← Февраль 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
||
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.sedmica.mrezha.net
Открыта:
18-09-2007
Статистика
-1 за неделю
ЗАГОЛОВКИ 422-го СПЕЦВЫПУСКА:
+ |
2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское совещание. В его работе приняли участие 155 правящих, викарных и пребывающих на покое архиереев, представители Поместных Православных Церквей и председатели cинодальных отделов Московского Патриархата не в архиерейском сане, прибывшие в Москву на торжества, посвященные годовщине Патриаршей интронизации.
В специальном выпуске "Седмицы" опубликованы фрагменты доклада Святейшего Патриарха Кирилла и текст постановления Архиерейского совещания.
Кроме этого, читатели могут ознакомиться со списком 13-ти комиссий Межсоборного присутствия РПЦ и перечнем первоочередных вопросов, которые будут рассматриваться членами комиссий в ближайшее время. Список и состав комиссий были утверждены на первом заседании президиума Межсоборного присутствия, состоявшегося 29 января. Святейший Патриарх Кирилл назвал эту встречу историческим событием не только для жизни Русской Православной Церкви, но и для жизни всего Православия, поскольку аналогичного присутственного органа нет ни в одной Поместной Православной Церкви.
ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА МЕЖСОБОРНОГО ПРИСУТСТВИЯ
↑ к началу к следующей новости →
29 января в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла открылось первое заседание президиума Межсоборного присутствия.
Решение о создании Межсоборного присутствия было принято на последнем Поместном Соборе Русской Церкви, избравшем Патриарха Кирилла. Положение о целях, задачах и структуре нового церковного органа в июле 2009 года принял Священный Синод. В состав Межсоборного присутствия входят 136 архиереев, представителей монашества, духовенства и мирян. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам.
Открывая первое заседание президиума, Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что участники Межсоборного присутствия будут проводить работу в конструктивном и мирном духе, а также призвал всех его членов молиться о том, чтобы в этой работе "Господь помог бы всем нам свои личные мысли и чувства отделить от того, в чем Его святая воля". "Я надеюсь, что мы будем достигать решений, способных консолидировать церковную жизнь и укреплять церковное единство", добавил он.
В ходе первого заседания был утвержден список и состав комиссий Межсоборного присутствия, календарный план и принципы информационной политики.
СПИСОК КОМИССИЙ МЕЖСОБОРНОГО ПРИСУТСТВИЯ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →1. Комиссия по вопросам богословия
Председатель митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ, заместитель председателя архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ, секретарь протоиерей Владимир ШМАЛИЙ.
Всего в комиссии 18 человек.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: богословское осмысление творения мира и человека; соотношение науки и веры; отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг; издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении.
2. Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви
Председатель архиепископ Саранский и Мордовский ВАРСОНОФИЙ, зампредседателя епископ Егорьевский МАРК, секретарь иеромонах САВВА (Тутунов).
Всего в комиссии 18 человек.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления; процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси; процедура и критерии избрания кандидатов во епископы; вопросы обеспечения учительного, административного, информационного и экономического единства церковного управления; митрополичьи округа как форма церковного устройства; границы приходов и членство в приходе; социальная поддержка духовенства и причта; вопросы материального обеспечения клира.
3. Комиссия по вопросам церковного права
Председатель архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский МАРК, секретарь протоиерей Владислав ЦЫПИН.
Всего в комиссии 15 человек.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: кодификация источников церковного права; принципы интерпретации канонов; церковно-судебная практика; упорядочение практики совершения браков (в частности повторных); отношение к кремации; дисциплина поста; критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве.
4. Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства
Председатель митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР, зампредседателя архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ, секретарь священник Михаил ЖЕЛТОВ.
Всего в комиссии 29 человек.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: упорядочение практики совершения уставного богослужения; литургические тексты и чинопоследования; урегулирование практики совершения Таинств и обрядов; эстетика богослужения; церковная архитектура (строительство и реставрация), иконопись, церковное пение и колокольный звон; богослужения в памятные исторические даты; общецерковное богослужебное предание и местные богослужебные обычаи; вопрос о молитве за самоубийц и некрещеных.
5. Комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики
Председатель архиепископ Белоцерковский и Богуславский МИТРОФАН, секретарь протоиерей Александр СОРОКИН.
Всего в комиссии 22 человека.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: условия участия в Таинствах (в частности практика подготовки к Причащению); духовничество и духовническая практика в современных условиях, епитимийная практика, соотношение икономии и акривии, разработка руководства к совершению исповеди для священников; негативные явления в современной приходской жизни, способы их преодоления; разработка правил этикета для священно и церковнослужителей; организация епархиальной и приходской жизни церковной диаспоры Московского Патриархата в дальнем зарубежье; совершенствование организации приходской финансовой системы.
6. Комиссия по вопросам организации церковной миссии
Председатель архиепископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ, секретарь протодиакон Андрей КУРАЕВ.
Всего в комиссии 24 человека.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: вопросы катехизации для взрослых, приступающих к Таинству Крещения, а также для родителей и восприемников крещаемых детей; миссионерство среди тех, кто, будучи крещеным, не участвует в церковной жизни; современное миссионерское служение в среде нехристиан; миссионерские задачи зарубежных приходов Русской Православной Церкви; церковная экспертиза новых миссионерских программ; совершенствование подготовки миссионеров на базе существующих учебных заведений; формы организации работы с молодежью на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях; проблематика миссии в условиях церковного раскола на Украине; миссия в социальных, образовательных и исправительных учреждениях; развитие Миссионерской концепции Русской Православной Церкви.
7. Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества
Председатель архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ, секретарь игумения ИУЛИАНИЯ (Каледа).
Всего в комиссии 19 человек.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: положение о монастырях и монашестве; внутренний устав монастырей; постриги вне монастыря; священнослужение монахов в женских монастырях и на приходах; практика откровения помыслов в монастырях, духовное руководство монашествующими и мирянами в монастырях; поступление в монастырь, послушничество и подготовка к принятию пострига; случаи оставления монастыря и монашества; критерии открытия монастырей.
8. Комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения
Сопредседатель архиепископ Бориспольский АНТОНИЙ, сопредседатель епископ Зарайский МЕРКУРИЙ, секретарь архимандрит КИРИЛЛ (Говорун), секретарь иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин).
Всего в комиссии 29 человек.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: подготовка клириков и церковных специалистов в сфере образования; доработка концепции духовного образования Русской Православной Церкви; теологические факультеты светских вузов; проблема финансирования духовных учебных заведений; вопрос о рукоположении лиц, не имеющих законченного духовного образования; выработка мер по более эффективному использованию в Церкви священнослужителей, обладающих фундаментальной богословской подготовкой; возможности государственного финансирования духовных учебных заведений и православных общеобразовательных школ (гимназии, лицеи и т.п.); миряне в области религиозного просвещения; введение ОПК, преподавание религии в системе общего светского образования, подготовка соответствующих учебных пособий и педагогических кадров; обобщение имеющегося опыта и методов работы в сфере катехизации с целью создания практических рекомендаций; подготовка приходских катехизаторов.
9. Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности
Председатель митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ, секретарь НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна.
Всего в комиссии 16 человек.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: создание концепции социальной и благотворительной деятельности Русской Православной Церкви; поддержка семьи, материнства и детства; благотворительность и социальная деятельность на общецерковном, епархиальном, приходском уровнях; разработка подходов к осуществлению церковной заботы о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, малоимущих; борьба с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью; роль мирян в социальном служении Церкви; духовное и благотворительное присутствие Церкви в домах престарелых, детских и молодежных учреждениях (детских домах, приютах, исправительных колониях); Церковь и медицина; разработка юридических оснований и механизмов финансирования социальных церковных программ; создание материальной базы для осуществления социальных проектов.
