регулированием семейных процессов, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях.

    Лучший способ предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них — это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей, а также популяризация положительного образа семьи. В православной пастырской традиции накоплен опыт помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот опыт мог бы быть в большей степени востребован в современном обществе. Рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, является результатом нравственной дезориентации общества. Необходима жесткая позиция государства по ограничению пропаганды насилия, греховных развлечений, идеологии потребительства, по активизации воспитательной работы совместно с Церковью, СМИ, институтами гражданского общества среди несовершеннолетних с целью формирования духовно-нравственной и патриотической программы развития молодого поколения. При этом следует развивать практику применения к несовершеннолетним правонарушителям наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также реабилитационного подхода, включая социальную адаптацию несовершеннолетних и их ресоциализацию. Существует необходимость изменения системы исполнения наказаний по отношению к несовершеннолетним преступникам, дабы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем.

    Современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции (включающему правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру) свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение.

    Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви. В ряде этих стран введение системы ювенальной юстиции противоречит основам национального права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства. Законодательные гарантии прав ребенка базируются в упомянутых странах на принципах поддержки семьи в целях обеспечения воспитания детей и защиты их прав. Семейное законодательство этих государств также исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в ее дела. Более того, даже если система ювенальной юстиции не противоречит национальным правовым стандартам, необходимо соотносить возможность ее введения с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения.

    Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней.

    Важно учитывать сложную по своему существу организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут, в первую очередь, сами дети.

    Церковь напоминает, что в большинстве стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой, с одной стороны, уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой — действуют специализированные социальные органы, в том числе органы опеки и попечительства. Впрочем, и данная система нуждается в гражданском контроле, который бы не допускал чрезмерного и необоснованного вмешательства в жизнь семьи. В связи с этим может потребоваться доработка правовых актов и практики правоприменения в отношении несовершеннолетних, а также правовых актов, регулирующих деятельность социальных органов в отношении несовершеннолетних. В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При этом следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоя попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.

    Развитие единой специализированной инфраструктуры детского судопроизводства, как свидетельствует практика ряда стран, может приводить к неоправданному вмешательству государства и иных внешних по отношению к семье сил в ее внутренние дела и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети, что влечет за собой крайне негативные для семьи и общества последствия. Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом "недостаточного уровня материального благосостояния". Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях "низкого уровня развития ребенка", "ненадлежащего воспитания" или "психологического насилия". Поэтому акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры — изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и, часто, субъективную интерпретацию закона. Кроме того, реальна угроза возникновения ситуации, при которой у детей появятся стимулы подавать в правоохранительные органы жалобы на собственных родителей, то есть, по сути, возможно создание системы доносительства. Упомянутые варианты развития событий опасны тем, что оставляют поле для коррупции и чиновничьего произвола, особенно в случае использования оценочных понятий в нормативных актах, а также разрушают духовно-нравственную сферу ребенка.

    Должна быть исключена и возможность радикальной передачи властных полномочий в сфере защиты семьи негосударственным организациям, поскольку они не должны подменять государство в осуществлении его законных полномочий.

    Существуют основанные на обстоятельствах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для насаждения нерелигиозного мировоззрения и для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, соблюдению постов и других религиозных предписаний. Церковь категорически заявляет о неприемлемости такого подхода. Примечательно, что согласно статье 5 Конвенции о правах ребенка государство должно уважать права общины, в которой воспитывался ребенок, и, согласно статье 20, соблюдать религиозную преемственность в случае необходимости помещения ребенка в приемную семью. Таким образом, при решении, с кем будет проживать ребенок, органам опеки следовало бы учитывать желание не только ближайших родственников, но и крестных родителей стать опекунами ребенка, поскольку они были избраны родителями для воспитания их детей и восприемниками в соответствии с традициями Русской Православной Церкви.

    Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. Видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам защиты прав родителей и детей во всех государствах на канонической территории Русской Православной Церкви. В частности, необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и стиля одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию общения с лицами противоположного пола и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред их духовному, нравственному или телесному здоровью.

    При наличии озабоченности содержанием законодательных или подзаконных актов, принимаемых в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, Освященный Архиерейский Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения — в Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства. При этом признается необходимым создание региональных церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства на епархиальном и, где это представляется возможным, — на благочиннических уровнях. Видится возможной и поддержка Церковью родительских комитетов и других общественных объединений, защищающих права родителей на воспитание детей. Важно в рамках диалога с государством выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед органами государственной власти. Освященный Собор выражает надежду, что успешное разрешение описанных проблем поможет укреплению семьи и в целом достижению лучшей жизни наших сограждан.


  2. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью.

    Грехопадение прародителей повлекло за собой искажение первозданной природы. Священное Писание свидетельствует об этом: "Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее" (Рим. 8:20). Загрязнение и разрушение природы — прямое следствие человеческого греха, его зримое воплощение. Многообразные проявления греховного отношения к природе характерны для современного "общества потребления", ставящего главной целью получение прибыли. Единственная возможность восстановить здоровье природы состоит в духовном возрождении личности и общества, в подлинно христианском, аскетическом отношении человека к собственным потребностям, обуздании страстей, последовательном самоограничении.

    Главные положения позиции Русской Православной Церкви по проблемам сохранения живой природы и окружающей среды содержатся в Основах социальной концепции (раздел XIII, "Церковь и проблемы экологии") и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека (раздел III.5).

    Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2:15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей.

    1. Богословское осмысление вопросов экологии

    Русская Православная Церковь, исповедуя библейское учение об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности.

    Церковь свидетельствует о единстве сотворенного Богом мира и предлагает целостную картину человеческого бытия. Эта мысль подчеркивает отличие теоцентрического мировоззрения от позиции гуманистического антропоцентризма, рассматривающего окружающую среду как источник "эгоистического и безответственного потребления" (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIII.4) и от языческого обожествления природы, подчас соединяемого с попытками возвысить ее над человеком, объявить ее самодостаточной, а человеческие усилия по ее преображению — ненужными.

    Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: "Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих" (Пс. 91:5).

    В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человеку пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1:29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1:28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы. Особое значение для правильного понимания места человека во Вселенной имеет библейское учение о владычестве человека над сотворенным Богом миром, которое должно быть сообразным Всеблагому творчеству Создателя Вселенной, ибо человек создан по образу Божию. Преподобный авва Дорофей пишет: "Будем все хранить совесть нашу во всем: в отношении к Богу, к ближнему и к вещам". Люди призваны к творческому участию в бытии творения, его защите и сохранении: "Взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2:15).

    Одним из последствий грехопадения первых людей явилось нарушение богоустановленных отношений между ними и природой. Человек стал руководствоваться прежде всего эгоистическими и потребительскими побуждениями. Поэтому экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям.

    Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах. Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалогах. Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.

    2. Литургическая жизнь Церкви и экология

    Церковь призывает благодать Святого Духа не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Божественная Евхаристия освящает тварный космос. Плоды земли и творения рук человеческих — хлеб и вино — действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы, освящая верных. Освящение водной стихии, совершаемое на Богоявление, открывает новую перспективу для материального бытия: освященная вода становится святой водой, "приводящей в жизнь вечную". Церковь всегда откликалась молитвой и трудом на события, требовавшие взаимодействия человека и природы, и на ситуации, в которых природные стихии становились для человека враждебными. Церковь ежедневно молится о "благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных", совершаются и особые молитвы о людях, трудящихся на земле, об избавлении от стихийных бедствий, вредоносных животных.

    В условиях экологических кризисов и катастроф люди крайне нуждаются в молитвенной поддержке. Представляется важным издавать существующие, адаптированные и вновь разрабатываемые молебные чины с призыванием помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды. В дополнение к существующим могут быть созданы богослужебные чины и отдельные молитвы, возносимые во время стихийных бедствий и техногенных катастроф.

