Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
С радостью приветствую вас древним и во все времена новым и жизнеутверждающим победным восклицанием:
Христос Воскресе!
В этом дивном созвучье поистине животворных слов – основание нашей веры, дар надежды, источник любви.
Ещё вчера мы вместе с учениками Господа скорбели о смерти своего любимого Учителя, а сегодня со всем миром – видимым и невидимым – торжествуем: «Христос бо воста, веселие вечное» (Канон Святой Пасхи). Ещё вчера, казалось, была потеряна последняя надежда на спасение, а сегодня мы обрели твёрдое
упование на жизнь вечную в невечернем дне Царства Божия. Ещё вчера призрак тления довлел над творением, ставя под сомнение сам смысл земного бытия, а сегодня мы возвещаем всем и каждому о великой победе Жизни над смертью.
Богодухновенный апостол Павел, говоря о значении чуда, произошедшего в ту далёкую, но всегда близкую каждому христианину ночь, прямо указывает, что это событие – важнейшее для нашей веры. Ибо «если Христос не
воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Пасха Господня – сердцевина и непреоборимая сила христианства: она, по слову святителя Филарета Московского, творит надежду, воспламеняет любовь, окрыляет молитву, низводит благодать, просвещает мудрость, уничтожает всякое бедствие и даже саму смерть, придаёт жизни жизненность, делает блаженство не мечтой, а существенностью, славу – не призраком, но вечной молнией вечного света, всё озаряющей и никого не поражающей
(Слово в день Святой Пасхи, 1826 год).
Пасхальное послание митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима
Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братия и сестры!
В сей нареченный и святой день в велией радости мы
празднуем «смерти умерщвление, адово разрушение и иного жития вечного начало» (канон Святой Пасхи).
Всемилостивый Господь наш Иисус Христос Своим страданием, Своей Крестной Смертью и Славным Воскресением во всей силе являет миру Свое Божественное достоинство и безмерную любовь к страждущему человечеству. В празднике Воскресения Христова мы реально соприкасаемся с тайной Божией любви к каждому из нас и сердцем уверяемся в словах
апостола: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин.4:10).
Ликует сердце человеческое от сознания дарования нам жизни вечной, победы над смертью, открытия нам врат Царствия Небесного. «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!» (стихира Пасхи). Возрадуемся, ибо видим преизобилие даров Божиих, даруемых нам Всемилостивым
Господом за время нашей земной жизни: радость в рождении, радость в молодости, радость в семейной жизни, радость в мудрой старости, радость в совершении добрых дел, радость в прощении обидчиков, радость в молитве, радость от храма Божия. Но радость земная – всего лишь слабое отражение вечной Божественной радости, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Вот почему первым словом Воскресшего Спасителя,
обращенным к ученикам и апостолам, было слово: «Радуйтесь!». Вот почему архангел Гавриил в благовестии Матери Божией произносит: «Радуйся!». Вот почему апостол Павел призывает: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Вот почему в деле проповеди святые апостолы по всему миру несли радость о Воскресшем Спасителе. Вот почему святые мученики и исповедники с этой победной радостью шли на грядущие страдания. Вот почему Святая Церковь исполнена непостижимым
для внешнего мира чувством радости и счастья, ибо источник этой радости – Воскресший Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.