10. Комиссия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества
Председатель митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ, секретарь ЧАПНИН Сергей Валерьевич.
Всего в комиссии 31 человек.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: позиция Церкви по проблемам, волнующим современное общество; развитие социального учения Русской Православной Церкви; вопросы общественной морали; взаимодействие Церкви и мира науки; взаимодействие Церкви и культуры; Церковь и экономика; вопросы биоэтики; проблемы, связанные с идентификацией личности и сбором персональных данных; соотношение церковного и светского права; вопросы законодательства в странах СНГ и Балтии; взаимодействие Церкви и Вооруженных сил, правоохранительных органов, государственной системы исполнения наказаний; вопросы глобализации: международные отношения, проблемы политической, экономической и культурной глобализации; выработка концепции Русской Православной Церкви по проблемам экологии; общественная деятельность православных христиан; взаимоотношения церковного Священноначалия и православных общественных объединений; практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний, проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах; Церковь и политические партии; выработка предложений государству относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений; выработка церковной позиции в отношении идентификации предполагаемых останков Царской семьи, найденных под Екатеринбургом; позиции Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции.
11. Комиссия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления
Председатель Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР, зампредседателя митрополит Волоколамский ИЛАРИОН, секретарь протоиерей Николай БАЛАШОВ.
Всего в комиссии 22 человека.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: богословский и канонический анализ современных расколов; выработка практических рекомендаций по предотвращению и уврачеванию расколов; принятие в лоно Православной Церкви перешедших из раскола клириков и мирян; вопрос о церковном поминовении лиц, находящихся в расколе; икономия и акривия в признании таинств, совершаемых в раскольнических сообществах.
12. Комиссия по вопросам отношения к инославию и другим религиям
Председатель архиепископ Волоколамский ИЛАРИОН, секретарь протоиерей Максим КОЗЛОВ.
Всего в комиссии 22 человека.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: оценка современного состояния межхристианского диалога; допустимые формы общения представителей Церкви с инославными; правила и практики присоединения инославных к Церкви; проблематика двустороннего диалога с древневосточными Церквами, католиками и протестантами; концепция участия Русской Церкви в межрелигиозных и межхристианских организациях, в многосторонних и двусторонних диалогах с инославными Церквами; вопрос смешанных браков; разработка концепции Pусской Церкви в отношении других религий; вопрос рецепции документов, которые Церковь обсуждает или принимает на межхристианских и межрелигиозных диалогах.
13. Комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ
Председатель ЛЕГОЙДА Владимир Романович, секретарь протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ.
Всего в комиссии 24 человека.
Первоочередные вопросы для рассмотрения: информационная политика Церкви; церковные СМИ как общественно значимые инструменты; роль СМИ в урегулировании конфликтных ситуаций; отношение Церкви к богохульству в СМИ, клеветническим публикациям; вопрос ответственности журналистов.
Полный список членов комиссий Межсоборного присутствия
По материалам сайтов Патриархия.Ru, Украинская Православная Церковь
АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →"Призываю всех вас активно возделывать вверенный нашему соборному попечению Виноградник".
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Фрагменты доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании
О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение "О единстве Церкви". В этом документе, в частности, признана необходимость возгревать дар общецерковного единства, укрепляя сотрудничество епархий, развивая взаимное общение между различными частями Русской Православной Церкви. При этом сочтено важным в полной мере учитывать присущее им национальное и культурное своеобразие, памятуя о том, что уважение к этим особенностям составляет силу нашей Святой Церкви, служит ее росту и единению. Считаю, что упомянутый документ является "дорожной картой", неукоснительное следование которой способно избавить нас от многих трудностей и помочь приумножить плоды церковного единения.
Полагаю крайне полезным для укрепления церковного единства осуществлять распространение богослужебных, катехизических текстов, а также важнейших документов Русской Православной Церкви, включая Патриаршие послания, на основных языках окормляемых ею народов.
Необходимо в полной мере использовать возможности, предоставляемые соборным устроением церковной жизни Архиерейские Соборы и заседания Священного Синода для обсуждения вопросов, волнующих совесть верующих. Важную вспомогательную роль в обеспечении работы этих церковных органов могут играть конференции и круглые столы по внутрицерковным проблемам и ведение дискуссий в православных средствах массовой информации. Следует уделить внимание формированию интеллектуальной культуры и должного нравственного климата церковных дискуссий по различным проблемам.
Нам надлежит укреплять взаимосвязи между приходами, епархиями и высшей церковной властью. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, каждый приход это вовсе не изолированная единица. Приходы объединены в благочиния, которые и составляют епархию. В свою очередь епархия это тоже не отделенная от высшей церковной власти структура. У каждой из этих составных частей есть свое особое служение, но все они делают одно общее дело. Поэтому налаживание взаимодействия между каждым отдельно взятым элементом этой стройной системы должно стать для нас предметом непрестанной заботы.
В целях практического укрепления церковного единства и координации наших трудов считаю целесообразным уже в ближайшее время озаботиться вопросами выстраивания рабочих взаимосвязей между приходами в области образовательной, социальной и молодежной работы. Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 27-го июля 2009 года принял Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, данный орган "призван к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия" и ставит своей задачей "предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовку проектов решений по этим вопросам". Таким образом, представители духовенства, церковной науки и православной общественности получают возможность вместе с иерархами участвовать в процессе принятия самых важных решений.
Наше единство должно простираться поверх государственных границ и политических разделений, социальных, возрастных, культурных и иных человеческих различий.
Русская Церковь это не только Церковь Российской Федерации, и даже не только исторической Руси. Попечение нашей Церкви о ее верных чадах сегодня простирается на многие страны. Россия, Украина, Беларусь и Молдова являются ныне ядром обширного пространства нашей общей цивилизации, берущей начало в Днепровской купели святого равноапостольного князя Владимира. На нас лежит долг пастырской заботы о наших верующих и свидетельства современному миру о духовных ценностях православной традиции, о порожденном ею историческом и культурном единстве.
О ВНУТРИЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →На рубеже 80-х и начала 90-х годов ХХ столетия начался период, впоследствии получивший наименование "второго крещения Руси". Продолжая эту аналогию, вспомним первые годы, и даже десятилетия, после начала христианизации нашей земли. Часть народа, будучи крещена, продолжала оставаться под сильным языческим влиянием, являясь христианской лишь номинально. При необходимом быстром росте, церковные институты были не оформлены, их деятельность не была систематизирована. Не напоминает ли все это характерные признаки церковной жизни 1990-х и, частично, 2000-х годов? Русская Православная Церковь вела интенсивную, но порой спонтанную работу по рехристианизации нашего народа. На проведение фундаментального анализа, кропотливое составление планов, разработку системного подхода в отношении ряда важнейших пастырских задач просто не хватало времени, людей, сил... Впрочем внимательное изучение жизни епархий показывает, что Церковь не только никогда не упускала из вида необходимость проведения такой работы, но и, по мере возможности, стремилась ее осуществить. В ряде епархий мы, слава Богу, видим интенсивную молодежную деятельность, активные труды в социальной сфере, приходские священники не довольствуясь собственно храмовым служением, сами выходят навстречу людям, приводя их к единству с Церковью Христовой.
Итогом начального периода новейшей истории нашей Церкви стало то, что по разным данным в среднем от 60 до 80% населения наших стран именуют себя православными. Но какова же на самом деле ситуация на местах? Любой, кто не оторван от реальности, осознает, что, если говорить об активных верующих, регулярно причащающихся и участвующих в церковной жизни, то доля такого населения гораздо ниже указанных процентов. Как я неоднократно отмечал в этом году (в частности в своих отзывах на ваши епархиальные отчеты), на тех, кто относит себя к православию, но не является активными верующими, должна распространяться особая пастырская забота.
Хочу обратить ваше внимание на то, что мы не можем позволить себе ждать годы, пока церковная жизнь наладится, церковные институты устоятся. Мы должны действовать сегодня.