    3. Экологическое воспитание

    Русская Православная Церковь утверждает, что человек изменяет окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преодоления духовного кризиса человечества.

    Реальной альтернативой потребительству является христианский образ жизни. Православие учит воспитывать в людях умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей, ответственность за свои действия, отказ от излишеств, в том числе от нерачительного использования продуктов питания, уважение к потребностям других людей, понимание важности духовных ценностей для каждого человека.

    Примером бережного и целомудренного отношения к окружающей среде нередко являлись православные монастыри, где и происходило плодотворное взаимодействие благой воли человеческой и освящающей силы Божией, в том числе в области сельскохозяйственной деятельности.

    Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, воскресных школ, православных детских лагерей, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых.

    4. Церковное участие в экологической деятельности

    Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Эта деятельность в первую очередь должна быть направлена на свидетельство о том, что лишь воздержанность, уважение к другим и ответственность в каждом человеке, основанные на сознательном исполнении заповедей Божиих, позволят человечеству преодолеть возникшие экологические проблемы.

    Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на возможно более бережное отношение к окружающей среде.

    Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы. Тема экологии может рассматриваться как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений. Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств.

    5. Соработничество с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии

    В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. В такого рода случаях Церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и смежных проектах. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, международных организаций, общественных и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу, а через это — на здоровье и жизнь человека.

    Особую важность имеет диалог Церкви со специалистами и руководителями, от которых зависит принятие решений о стратегии городского, сельскохозяйственного, промышленного и добывающего развития, а также поддержка исследований в области экономии ресурсов, разработки и внедрения экологически чистых технологий, поиска альтернативных источников энергии, сохранения средообразующих функций природных систем.

    Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность которых направлена на сохранение окружающей среды.

    В рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь открыта к тому, чтобы:

    — участвовать в форумах, конференциях и встречах экологической направленности, знакомить все заинтересованные стороны со своим пониманием экологических проблем и имеющимся опытом их разрешения;

    — давать оценку общественно значимым экономическим проектам, влияющим на состояние живой природы и окружающей среды;

    — осуществлять совместные проекты с общественными, государственными и международными структурами;

    — активно развивать церковное присутствие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях;

    — участвовать в разработке, обсуждении и осуществлении информационных, образовательных и воспитательных программ, имеющих экологическую составляющую, а также законов и иных нормативных актов, затрагивающих в той или иной мере вопросы экологии.

    В диалоге с представителями общества, государства, международных организаций Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении.


  3. Общецерковный суд продолжит свою работу в прежнем составе

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    В ходе Архиерейского Собора Русской Православной Церкви решался вопрос о составе Общецерковного суда.

    Во время обсуждения Святейший Патриарх дал высокую оценку деятельности текущего состава суда и предложил продлить срок его работы до следующего Архиерейского Собора. Предложение было принято единогласно.

    Таким образом, согласно соборному решению Общецерковный суд в составе митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (председатель), митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия, архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, епископа Брянского и Севского Александра (секретарь суда) продолжил свою работу.

    Православие и мир


  4. Патриарх будет избираться тайным голосованием из трех кандидатов

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    Архиерейский Собор определил порядок избрания Патриарха Московского и всея Руси, утвердив ныне действующий вариант процедуры.

    Согласно документу Собора, кандидатов на Патриарший престол избирает тайным голосованием Архиерейский Собор. Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов.

    Если в первом туре голосования несколько кандидатов набрали равное количество голосов и это не позволяет определить трех избранных, проводится повторное голосование по лицам, получившим равное количество голосов.

    Избранные имеют право заявить о самоотводе. В таком случае список кандидатов восполняется посредством включения в него следующих (по числу полученных голосов в первом туре) архиереев. В случае самоотвода всех трех кандидатов проводится повторное голосование.

