Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Церковь молится за отрока Вячеслава...


Официальный сайт Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви

:: Главная :: Вопрос священнику :: Опросы :: Гостевая :: Форум :: Фотоальбомы :: Почта :: Веб-камера ::


Церковь молится за отрока Вячеслава...

В последнее время в г. Чебаркуле Челябинской области получило распространение религиозное почитание школьника Вячеслава Крашенинникова, умершего от тяжелой болезни в 1993 г. в 10-летнем возрасте. «Святому отроку Вячеславу Уральскому и Сибирскому», как именуют его почитатели, уже составлен акафист, написаны несколько икон, изданы книги – в частности, книга матери – Валентины Афанасьевны Крашенинниковой – «Посланный Богом». На могилу покойного мальчика едут паломники со всей страны и даже из-за рубежа. Якобы по предстательству отрока перед Господом происходят многочисленные исцеления, удостоверяемые «очевидцами». По их мнению, целебными свойствами обладают земля, камни и снег, взятые с могилы.

Происходящее, конечно, не могло не обеспокоить Челябинскую епархию Русской Православной Церкви. Мы беседуем об этом с заместителем руководителя миссионерского отдела Константином Владимировичем Путником.

- Константин Владимирович, известно, что Вы выезжали на место событий…

- Действительно, 2 ноября 2007 г. по благословению священноначалия Челябинской епархии я выезжал в г. Чебаркуль, где встречался с настоятелем местного Свято-Вознесенского храма о. Дмитрием Егоровым, а также с почитателями Вячеслава Крашенинникова и его мамой – Валентиной Афанасьевной. Предварительно экспертной комиссией, образованной при миссионерском отделе, были изучены доступные литературные материалы об отроке Вячеславе, в частности, две книги о нем, написанные в разное время Л. Н. Емельяновой и В. А. Крашенинниковой, и вынесено соответствующее суждение. С нашей точки зрения, никаких оснований для религиозного почитания Вячеслава Крашенинникова не было и нет. Если отнестись серьезно к тому, что написано в книгах о нем, речь может идти о древней и очень опасной ереси и о формировании на этой основе псевдо-православной группы, использующей православную символику и обрядность, но не имеющей никакого отношения к Православной Церкви.

- Но ведь в Православной Церкви почитаются многие святые дети. Не может случиться такого, что, отвергая «святого» Вячеслава Крашенинникова, Церковь отвергает Божиего угодника, чья святость удостоверяется, в частности, чудесами, исцелениями?

- Вы задали важный вопрос. Но давайте по порядку. Что такое святость? В качестве святых Православная Церковь всегда почитала стяжавших Святого Духа людей, чье угождение Богу, чье спасение было достоверно явлено теперь, т. е. до Страшного Суда. Существуют ли критерии святости? Да, существуют. В древней Церкви, например, - я имею в виду Церковь апостольских времен, - практически каждый христианин, по словам апостола Павла, именовался святым: такое отношение обусловливалось, в частности, жестокими гонениями на Церковь Христову и всегдашней готовностью христианина принять мученическую смерть за Христа. С течением времени, особенно после признания христианства официальной религией, в Церкви стали возникать ереси, расколы; появилась необходимость выработать четкие критерии святости, дабы обезопасить Церковь от проникновения в ее ограду культа лже-святых. Эти критерии вырабатывались веками. В XVII столетии константинопольский патриарх Нектарий сформулировал их в трех взаимосвязанных пунктах: безукоризненное православие, добродетельная жизнь, за которой следует противостояние за веру до крови, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес. С большой осторожностью сюда же можно включить и широкое народное почитание. Причем в идеале удостоверяет святость наличие всех этих пунктов, говоря современным языком, комплексно. А вот каждый из них сам по себе, выборочно, для удостоверения подлинной святости, увы, недостаточен. Ну, к примеру, мироточение, безусловно, является чудом, но оснований для канонизации оно все-таки не дает, поскольку тогда Православной Церкви пришлось бы канонизировать и языческих божков, изображения которых время от времени мироточат в той же Индии. Или: можно организовать буквально массовую истерию вокруг Григория Распутина или Ивана Грозного, но это опять-таки не дает оснований для канонизации. И даже праведное житие и безукоризненное православие, взятые сами по себе, тоже не всегда удостоверяют святость, хотя Русская Православная Церковь знает и чтит, в частности, большую группу благоверных князей и княгинь. Ин суд человеческий, ин суд Божий. Это, кстати, понимали подлинные подвижники, призывавшие к крайней щепетильности и осторожности в этом вопросе. Так вот, почитание отрока Вячеслава некими экзальтированными людьми, готовыми даже свидетельствовать и о так называемых «чудесах», может происходить, но мы свидетельствуем: ни о каком безукоризненном православии речи быть не может. Более того: вероучительная доктрина, сформированная последователями Крашенинникова на основании его высказываний, никакого отношения к Православию вообще не имеет. Это именно исполненное суеверий и пустых фантазий извращение православного вероучения. И именно это в данном случае является определяющим, главным, а совсем не всеобщее почитание или чудотворение.

Полный текст интервью приведен на сайте.





Православные медиа-альбомы:
:: Посетить медиа-альбомы :: Создать медиа-альбом :: Загрузить медиа-файлы ::




Миссионерский отдел Челябинской епархии У нас всего 336 подписчиков
Архив Рассылки 2007-11-13 14:32 Статистика Рассылки





В избранное