В связи с этим хотел бы конкретнее обозначить стоящую перед нами задачу. Нам необходимо сделать пастырскую, миссионерскую, административную деятельность более системной и более эффективной. При этом сразу подчеркну: работа по многократно выверенной схеме, без сердечной молитвы, без любви, без горения духом, заранее обрекает такую деятельность на провал. И к тому следует стремиться и этого не оставлять. Без веры, любви и молитвы самая правильная форма будет пуста. Но и без надлежащей формы доброе содержание, скорее всего, не принесет достаточного плода.
Неправильно, когда мерилом эффективности становится количество проведенных мероприятий: конференций, съездов, лагерей...
Мероприятие может быть хорошим методом подведения итогов и средством поиска новых путей работы, способом обмена опытом между ответственными работниками. Акция может стать начальным этапом дальнейшей кропотливой, ежедневной, я бы даже сказал будничной, работы. Но если мы ограничимся мероприятиями, то чему мы будем подводить итоги? Ради чего обмениваться опытом? Что планировать? Настоящая работа каждого священника, каждого церковного труженика осуществляется ежедневно. Подробно об этом я говорил на моей встрече с московским духовенством и потому повторяться не буду. Текст моего выступления был вам всем роздан. Сказанное в нем пожелания ко всему духовенству нашей Церкви. Отчет о деятельности священника перед своим благочинным, благочинного перед архиереем, годовой отчет архиерея перед Патриархом должен давать ответы на простые вопросы: Сколько времени в неделю приход уделяет работе с молодыми? Сколько работе с пожилыми и одинокими? Каждый священник должен иметь ясное понимание методики, по которой он работает с той или иной частью паствы. Каковы результаты этой работы?
Мы завершили эпоху торжественного храмостроительства и парадных мероприятий, нам предстоит строительство простых, не дорогостоящих храмов с необходимыми помещениями для полноценной приходской деятельности и ежедневная работа с пасомыми.
МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Сегодня потребность в слове Христовой Истины у молодых людей особенно высока. Среди реалий современного мира нередко встречается совершенно неправильное выстраивание внутрисемейных отношений; часто молодежь вообще бывает лишена какого-либо воспитания или имеет порочные примеры перед глазами, и потом вынуждена на своих ошибках учиться жить правильно.
С сожалением должен констатировать, что не во многих епархиях отделы по делам молодежи действительно работают эффективно. Хотел бы отметить, что активизация данного направления нашей деятельности является одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви.
Работа с молодежью должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода. В течение первого года моего Патриаршества я много раз в разных городах и странах встречался с молодежью, и везде слова Патриарха, обращенные к молодым людям, находили живой отклик. Думаю, что не в последнюю очередь это было обусловлено тем, в каком формате эти встречи проходили.
Первая такого рода встреча состоялась в марте 2009 года в Калининграде в Российском государственном университете имени Иммануила Канта. С помощью современных технологий связи в ней смогли принять участие и задать вопросы студенты ряда других балтийских вузов.
В дальнейшем имели место ряд встреч в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Витебске. Молодые люди очень внимательно вслушивались в слова Патриарха, задавали самые разные вопросы о личной жизни, об отношениях науки и религии, о настоящей любви, семье, молодежной культуре, спорте, в целом о православном образе жизни. Большинство из тех, к кому я обращался, считает себя православными. Но, к сожалению, многое из того, о чем шла речь, было для них ново. Это, с одной стороны, говорит о том, что нам необходимо использовать новые формы и методы, дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма. С другой стороны, это свидетельствует о большом потенциале, который присутствует в молодых людях, о жажде правды и поиске Истины.
Важное значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром. Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви. Необходимо в каждой епархии сформировать инфраструктуру подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу. При этом важно ввести систему аттестации, выявляющей искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями.
История древней Церкви знает много замечательных примеров, когда святители, сами проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. Этот опыт вполне применим в нынешних условиях. Подготовка православных молодежных лидеров это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов. Подобная подготовка вещь максимально предметная, преследующая троякую задачу: дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования.
В сфере подготовки православных молодежных лидеров весьма важен опыт московского Данилова монастыря и Патриаршего молодежного центра при нем. В центре достаточно давно действует Школа молодежного служения, которая в течение двух лет готовит молодых людей к делу катехизации, социальному служению, начальной миссионерской работе, преподаванию православной культуры. В Патриаршем центре в начале текущего учебного года впервые открыто учебное направление "организация молодежного служения на приходе". Убежден, что эта инициатива не должна остаться без внимания в епархиях.
Хотел бы отметить одну важную концептуальную идею, которую в своей работе реализует Патриарший молодежный центр. Наше время время утраты традиции, время нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Человек, в особенности молодой, сегодня все чаще стремится сбросить с себя "предрассудки" и "стереотипы". Поэтому ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления.
Очень важно вовлекать молодежь в просветительскую работу. Такой путь православного свидетельства открывает новые возможности: молодой верующий способен научить собственным примером. Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть "лидерскими качествами".
Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля и даже у архиерея. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты.
Необходимо всемерно поддерживать желание молодых прихожан собираться вместе для чтения и обсуждения Священного Писания. Личное отношение к Слову Божию, выраженное в кругу людей, которым можно доверять и на духовную поддержку которых можно опереться, помогает молодому человеку осмыслить веру и церковную жизнь. И если священник сам не имеет возможности проводить подобные встречи, он обязан помочь в этой работе тому, кто чувствует в себе духовные силы и укоренен в церковной традиции.
Наше время богато техническими возможностями, о существовании которых пару десятилетий назад мы могли бы прочитать только в фантастической литературе. Поэтому каждая епархия и каждый приход обязаны озаботиться развитием технической базы для просветительской молодежной работы. В нашей Церкви существуют авторитетные богословы, педагоги и миссионеры. Дистанционные встречи с ними должны стать частью церковного свидетельства. А молодые прихожане, занимающиеся просветительской работой, должны получить возможность восполнить свои знания с помощью современных технологий при материальной или финансовой поддержке прихода.
Наконец, очень эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки. Паломничества можно сделать одной из форм молодежной катехизации и научения жизни по вере, особенно если они включают элемент молодежного общения и некоторую культурно-развлекательную составляющую, а также труд на благо Церкви.
За последние годы были выстроены конструктивные отношения с государственной властью, региональными и местными администрациями. А это означает, что священнослужители и православные молодежные активисты могут инициировать переговоры по предоставлению для использования Церковью помещений, средств поддержки образовательного процесса и других ресурсов, которыми располагают школы, библиотеки, общественные организации. Все это поможет вывести церковную просветительскую работу на качественно новый уровень, а с другой стороны поможет наладить конструктивные, деловые и дружеские отношения с местной общественностью.
Хотел бы отметить три проблемы в сфере работы с молодежью.
Во-первых, важно избежать популизма. Да, нужны крупные акции, обращенные к молодежи и призванные показать им Церковь, о которой многие молодые люди знают лишь на уровне светских стереотипов. Но такие акции должны быть лишь вершиной айсберга. Без кропотливой ежедневной работы на приходах они малоэффективны. И если нет второго, хвалиться первым не стоит. Каждой епархии необходимо так наладить молодежную работу, чтобы она велась на каждом приходе, в каждом учебном заведении. Чтобы после определенного отрезка времени священник мог с радостью сказать самому себе: моя молодая паства увеличилась на столько-то человек.
Вторая проблема неадекватная оценка потенциала молодежи. Нам нужно понимать, какие вопросы и проблемы ее волнуют, готовиться отвечать на эти вопрошания. Ну а для того чтобы понимать молодежь, необходимо научиться ее слушать. Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем не обязательно напрямую касающихся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты.