    Результаты голосования представляются Поместному Собору (в него входят не только архиереи, но и священнослужители, монашествующие, миряне), который открывается не позднее, чем на третий день после выдвижения кандидатов на Патриарший престол.

    Председательствует на Поместном Соборе местоблюститель Патриаршего престола. Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата. Они тайным голосованием избирают Патриарха из числа кандидатов.

    При голосовании в первом туре избранным Патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях. Если ни один из кандидатов не набрал в первом туре более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов в первом туре. Если во втором туре оба кандидата набрали равное количество голосов, Патриарх избирается жребием из этих двух кандидатов.

    Кандидаты на Патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования, а также и в случае избрания.

    Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Поместного Собора, присутствующие на нем архиереи, имеющие право голоса на Архиерейском Соборе, тайным голосованием избирают, по крайней мере, еще одного кандидата. Если Поместный Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по единственному кандидату производится голосование. Он считается избранным, если в его пользу было подано более половины бюллетеней.

    Интерфакс-Религия


  5. Определены функции Поместного и Архиерейского Соборов Русской Церкви

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    В ходе Архиерейского Собора была утверждена новая редакция Устава Русской Православной Церкви с учетом внесенных в него поправок. В документе четко распределены функции Поместного и Архиерейского Соборов Русской Церкви.

    Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором, в исключительных случаях — Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

    Поместный Собор:

    — служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение;

    — принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Церкви;

    — избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси и принимает решение об его уходе на покой (Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором);

    — по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви;

    — в необходимых случаях обращается к Архиерейскому Собору с предложением повторно рассмотреть ранее принятые им решения в области вероучения и канонического устроения с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора;

    — инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного Присутствия;

    — заботится о сохранении чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

    — утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления.

    Архиерейский Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в 4 года и в преддверии Поместного Собора, а также в некоторых исключительных случаях, предусмотренных Уставом РПЦ.

    В обязанности Архиерейского Собора входит:

    1. Хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия;

    2. Хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви;

    3. Принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений;

    4. Решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви;

    5. Канонизация святых;

    6. Компетентное истолкование святых канонов и иных церковных законоположений;

    7. Выражение пастырской озабоченности проблемами современности;

    8. Определение характера отношений с государственными институтами;

    9. Представление Поместному Собору предложений по созданию, реорганизации и упразднению Автономных и Самоуправляемых Церквей;

    10. Утверждение решений Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, определение их границ и наименований, а также утверждение решений Синодов Самоуправляемых Церквей о создании, реорганизации и упразднении митрополий и епархий;

    11. Утверждение решений Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления;

    12. В преддверии Поместного Собора — внесение предложений по регламенту заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора;

    13. Наблюдение за претворением в жизнь решений Поместных и Архиерейских Соборов;

    14. Суждение о деятельности Священного Синода, Высшего Церковного Совета и синодальных учреждений;

    15. Утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода;

    16. Установление процедуры для всех церковных судов;

    17. Рассмотрение докладов по финансовым вопросам, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов;

    18. Утверждение новых общецерковных наград.

    По материалам Патриархия.Ru


  6. В епархиях создадут комиссии по попечению о нуждающихся священниках

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    Одним из важных документов, принятых Освященным Архиерейским Собором, стало "Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей".

    Согласно документу, в структуре каждой епархии будет создана (без прав юридического лица) епархиальная комиссия по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей. Помощь, оказываемая епархиальной попечительской комиссией, может быть как единовременной, так и целевой регулярной выплатой.

    В документе уточняется, что к нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви относятся лица, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

    Членами семьи нуждающегося являются находящиеся на его иждивении нетрудоспособные родители; супруг (супруга); проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

    Епархиальная попечительская комиссия обязана реагировать на обращения, связанные с невыплатой или недостаточным объемом содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработной платы работникам религиозных организаций, докладывая о таких обращениях епархиальному архиерею. Конфликтные ситуации, возникающие при трудностях с выплатой содержания, разрешаются епархиальным архиереем с учетом доклада епархиальной попечительской комиссии.