Наконец, третья, проблема попытка заигрывать с молодежной культурой. Мы видим, как в эту ловушку попали христианские проповедники на Западе. Сегодня многие с опаской говорят, что когда мы проповедуем байкерам или на рок-концертах, то мы идем тем же путем. В некоторых случаях, к сожалению, эти слова не лишены смысла. Да, в каждой культурной среде мы должны говорить на понятном для этой среды языке. Но при этом обязаны помнить, что пришли сюда для одной цели ради проповеди Слова Божия и благовестия о спасении. Если же представители Церкви приходят лишь для того, чтобы выразить молчаливое одобрение, то становятся свадебными генералами, которых никто не воспринимает всерьез. Да и какой смысл в Церкви, которая не проповедует Христа? Поэтому у нас нет иного пути, как идти и проповедовать Его повсюду.
РЕФОРМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Управление делами Московской Патриархии преобразовано сегодня в полноценное синодальное учреждение, основной функцией которого является помощь Патриарху в несении им обязанностей, связанных с жизнью и деятельностью епархий. Управление делами ведет постоянный анализ ситуации в епархиях и информирует об этом Патриарха. Им осуществляется текущая переписка с епархиальными управлениями, а также со светскими властями, духовенством и мирянами.
Управление делами Московской Патриархии выполняет еще одну функцию, не совсем приятного свойства. На имя Патриарха ежедневно поступает значительное число жалоб на священников, на благочинных, на правящих архиереев. Еще год назад Управление делами получило от меня четкое указание, чтобы ни одно обращение не осталось неизученным и каждое письмо получило ответ. Знаю, что в связи с этим управляющий делами регулярно запрашивает отзывы епархий или просит сообщить о ситуации, сложившейся в отношении того или иного клирика или прихода. Прошу вас, дорогие Владыки, своевременно направлять содержательные ответы и с пониманием относиться к работе Владыки Варсонофия и его сотрудников. Конечно, значительное число поступающих жалоб оказываются наветами. С другой стороны, целый ряд запросов Управления делами позволил епархиальным преосвященным обратить внимание на неведомую им до того проблему или даже исправить действительно несправедливую ситуацию. Мы вполне понимаем, что архиерей, особенно в большой епархии, не может знать все, и ситуация усугубляется, если он сталкивается с недобросовестностью отдельных епархиальных должностных лиц.
Особые слова благодарности хочу адресовать Санкт-Петербургской и Нижегородской епархиям, которые оперативно и качественно взаимодействуют с Управлением делами Московской Патриархии в разрешении подобных вопросов.
К сожалению, имели место и единичные ситуации, когда ответы епархиальных управлений на запросы Управления делами по жалобам клириков или мирян оказывались малосодержательными или неубедительными. Авторитет пастырей и архипастырей ослабляется несправедливыми действиями, а не их исправлением. По долгу Патриаршего служения скажу: произвола в жизни Церкви быть не должно. Никакой личный конфликт не должен приводить к необоснованным репрессиям клирика, или наоборот, личные симпатии к тому, что нарушитель церковного порядка будет освобождаться от ответственности. Извержение из сана клирика или его запрет порой мера неизбежная, но нередко это констатация бессилия архипастыря, не сумевшего воспитать подведомственного ему клирика. Перевод клирика на новый приход, с одной стороны, может быть на пользу церковной жизни, и так чаще всего и бывает, с другой может являться неким кризисом для прихожан.
Завершая обзор деятельности Управления делами Московской Патриархии, следует упомянуть о церковной наградной практике, поскольку управляющий делами сегодня является председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси. В конце прошлого лета во все епархии было разослано разъяснение к Положению о наградах, основанное на решении Священного Синода и утвержденное мною. Хочу обратить ваше внимание на то, что общецерковные награды должны стать особым видом поощрения тех лиц, которые много лет самоотверженно трудятся во славу Церкви Христовой. Слишком частое использование общецерковных наград девальвирует их значение. Следует помнить, что у архиерея немало самостоятельных возможностей для поощрения достойных тружеников и благотворителей епархии: памятные адреса, памятные иконы с личной надписью, а теперь еще и епархиальные медали, учреждение которых благословил Священный Синод.
ЦЕРКОВНО-СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Будет активизирована деятельность Общецерковного суда. Уже сейчас на рассмотрении последнего находятся дела апелляционного или надзорного характера.
Согласно решениям Архиерейского Собора 2008 года во всех епархиях должны быть сформированы епархиальные суды. Конечно, к примеру, в столь небольшой по составу клира епархии как Чукотская едва ли возможно разделение епархиального совета и суда. Однако таких исключительных ситуаций немного и, согласно Положению о суде, возложение на епархиальный совет судебных функций возможно лишь по благословению Патриарха. К моему большому удивлению, в переписке со мной по судебным вопросам некоторые Преосвященные ссылались на Временное положение о суде 2004 года, несмотря на то, что Архиерейский Собор 2008 года ввел в действие постоянное Положение о церковном суде, отменив тем самым Временное положение.
Введение правильно сформированных и реально действующих церковных судов важный шаг в жизни нашей Церкви, способствующий укреплению церковной дисциплины и беспристрастного, объективного подхода к обвинениям в адрес клириков и мирян, а значит способствующий и росту авторитета как епархиального архиерея, так и всей Церкви.
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Одним из проблемных аспектов нашей церковной жизни является сфера финансов и хозяйства. Этому есть объективные причины: до определенного времени Церковь была фактически лишена возможности вести финансово-хозяйственную деятельность, затем были 1990-е годы, когда об экономическом порядке в стране едва ли можно было говорить. Конец 1990-х ознаменовался кризисом, удар от которого Церковь приняла на себя вместе со всей страной.
Для изучения и постепенного исправления сложившейся ситуации Священный Синод определил возродить существовавшее до середины 1990-х годов Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви. Хочу сегодня повторить слова, сказанные мной при архиерейской хиротонии нового главы этого синодального учреждения епископа Подольского Тихона: "Каждая копейка, отданная Церкви, подобно лепте евангельской вдовицы посвящается Богу и наша обязанность состоит в том, чтобы сохранить ее, приумножить и направить на благие цели". При таком понимании нецелевая трата церковных средств становится святотатством.
В связи с темой финансов Церкви считаю необходимым подробнее остановиться на четырех вопросах.
Первое, это епархиальные отчисления в Московскую Патриархию. Хочу особенно поблагодарить целый ряд архиереев за их финансовую поддержку центральных церковных учреждений. С другой стороны, должен признаться, что ознакомление со значительной частью финансовых отчетов епархий и их сопоставление с размерами епархиальных отчислений вызвали у меня недоумение. Должен сказать, что нынешние отчисления ряда епархий в 100, 200 или 300 тысяч соответствуют годовым отчислениям в Московскую Патриархию наименее обеспеченных приходов Москвы. Формирование бюджета Московской Патриархии жизненная необходимость. Взносы являются канонической, если угодно экклезиологической обязанностью епархий, идущей еще от тех времен, когда местные Церкви собирали средства апостолам, которые доставляли эти средства в Иерусалим. При этом взносы в Патриархию не должны подрывать экономику епархий.
Необходимо провести работу по оптимизации епархиальной финансово-хозяйственной системы. Безусловно, во многих епархиях требуется упорядочение финансовой деятельности приходов. Однако необходима осмотрительность, взвешенный подход к обложению налогами беднейших приходов. В этом деле должен быть дифференцированный подход, учитывающий такие факторы, как посещаемость храмов, необходимость в их ремонте и многое другое.