    "Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно— и церковнослужителей, а также следует своевременно подавать сведения о таковых епархиальному архиерею", — говорится в тексте Положения.

    С целью оказания помощи священно— и церковнослужителям, находящимся в трудной жизненной ситуации, епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды (кассы взаимопомощи), а для помощи престарелым (достигшим возраста 75 лет) священно— и церковнослужителям — социальные центры.

    Члены Архиерейского Собора также рекомендовали оказывать материальную помощь нуждающимся членам семей умерших священно— и церковнослужителей. Продолжительность такой помощи определяется епархиальной попечительской комиссией, исходя из реального материального положения опекаемых.

    Документ предписывает епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, игуменам и игумениям монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций.

    Речь идет, в частности, о своевременной выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним, о ежегодном предоставлении всем священно— и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также церковным работникам отпуска.

    Нормы документа распространяются на немонашествующее духовенство, несущее свое служение в монастырях, архиерейских и монастырских подворьях, а также на членов семей таких клириков. В Самоуправляемых Церквах данное Положение действует с учетом их уставов.

    По материалам Православие и мир, Патриархия.Ru


  7. Орденоносцы Русской Церкви должны будут опекать больницы, приюты, школы

    ← к предыдущей новости     ↑ к началу    к следующей новости →

    Архиерейский Собор принял "Положение о наградах Русской Православной Церкви". Документ содержит в себе сведения об иерархических и общецерковных наградах, а также положения об учреждении Патриаршей наградной комиссии.

    Согласно Положению, в настоящее время в наградную систему Русской Православной Церкви входят 16 орденов (общее празднество — 21 ноября/8 ноября) и 13 медалей. Церковным органом, в ведении которого находятся все виды церковных наград и знаков отличия является Патриаршая наградная комиссия. Ее председатель подчиняется исключительно Патриарху Московскому и всея Руси.

    Новая редакция Положения впервые очерчивает круг обязанностей орденоносцев.

    "На орденоносцев Русской Православной Церкви возлагается попечение о различных богоугодных заведениях, таких как больницы, богадельни, приюты, школы и так далее. Орденскими собраниями назначаются орденоносцы, ответственные по каждому из таковых заведений. Этим орденоносцам вменяется в обязанность посещение этих заведений и всемерная забота об их достойном содержании", — говорится в документе.

    Отныне также регламентируются случаи возвращения орденских знаков в наградную комиссию и лишения орденов.

    В случае совершения орденоносцем уголовного преступления и "поступков, противных долгу и чести", они исключаются из ордена по указанию патриарха. Если человек в сане подпадет под запрет в священнослужении, ему не дозволяется носить знаки ордена до снятия запрещения. Светские лица, находящиеся под прещением (наказанием — ред.) епархиального архиерея, не возлагают на себя орденские знаки до снятия с них наложенного прещения. Если священник, имеющий орден, подвергнется извержению из сана, то знаки ордена с него снимаются.

    В документе также затронута ситуация, когда клирики носят иностранные ордена и награды общественных организаций. Представителям духовенства запрещается носить такие ордена до получения на то позволения Патриарха, которое высылается им в ответ на их прошение через наградную комиссию, где происходит регистрация данного иностранного ордена.

    По материалам Интерфакс-Религия, Патриархия.Ru


  8. "Церковь слышит голос народа": прошла пресс-конференция, посвященная итогам работы Освященного Архиерейского Собора РПЦ

    к предыдущей новости     ↑ к началу     

    В Храме Христа Спасителя в Москве прошла пресс-конференция, посвященная итогам работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

    Отвечая на вопросы журналистов, митрополит Волоколамский Иларион, глава ОВЦС МП, отметил беспрецедентный масштаб работы состоявшегося Архиерейского Собора. По его словам, такое количество архиереев — 280 человек — в Русской Православной Церкви не собиралось ни до революции, ни в новейшее время.

    Иерарх указал на высочайшее качество дискуссий: "Думаю, каждый из архиереев вынес с Собора и очень доброе впечатление, и конструктивный настрой, и конкретное решение или рекомендацию, которые он будет претворять в жизнь".

    Для себя владыка Иларион отметил необходимость ускорить проводимую Богословской комиссией работу над Катехизисом Русской Православной Церкви: вместо запланированных четырех лет ее следует закончить за два ближайшие года.

    Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) подчеркнул, что изменения в Уставе Русской Церкви не являются новаторскими: "Что касается довольно обсуждаемой темы уточнения полномочий Архиерейского и Поместного Соборов, то в них нет особых новшеств. В целом, зафиксирована ситуация, которая имела место с принятия Устава Русской Церкви 1988 года... Просто было некоторое расхождение между жизнью и Уставом, а сейчас оно сглажено".

    Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, обратил внимание на то, что темы информационных технологий и контроля над личностью, а также ювенальной юстиции были поставлены перед священноначалием простыми верующими, обсуждались Межсоборным присутствием, а Архиерейский Собор откликнулся на просьбу людей вынести официальное церковное суждение по ним: "Обсуждение этих тем показывает, что Церковь слышит людей, голос простого народа".

    Отвечая на вопрос об отношении Церкви к информационным технологиям контроля над личностью, отец Всеволод сказал: "Подробная позиция Церкви изложена в документе, конкретно посвященном этому вопросу. Речь идет об очень простых вещах: если люди не желают принимать те или иные электронные идентификаторы, у них должна быть альтернатива. Церковь не акцентирует внимание на мотивах, по которым люди отказываются от новых документов. У кого-то они религиозные, у кого-то — другие. Но Церковь слышит голос людей, которые говорят государству: "Мы не хотим принимать эти электронные идентификаторы. Мы хотим оставаться с привычными нам документами, идентифицирующими личность".

    По словам отца Всеволода, некоторые технические средства могут быть связаны с ограничением духовной, мировоззренческой или религиозной свободы человека — этот вопрос многократно обсуждался в Церкви и он очень непрост. "Никакой внешний символ не способен убить духовную свободу человека. Есть ли у вас или у меня какая-то карточка, какой-то код документа: номер паспорта или лицевой счет — это вопрос технический. И не случайно Архиерейский Собор отказался от того, чтобы признать само по себе принятие того или иного документа грехом — деянием, которое лишает человека спасения", — сказал он.

    В то же время, полнота информации о человеке может дать и полноту власти над ним. "Возможно появление такой системы, в которой человек все больше и больше будет лишен собственной свободы, — заявил отец Всеволод. — Если о человеке известно все — как он перемещается по городу, как он учился, от чего лечился — это дает огромную власть над ним. И эта власть может быть использована в том числе и для стреноживания мировоззренческой и духовной свобод. Поэтому некоторые люди отказались от принятия электронных идентификаторов в связи с религиозными убеждениями. Не входя в подробный анализ этих убеждений, но уважая позицию этих людей, Церковь поддерживает идеею, что новые идентификаторы личности должны приниматься добровольно".

    Принятый Собором документ о ювенальной юстиции, по мнению митрополита Волоколамского Илариона, связан с реальной жизнью.

    С одной стороны, дети должны быть защищены государством: "Ситуация в некоторых семьях очень неблагополучна: когда пьющие родители, когда родители не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Конечно, какие-то формы контроля со стороны государства бывают необходимы".

    С другой — основную ответственность за ребенка несет именно семья: "У семьи есть первичная ответственность по воспитанию ребенка, и никогда государство не должно оказаться над семьей. Когда приходит инспектор и смотрит, что в холодильнике не находит апельсинов, поэтому ребенок должен быть изъят — это не просто нонсенс, а преступление против семьи. К сожалению, такие примеры очень часты в западном обществе и их можно найти и в нашей стране. Родители не должны жить в страхе от того, что у них могут отнять ребенка".