Второе. Главной обязанностью священника должно быть спасение вверенной ему паствы. К сожалению, при отсутствии отлаженной финансовой системы Церкви естественная и нормальная забота о своей семье, о детях, нередко приводит к тому, что первоочередной заботой клирика становится поиск средств для достойного существования. Именно нам, руководителям, надлежит позаботиться о том, чтобы все клирики были обеспечены необходимым и могли "не пещись о столах". Опять же здесь необходимо продумать такую финансовую систему, когда средства с богатых городских приходов будут грамотно перераспределяться. Богатый приход это не средство для "кормления" настоятеля и клира этого прихода, а, в том числе, источник финансирования всей епархии и отчислений на общецерковные нужды. При равной нагрузке зарплаты городского и сельского настоятеля не могут принципиально отличаться: подчеркну при равной нагрузке. Предложил бы также подумать над созданием различных механизмов обеспечения финансовой деятельности епархии, таких как создание епархиальных фондов возрождения храмов, попечительских советов при приходах, кассы взаимопомощи духовенства.
Третье. Финансово-хозяйственное управление призвано заниматься не только финансовыми, но и имущественными вопросами нашей Церкви. С целью составления картины нынешнего состояния церковного имущества Финансово-хозяйственным управлением совместно с Управлением делами Московской Патриархии некоторое время назад было разослано в епархии, находящиеся на территории Российской Федерации, циркулярное письмо с образцом составления реестра церковного имущества в епархии. Прошу вас, дорогие Владыки, со всем вниманием отнестись к этому важному делу, направив заполненные реестры в Московскую Патриархию в указанные сроки.
Четвертое и последнее. Финансово-хозяйственное управление обеспечивает также координацию со стороны Церкви финансирования работ по восстановлению и реставрации памятников истории и архитектуры федерального значения в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)". В предстоящем 2010 году объем этого финансирования существенно сокращен. В результате, недофинансирование составит 44,4% (1,2 вместо 2,159 млрд. рублей), что в денежном выражении равно почти 1 млрд. рублей (959 млн. рублей).
Снижение финансирования уже привело к сокращению количества реставрируемых объектов и уменьшению объемов восстановительных работ. В результате, из 221 объекта, восстанавливаемых в 2009 году, в 2010 году их может остаться только 166. Прошу с пониманием отнестись к тому, что произошло в сфере государственной поддержки реставрационных работ на церковных объектах, являющихся памятниками истории и архитектуры федерального значения, ибо изменения в инвестировании средств обусловлены общим сокращением бюджетных расходов в условиях финансово-экономического кризиса.
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является завершение реформирования системы духовного образования. В решении этой проблемы мы должны исходить из тех целей, которые стоят перед духовным образованием. Это, во-первых, подготовка пастырей, и, во-вторых, специалистов в различных областях богословского знания. На первое должны быть нацелены семинарии, а также пастырские и миссионерские факультеты православных университетов, которые обязаны давать базовые богословские знания и воспитывать достойных служителей Церкви. На второе духовные академии, Общецерковная аспирантура, аспирантуры православных университетов, которые призваны, с одной стороны, давать специальные углубленные знания, а с другой, быть площадкой для научно-исследовательской работы. Кроме того, в обязанность академий и аспирантур также входит подготовка преподавательских кадров для церковных и светских учебных заведений. Свое место в системе духовного образования должны найти факультеты при светских вузах.
Главным мотивом, подвигающим нас к реформированию системы духовного образования, является необходимость повышения уровня обучения и воспитания. Она также должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем. Это позволит нашим студентам и преподавателям полноценно участвовать в программах академического сотрудничества, что в конечном итоге будет способствовать как успеху миссии Церкви в обществе, так и повышению образовательного уровня внутри самой Церкви. Конструктивное партнерство с указанными образовательными системами возможно при согласовании принципов организации духовного образования с так называемой Болонской системой, на которую перешли европейские и российские ВУЗы. Следствием этого станет, наконец, решение проблемы признания государством нашего богословского образования, а также создание условий для повышения его уровня. Полагаю, что Болонский процесс едва ли может быть принят нами в чистом виде, тем более, что сам он предполагает наличие разночтений и учитывает особенности национальных систем образования, а также специфику изучения отдельных предметов. Отечественное богословское образование, безусловно, имеет свою специфику и свои традиции, которые должны быть учтены, и Болонский процесс предоставляет такую возможность.
Среди конкретных задач, которые стоят перед нами и которые Болонский процесс помогает решать, хотел бы отметить необходимость четкой дифференциации семинарского и академического образования. Семинария должна готовить пастырей со степенью бакалавров. Некоторые семинарии, имеющие больший потенциал, могут предоставлять своим учащимся возможность проходить начальную научную специализацию, получая степень магистра. Академии же и равные им учебные заведения должны стать местом, где готовят специалистов и исследователей по отдельно взятым дисциплинам. Обучение в них должно завершаться написанием полноценных научных исследований. И в семинариях и в академиях должны быть усовершенствованы методы преподавания больший упор необходимо делать на самостоятельную работу студентов под контролем и при руководстве со стороны преподавателей, Студентов нужно, прежде всего, "учить учиться", прививать им практические навыки исследовательской работы с текстами, написания собственных текстов, владения методологией научной работы. В семинарии богословское и нравственное формирование воспитанников должно проходить при активном участии преподавателей и классных наставников. В академиях необходимо усилить связь между студентом и научным руководителем. Необходимо ускорить процесс подготовки учебников, но не ограничиваться только ими. Студента необходимо научить ориентироваться в том большом массиве знаний, который существует в нашу эпоху.
К сожалению, все еще имеются случаи, когда закончившие академию, не говоря уже о семинарии, остаются, по сути, невостребованными и направляются на отдаленные приходы. Думаю, нам надо продумать рациональную систему распределения кадров не только по епархиям, но и внутри епархий, дабы, к примеру, кандидат богословия или выпускник академии был задействован в общеепархиальных проектах или трудился на таком приходе, где существует больше возможностей для использования его знаний.
Есть епархии, из которых крайне редко в семинарии поступают абитуриенты. Порой архиерей, открыв в своей епархии духовное училище, ограничивается тем, что направляет молодых людей из своей епархии исключительно в это учебное заведение, запрещая продолжать обучение в семинариях, находящихся в других епархиях. Полагаю, что это неправильно: епархия не должна лишать себя священников с высшим духовным образованием, как минимум семинарским. Со своей стороны, в том, что касается Москвы, я уже дал распоряжение, чтобы все московские настоятели озаботились вопросом о поиске и подготовке в своих приходах кандидатов к поступлению в семинарии. Если кто-то с этой задачей не будет справляться, видимо придется делать соответствующие выводы. Конечно, не к каждому епархиальному приходу, даже городскому (что уж говорить о сельских!), можно применить такие требования. Однако вопрос является насущным.
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →В истекшем году мы вернулись к очень важному замыслу, лежавшему в основе создания в 1994 году Издательского Совета. Речь шла о необходимости сформировать такой орган церковной исполнительной власти, который осуществлял бы координацию всей издательской деятельности нашей Церкви, а также контроль за качеством, экспертизу, каталогизацию издаваемой печатной продукции. К сожалению, совет продолжал заниматься издательством. Это привело к тому, что орган высшей власти одновременно являлся и конкурентом другим издательствам на книжном рынке.
С разделением Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии мы вернулись к первоначальному замыслу. Кроме того, Издательский Совет был преобразован в коллегиальный орган, включающий в себя ряд видных представителей издательского мира. Эта масштабная структура еще не заработала в полной мере, и в основном сейчас действует Аппарат Издательского Совета, однако я очень рассчитываю, что реализация коллегиального начала в самое ближайшее время явит свою эффективность.
В ноябре состоялась моя встреча с членами Издательского Совета, ее итогом, а также итогом серьезной работы, проведенной Владыкой Климентом и его сотрудниками, стали решения, принятые Священным Синодом на заседании 25 декабря прошлого года. Все уже ознакомились с этими решениями, поэтому сейчас я лишь кратко их прокомментирую.