    Как отметил владыка Иларион, необходимо стремиться к тому, чтобы дети воспитывались в семьях в максимально благоприятных условиях, а также к тому, чтобы у родителей был стимул к рождению двух и более детей.

    Православие и мир, Патриархия.Ru


Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!


Если ваши друзья и родные не имеют возможности читать новости в Интернете, они могут подписаться на газету "Седмица".

Еженедельник "Седмица" - это наша рассылка в печатном виде. Подписаться можно в любом почтовом отделении Украины. Подписной индекс - 96204.

Каждый номер "Седмицы" размещается на нашем сайте под ссылкой "pdf" (для его просмотра нужна программа Adobe Acrobat Reader).


Для Вашего удобства наша рассылка дополнительно рассылается в виде двух половинок в html-формате (это удобно, например, при получении выпусков на телефон). Для этого открыта новая рассылка, подписаться на которую Вы можете здесь >>>


РАЗМЕСТИТЕ НАШУ ССЫЛКУ/БАННЕР В ИНТЕРНЕТЕ!

Братья и сестры! Вы реально поможете нашей рассылке и сайту стать более популярными, если разместите текстовую ссылку и/или баннер на любых сайтах на возможно бОльшем количестве страниц (кто сам веб-дизайном не занимается, может попросить об этом знакомых веб-дизайнеров, а знакомые — своих знакомых). Это увеличит индекс цитирования в поисковых системах и, тем самым, больше людей посетит наш сайт. Заранее спасибо!

Вот как выглядит текстовая ссылка: Дайджест "СЕДМИЦА" — Православные новости за неделю"

Другой вариант текстовой ссылки: Дайджест "СЕДМИЦА" — Православные новости за неделю" — каждую неделю мы собираем для Вас свежие, интересные, да и просто занимательные религиозные и околорелигиозные новости и события, 'отжимаем воду' — получаем дайджест. Вам осталось только прочитать и сделать выводы. Подписывайтесь и не пожалеете! С нами больше 4,5 тысяч человек

Вот как выглядит анимированный баннер 31х88:

СЕДМИЦА — Православные новости за неделю

А вот их код:


Ведущие рассылки: Татьяна МАТЯШ и Павел ЛЕБЕДЕВ.
При создании письма не удаляйте и не меняйте тему письма. Из-за большого количества спама письма, присланные с незнакомых адресов, авторы удаляют, не читая.

Приглашаем посетить сайт рассылки — http://www.sedmica.orthodoxy.ru.
(это электронная версия еженедельного приложения «Новости Православного Интернета» к газете «ОДИГИТРИЯ» (Винницкая и Могилев-Подольская епархия Украинской Православной Церкви))
и официальный сайт Винницкой и Могилев-Подольской епархии УПЦ — www.orthodox.vinnica.ua!




Новости подготовлены по материалам сайтов:
Пресс-служба УПЦ, Украинская Православная Церковь, Православие в Украине, Украина Православная, Седмица.Ru, Патриархия.Ru, Православие.Ru, Служба коммуникации ОВЦС МП, Богослов.Ru, Православие и мир, Православие.By, Ортосми.Ru, Радонеж, Русская линия, "Стояние за истину", "Родительский комитет", Православный медицинский сервер, Пресс-служба "Единое Отечество", "Украина сектантская", Мир религий, Религия и СМИ, Корреспондент.net.

Информационная поддержка: ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ — http://pravbeseda.org/list — Еженедельный дайджест религиозных новостей, новости православного интернета, душеполезное чтение, ответы священника на вопросы читателей


Будем благодарны за интересные новости, сообщения и интересные религиозные ресурсы в Интернете. Обменяемся баннерами или ссылками с православными сайтами
Ведущие рассылки не имеют отношения к содержанию рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок. Ведущие узнают о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.

В избранное