Первое. Речь идет о том, чтобы ограничить поток некачественной, а порой и псевдоправославной, с элементами оккультизма, литературы, попадающей в церковные магазины и лавки, а иногда становящейся угрозой церковному миру. Для исправления ситуации было принято решение о том, чтобы вся издаваемая продукция проходила рецензирование в Издательском Совете. Вводится гриф Издательского Совета, без которого книга не может продаваться в церковных магазинах. Я вполне осознаю, что претворение в жизнь данного решения займет определенное время, будет трудным, а порой и мучительным, однако нам никуда от этого не уйти. Мы в первую очередь должны оградить людей, приходящих в храмы, от некачественной продукции, приобретение которой в церковной лавке придает этой продукции видимость церковного благословения, а значит, способствует доверию к ней со стороны читателя.
Ответственность за это, как и за все, что происходит в епархии, лежит, в конечном итоге, на епархиальном архиерее. Я бы рекомендовал создавать в епархиях местные органы контроля качества продаваемых на церковных прилавках изданий. Таковым епархиальным службам следует работать в координации с Издательским Советом.
Священный Синод также определил, чтобы благословение архиереев преподавалось на издание лишь в том случае, если оно предварительно прошло экспертизу в Издательском Совете.
Дорогие Владыки, очень настаиваю на важности этого решения: к сожалению, слишком часто появляются книги с грифом "По благословению Преосвященного имярек", с недоброкачественным, а то и недопустимым содержанием. Зачастую архипастырь даже не знает, что напечатано по его благословению. Считаю также недопустимым, чтобы в церковных лавках продавалась литература, имеющая благословение старца N, матушки N. Все, что публикуется в епархиях, епархиальных монастырях и приходах, должно иметь благословение епархиального архиерея и пройти экспертизу в Издательском Совете. Это касается всех изданий.
Решение о введении обязательной издательской экспертизы в отношении возглавляемой Патриархом епархии г. Москвы было мной принято еще до заседания Священного Синода и доведено до клира на епархиальном собрании. Уже тогда оно вызвало некоторые вопросы. Скажем, разве нельзя распространять через церковные сети сказки Андерсена или произведения Достоевского? На это хотелось бы заметить следующее: если мы говорим о небольших книжных лавках при храмах, то в них правильным было бы представлять, прежде всего, церковные книги и те же журналы, которых, благо, сегодня достаточно. А ведь приобрести их даже в храмах можно далеко не всегда. Скажем, в центре Москвы есть храмы, в которых ежедневно бывают сотни людей, это миссионерское поле, но там совсем нет качественной церковной публицистики или продается один-два журнала, скорее, политической, чем церковной направленности. Стоит ли в этих храмах предлагать еще и Достоевского и Андерсена, которых можно приобрести в любом книжном магазине Москвы? Если же речь идет о больших церковных книжных магазинах, где площади позволяют представлять множество книг и брошюр и где сегодня можно встретить немало не только художественной, но и исторической и иной специальной литературы, то и здесь я просил бы не забывать о том, что факт приобретения того или иного издания в церковном книжном магазине будет расцениваться как его прямая рекомендация Церковью. Поэтому этот процесс не может не регулироваться.
Второе. Священный Синод также принял ряд решений, направленных на развитие церковной проповеди через книгу: это введение Дня православной книги, учреждение Патриаршей литературной премии, проведение конкурса "Просвещение через книгу". Встречаясь с Издательским Советом, я уже говорил, что "без способности обращаться к тексту не может быть никаких надежд, связанных с повышением духовной жизни, церковной активности, богословских знаний среди верующих". Упомянутые определения направлены на решение этой важной задачи, и епархиям необходимо принять самое активное участие в их реализации. К примеру, к празднованию Дня православной книги могут быть приурочены региональные книжные выставки-ярмарки, проведение на местах конкурсов и акций.
Кроме того, важно, чтобы при епархиальных управлениях, при крупных городских приходах и монастырях открывались, или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковные библиотеки должны быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви. В этой деятельности помощь может оказать сектор библиотечного наполнения Издательского Совета.
В ходе встречи с Издательским Советом, мною также был дан ряд поручений по созданию реестра изданной и издаваемой литературы, а также списков рекомендуемой литературы для епархиальных библиотек и библиотек духовных школ. Соответствующий запрос от Издательского Совета был направлен в епархии и в духовные школы. Прошу вас, дорогие Владыки, своевременно направить ваши ответы. После проведения соответствующей аналитической работы данные каталоги будут публиковаться на сайте Издательского Совета.
Еще одним направлением работы Издательского Совета станет создание единой общецерковной сети реализации издательской продукции, состоящей из крупного реализационного центра в Москве и в региональных центрах. Необходимость оптимизации доставки церковных изданий и периодики в епархии и приходы, особенно расположенные в удаленных регионах, для формирования доступных цен и расширения ассортимента, очевидна. Кроме того, появление данной сети должно помочь решить проблему обеспечения изданиями епархий, находящихся в ближнем и дальнем зарубежье.
Преосвященные Владыки, необходимо понимать, что намеченная программа работы Издательского Совета очень важна для Церкви. Прошу архипастырей, ставших членами Издательского Совета, подойти со всей ответственностью к работе, дабы она не была сведена к формальному присутствию. Считаю, что каждый архипастырь должен содействовать совершенствованию как общецерковного, так и епархиального издательского дела.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Хотелось бы сказать несколько слов о новой общецерковной структуре Синодальном информационном отделе, и о том какой мне видится его роль. Сегодня слово "информационное" мы нередко используем, характеризуя все наше общество. В академической и экспертной среде нет сегодня универсального определения этому понятию, однако очевидно, что информация, информационные потоки и информационные технологии играют важнейшую роль в жизни общества. Поэтому и в Церкви координировать то, что связано с этой сферой, должна профильная организация с широкими полномочиями, но и с большой ответственностью.
Важнейшей задачей для Информационного отдела является богословское осмысление как самого понятия информационного общества, так и современных информационных и информационно-технологических практик.
Необходима разработка современной информационной стратегии Церкви, которая, в том числе, будет включать в себя и нашу оценку современного информационного общества. Иными словами, речь идет о богословии коммуникации, богословии диалога. Работа по выработке подобного документа уже началась в Коллегии Информационного отдела. Понятно, что только усилиями Отдела или даже Коллегии данный вопрос не решить, поэтому работа будет идти с привлечением широкого круга различных специалистов и экспертов, с опорой на духовные школы.
Что касается тактической работы, то и здесь есть на что обратить особое внимание. Задача отдела налаживать информационное взаимодействие общества и Церкви в целом, а не только ее синодальных структур. Поэтому очень важно тесное сотрудничество епархий и профильных епархиальных структур с Синодальным информационным отделом.
В противном случае задача координировать информационную деятельность в Церкви будет трудновыполнима. Скажем, я знаю, что уже сегодня сотрудники отдела сталкиваются с такими сложностями, когда им приходится комментировать различные ситуации в епархиях (порой, конфликтные), о которых они узнают из открытых источников, наряду с журналистами. Можно ли эффективно содействовать разрешению ситуации, не обладая полной информацией? Конечно, нет. Именно поэтому на последнем заседании Священного Синода подчеркивалась важность координации работы информационных отделов синодальных учреждений и епархий с Синодальным информационным отделом, а также своевременного предоставления ему информации о планируемых мероприятиях, могущих вызвать широкий общественный резонанс. Попросту говоря, если вы чувствуете, что в газетах начнут писать о происходящем, хорошо бы, чтобы отдел получил информацию до того, как туда позвонят за комментариями. В скобках замечу, что порой и Священноначалие из газет узнает о некоторых и далеко не всегда приятных событиях в епархиях.
В любой момент к сотрудникам Информационного отдела можно обратиться за помощью, поддержкой, разъяснением той или иной проблемы. Отдел всегда на связи, он призван оперативно реагировать на любые проблемы, потому что информационная среда не терпит промедлений.
Еще одна задача Информационного отдела это помощь православным СМИ. Священный Синод поручил Отделу разработать систему мер по повышению уровня квалификации сотрудников информационных подразделений синодальных учреждений, епархиальных информационных отделов и пресс-служб. В ведении Синодального информационного отдела находится и фестиваль "Вера и слово". Надеюсь, что в ближайшее время мы с вами увидим практический результат этих поручений.
Говоря о качестве изданий, присутствующих в церковной системе распространения, обращаю ваше внимание на то, что, наряду с аналогичным решением в области издательской деятельности, Священным Синодом принято решение о введении обязательного грифа "Рекомендовано к изданию/производству Синодальным информационным отделом". Гриф "По благословению Патриарха Московского и всея Руси" для средств массовой информации решено отменить за исключением официальных изданий, согласно списку, утвержденному Патриархом Московским и всея Руси по представлению Синодального информационного отдела. Издания без грифа в храмах продавать не следует.
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Сегодня очень важна роль церковно-общественного диалога и сотрудничества. Общество в странах нашего канонического пространства состоит либо по преимуществу, либо в значительной своей части из православных христиан, чад нашей Церкви. Поэтому все, что происходит в общественной жизни, все, что волнует и заботит людей, не может оставаться вне церковного внимания и действия, в том числе совершаемого силами мирян и их объединений. Мы открыты к диалогу с людьми самых разных мировоззрений. Главной целью такого диалога является благо Церкви и всего народа благо не только материальное, но и духовное.
Деятельность новообразованного Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества лежит в плоскости пересечения интересов самых разнообразных слоев современной социальной среды. Отдел занимается обсуждением законопроектов и правоприменительной практики, ведет работу с органами законодательной, а иногда и исполнительной власти, с представителями научных, культурных и деловых кругов, с политическими партиями и профсоюзами, с разного рода общественными объединениями, с нехристианскими религиозными общинами. Функционально создать необходимый уровень церковного присутствия в такой сфере на всей канонической территории Русской Православной Церкви возможно только при условии совместной работы представителей Отдела с епархиями.
Прекрасно, если у правящего архиерея сложились добрые контакты с администрацией или общественностью, основанные на хороших личных отношениях. Однако сегодняшние задачи Церкви требуют постоянства и системности во взаимодействии с государственной властью и общественными объединениями. Только программный подход сможет обеспечить эффективность взаимоотношений Церкви с властью и обществом.
Считаю принципиально важными совместные действия епархиальных властей и Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества для координации работы православных общественных организаций. Следует координировать с Отделом и наше участие в дискуссии по законотворческим вопросам. Стоит подумать о назначении в епархиях ответственных за взаимоотношения Церкви и общества, которые могли бы поддерживать сотрудничество с Синодальным отделом не только на уровне обмена информацией и разовых консультаций, но и на уровне совместного проектирования и реализации конкретных шагов по усилению роли Церкви в обществе. Убежден: доверительное и деловое взаимодействие епархий с Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества поможет консолидации нашего церковно-общественного пространства.
Изменение типовых уставов канонических подразделений Церкви
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Священный Синод продолжил работу по изменению типовых уставов канонических подразделений Церкви. В 2007 году была принята новая редакция типового устава епархии. Однако типовые уставы приходов, монастырей, подворий, утвержденные Священным Синодом в конце 90-х годов прошлого столетия, оставались без изменения.
За прошедший с тех пор десятилетний период законодательство значительно ушло вперед. Поэтому назрела острая необходимость привести действующие типовые уставы всех канонических подразделений Церкви в соответствие с новыми требованиями закона. Тем более, что за последние два года во многих регионах органы юстиции отказывались регистрировать вновь создаваемые приходы и монастыри, настаивая на корректировке целого ряда положений типовых уставов.
На последних двух заседаниях Священного Синода Русской Православной Церкви были приняты новые типовые уставы приходов и Патриарших подворий. В дальнейшем, в течение этого года, будут пересмотрены типовые уставы монастырей, монастырских и архиерейских подворий, братств, сестричеств, духовных учебных заведений.
В связи с принятием нового типового устава прихода хотелось бы обратить внимание на наиболее важные изменения в структуре и компетенции органов приходского управления.
В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано приходское собрание. Однако это положение устава не соответствовало церковным канонам, согласно которым полнота властных полномочий в сфере управления приходом должна принадлежать правящему архиерею. Теперь такое несоответствие устранено и в качестве высшего органа управления приходом указан правящий архиерей.
Значительные изменения коснулись статуса настоятеля.
Напомню, что отстранение священника от руководства финансово-хозяйственной деятельностью Прихода было ключевым направлением "хрущевской реформы", осуществленной в 60-х годах прошлого столетия. В то время Церковь была вынуждена пойти на уступки и передать полномочия по распоряжению денежными средствами и имуществом прихода церковным старостам.
Согласно новому типовому уставу настоятель будет одновременно занимать должность председателя приходского совета, а значит, именно настоятелю будет принадлежать право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Вместе с тем, в исключительных случаях, правящий архиерей вправе отстранить настоятеля от должности председателя приходского совета и назначить на эту должность иное лицо, в том числе клирика прихода или даже мирянина.
Возрождение института военного духовенства
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →21 июля 2009 года Президент России и Верховный Главнокомандующий Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал инициативу руководителей традиционных религий России о воссоздании института военного духовенства. Это решение открыло новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и Армии.
С 1994 г. деятельность духовенства в Вооруженных силах регламентируется соглашением о сотрудничестве между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II и Министром обороны генералом армии Грачевым. Священнослужители, окормляющие военнослужащих, за эти годы обрели опыт практической работы в современной Российской армии. Мы полагаем крайне важным в деле возрождения института военного духовенства опираться как на дореволюционный опыт Российской армии, так и на опыт деятельности каппеланских структур зарубежных вооруженных сил.
В 2010 году предполагается введение должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими в каждом из воинских соединений Российской армии на уровне бригад, дивизий, а также в аналогичных соединениях различных родов войск. В первую очередь в 2009 году это коснулось зарубежных баз Российской армии, с 1 декабря 2009 года введены штатные должности 13 помощников командиров по работе с верующими и все эти должности заняли священнослужители Русской Православной Церкви. В дальнейшем в работе по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих помимо Русской Православной Церкви, к которой принадлежат около 85% верующих военнослужащих, присоединятся другие традиционные религии России, а именно ислам, буддизм, иудаизм, представители которых также, хотя и в меньшинстве представлены в наших Вооруженных Силах. Там где более 10% от численности военнослужащих составят верующие любой из традиционных религий, в штате будет священнослужитель этой религиозной организации. Религиозные же меньшинства получат возможность, при содействии штатного духовенства, окормляться своими духовными наставниками, которые смогут посещать верующих в воинских частях.
Русской Православной Церкви необходимо выделить для служения на штатной основе около четырехсот священнослужителей. Учитывая неравномерную численность духовенства в епархиях и их концентрированность в европейской части России, кому-то из священнослужителей потребуется переехать к новым местам служения.
К концу 2009 г. в частях и соединениях Министерства обороны построено более пятисот храмов, но многие из них не имеют постоянных священнослужителей. Священники бывают в воинских частях лишь эпизодически и в свободное от основных приходских обязанностей время.
Конечно, возрождение военного духовенства требует значительных усилий государства, органов военного управления, но, прежде всего, усилий Церкви, поэтому крайне важно уже сейчас епархиальным архиереям и благочинным города Москвы озаботиться подбором кандидатов для служения на штатной основе в воинских частях с 2010 г.
В дальнейшем должны появиться учебные центры, которые по трехмесячной программе будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому служению в воинских частях. До этого времени, в число священников, направляемых для окормления военнослужащих, должны войти как клирики имеющие опыт служения в Вооруженных силах, так и молодые священнослужители, имеющие богословское образование, годные к служению в походных условиях.
С октября прошлого года действует отдел военного духовенства при штабе Северо-Кавказского военного округа. По моему поручению, Управление делами Московской Патриархии и Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами направили архиереям Южного федерального округа циркуляр с просьбой выдвинуть в совокупности 30 кандидатур военных священников. К сожалению, кандидатуры были определены с большим опозданием, в меньшем числе, чем то было необходимо, и, по прибытии на сборы, оказалось, что большинство священников не представляют себе, куда и зачем они приехали. В итоге, большинство из них попросту уехали со сборов, пояснив, что не могут понести такой службы.
Прошу вас, дорогие Владыки, со всей серьезностью отнестись к открывшейся для Церкви замечательной возможности, и при подборе кандидатов к направлению в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами ориентироваться на соответствующих пастырей. Вероятно, значительную их долю могут составить миссионерски ориентированные монашествующие и священнослужители, отслужившие в Вооруженных силах на профессиональной основе.
Введение курса основ религиозной культуры
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →В настоящее время преподавание курсов по изучению православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента активно ведется в 54 из 71 епархий, находящихся на территории Российской Федерации. Наиболее распространенная форма проведения занятий факультатив. Слушателями курсов духовно-нравственной направленности являются более 700 тысяч школьников, преподавание ведется в более чем 8400 школах на территории России.
Наиболее успешно работа по преподаванию православной культуры проводится в Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Ставропольской, Тверской епархиях.
В вышеозначенных епархиях епархиальные управления и отделы религиозного образования нашли возможность плодотворного сотрудничества со светскими образовательными структурами. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уже сейчас активно выступает в качестве координирующего органа в работе с епархиями для максимально эффективной систематизации и последующей в масштабах всей нашей Церкви актуализации положительного опыта преподавания основ православной культуры накопленного в этих регионах.
На основании данных за 2008 учебный год, совсем не велось или велось не на должном уровне преподавание православной культуры в Анадырской, Благовещенской, Казанской, Уфимской, Хабаровской и Южно-Сахалинской епархиях. Зачастую проблемы связаны либо с недоброжелательным отношением к такому преподаванию светского руководства региона, либо с крайней нехваткой педагогических кадров.
В 19 регионах и 17 епархиях Русской Православной Церкви ведется активная работа по подготовке к проведению образовательного эксперимента в рамках реализации в 2009-2011 гг. Федерального проекта по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области "Основы религиозных культур и светской этики". Эксперимент стартует в апреле 2010 года и представляет собой пробное введение в школьный учебный план группы из шести самостоятельных учебных предметов по четырем религиозным культурам, а также предметов по светской этике и религиоведению. Успешное проведение эксперимента должно создать условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в российской школе, и призвано существенно повлиять на ситуацию во всей системе образования в нашей стране. В рамках работы по реализации эксперимента представители Отдела религиозного образования и катехизации приняли участие в работе Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
Еще весной мною была инициирована разработка школьного учебника по основам православной культуры. 9 июля 2009 года Патриаршим распоряжением были утверждены редакционная коллегия этого учебника и редакционный совет, в который вошли президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров, ректор МГУ академик В.А. Садовничий, ректор Литературного института Б.Н. Тарасов, многие другие замечательные ученые и педагоги. Через их требовательный взор прошла рукопись учебника, подготовленная протодиаконом Андреем Кураевым, которая затем была представлена мне на рассмотрение.
Отдельным и важным направлением является участие представителей Русской Православной Церкви в работе Совета по доработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. При участии Отдела религиозного образования и катехизации в готовящийся образовательный стандарт вошли предложения Русской Православной Церкви по внесению новой предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
Представители Синодального Отдела регулярно участвуют в мероприятиях, проводимых Министерством образования и науки России. Мы надеемся, что такая форма взаимодействия сохранится и в дальнейшем.
В целях развития и совершенствования практики преподавания предметов духовно-нравственного содержания на всероссийском уровне принято решение об организации Экспертного совета для проведения экспертизы содержания учебных и методических изданий, духовно-нравственной и культурно-просветительной литературы, других образовательных материалов. Ведется работа по подготовке положения о церковном лицензировании всех православных школ и гимназий, находящихся на канонической территории Московского Патриархата. Важным начинанием является Олимпиада по Православной культуре, проводимая Свято-Тихоновским гуманитарным университетом совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
В качестве рекомендаций по деятельности епархий в области религиозного образования можно особо выделить следующее:
Для оптимизации деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации необходимо серьезно озаботиться комплектованием штата квалифицированными специалистами, а также провести переоснащение епархиальных отделов современной офисной техникой. Кроме того, следует организовать постоянное сотрудничество с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (особенно актуален данный вопрос для удаленных Сибирских и Дальневосточных епархий Русской Православной Церкви).
Ввиду необходимости подготовки и переподготовки учителей "Православной культуры" нужно в сотрудничестве с учреждениями повышения квалификации работников образования заключить соглашения между епархиальным управлением и руководством институтов повышения квалификации работников образования о подготовке и переподготовке православных педагогов, с участием представителей епархии.
Актуальным видится создание методических объединений учителей "Православной культуры" на региональном, муниципальном и районном уровнях.
Следует обратить особое внимание на организацию работы со средствами массовой информации. От того насколько успешно каждая епархия справится с данной задачей, зависит в целом успех эксперимента и дальнейшее распространение практики преподавания основ православной культуры во всероссийском масштабе.
Сегодня уже очевидно, что введение курса основ религиозной культуры не будет простым делом. Возможно серьезное противодействие, сопряженное с попытками дискредитации идеи. К этому надо быть готовыми, дабы наша реакция была адекватной, дипломатичной и твердой. Нельзя допустить, чтобы кризисные ситуации оставались без ответа. О сложных ситуациях следует сразу же докладывать мне и одновременно в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.
Если ваши друзья и родные не имеют возможности читать новости в Интернете, они могут подписаться на газету "Седмица".
Еженедельник "Седмица" - это наша рассылка в печатном виде. Подписаться можно в любом почтовом отделении Украины. Подписной индекс - 96204.
Каждый номер "Седмицы" размещается на нашем сайте под ссылкой "pdf" (для его просмотра нужна программа Adobe Acrobat Reader).
РАЗМЕСТИТЕ НАШУ ССЫЛКУ/БАННЕР В ИНТЕРНЕТЕ!
Вот как выглядит текстовая ссылка: Дайджест "СЕДМИЦА" Православные новости за неделю"
Вот как выглядит анимированный баннер 31х88:
При создании письма не удаляйте и не меняйте тему письма. Из-за большого количества спама письма, присланные с незнакомых адресов, авторы удаляют, не читая.
Приглашаем посетить сайт рассылки http://www.sedmica.orthodoxy.ru.
(это электронная версия еженедельного приложения «Новости Православного
Интернета» к газете «ОДИГИТРИЯ» (Винницкая и Могилев-Подольская епархия Украинской Православной Церкви))
и официальный сайт Винницкой и Могилев-Подольской епархии УПЦ www.orthodox.vinnica.ua!
Пресс-служба УПЦ,
Украинская Православная Церковь,
Православие в Украине,
Седмица.Ru,
Патриархия.Ru,
Православие.Ru,
Служба коммуникации ОВЦС МП,
Богослов.Ru,
Ортосми.Ru,
Радонеж,
Русская линия,
"Стояние за истину",
"Родительский комитет",
Православный медицинский сервер,
Пресс-служба "Единое Отечество",
"Украина сектантская",
Мир религий,
Религия и СМИ,
Корреспондент.net.
Информационная поддержка: ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ http://pravbeseda.org/list
Еженедельный дайджест религиозных новостей, новости православного
интернета, душеполезное чтение, ответы священника на вопросы читателей
Ведущие рассылки не имеют отношения к содержанию рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок. Ведущие узнают о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.
В избранное | ||