Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Патриарх


Информационный Канал Subscribe.Ru

Икона Божией Матери Утоли моя печали
Миссионерский отдел Челябинской епархии
Храм иконы Божией Матери Утоли моя печали

:: Главная :: Епархия :: Миссия :: Школа :: Вопросы :: Опрос :: Гостевая :: Форум :: Фотоальбом :: Почта ::

Патриарх

80 лет назад, 7 апреля 1925 года в московской частной клинике Бакунина отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон – первый российский Патриарх после почти двухсотлетнего перерыва патриаршего служения в Русской Православной Церкви, первый Патриарх пореволюционной, советской России.

 

Патриарх Тихон – в миру Василий Иванович Беллавин (именно таково: с двумя «л», - правильное написание фамилии Патриарха) – родился 19 января (1 февраля) 1865 года в г. Торопце Псковской губернии в семье священника и с детства был приготовляем, естественно, к священнослужению. Он блестяще закончил сначала Псковскую духовную семинарию, затем – Санкт-Петербургскую духовную академию, где защитил кандидатскую работу по кафедре истории и разбора западных исповеданий.

 

В ноябре 1891 года псковский епископ Ермоген постригает его в монахи с именем Тихона – в честь святителя Тихона Задонского. В декабре того же года он становится иеромонахом.

 

Все это время Тихон активно преподает – сначала в Псковской, затем в Холмской духовной семинарии, на самом западе Российской империи, практически в Царстве Польском, где уже в те годы крайне обострились межнациональные, межконфессиональные отношения. Тихон, вскоре возведенный в сан архимандрита и ставший благочинным монастырей Варшавской епархии, активно защищает права православных, но умеет это делать настолько мягко, неоскорбительно для инославных, что вскоре приобретает высокий авторитет в католических кругах и среди еврейского населения.

 

19 октября 1897 года Тихон был хиротонисан во архиепископа Люблинского, викария Холмской епархии. На Холмщине, однако, не пришлось ему долго служить. Исходя из огромного опыта общения святителя с инославными, было принято решение о назначении его правящим епископом Алеутским и Аляскинским в Северную Америку, где ситуация с православной миссией складывалась прямо критическая. Дело в том, что православная миссия осуществлялась Церковью в весьма пестрой этнической среде, характерной для Америки. Чтобы объединить разноплеменную этническую массу, святитель принял решение о переводе богослужения на английский язык. При нем открылись в Америке первые православные монастыри, духовное училище в Кливленде и ставшая впоследствии знаменитой Свято-Владимирская семинария.

 

Активно действуя в уникальных условиях отделения Церкви от государства, вне государственной поддержки России и правительства США, в стране, где важнейшим принципом был религиозный плюрализм, владыка Тихон достиг очень многого (достаточно сказать, что за несколько лет его служения в США Православие приняли 40 тысяч эмигрантов карпато-руссов) и накопил тот бесценный опыт, который пригодился в дальнейшем.

 

В 1907 году он покинул свою американскую паству – около 400 тысяч человек, объединенную теперь уже в сильную Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Америке, располагающую  более ста приходами, 113 приходскими школами, 4 богословскими журналами, издающимися на разных языках, и вернулся в Россию, где принял одну из лучших кафедр – в Ярославской епархии.

 

Вскоре произошла историческая встреча архиепископа Тихона с тяжело больным о. Иоанном Кронштадтским. Прозорливый старец, обычно с почтением относившийся к архиереям, на этот раз закончил разговор первым, произнеся загадочную фразу, смысл которой обнаружился много позднее: «Теперь, Владыка, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну».

 

В 1914 года опыт общения с инославными вновь оказался востребованным: владыка Тихон стал архиепископом Виленским и всея Литвы. Авторитет его настолько высок, что даже католические ксендзы берут у него благословение – об этом, как о чем-то вовсе невиданном, сообщают церковные историки. Эвакуированный с началом Первой мировой войны в Москву, он последовательно становится присутствующим членом Святейшего синода, архиепископом Московским, митрополитом. В этом сане – митрополита - он председательствует на Поместном соборе Русской Православной Церкви и 5 ноября 1917 года жребием избирается Патриархом Московским и всея Руси. 21 ноября в Успенском соборе при громадном стечении народа состоялась его интронизация. Начинается последний, самый сложный и трагический период его земного служения.

 

Период этот не был продолжительным.

 

После Октябрьского переворота Православная Церковь оказалась в сложнейшем положении: помимо принципиального богоборчества большевиков пришлось столкнуться с прямыми обвинениями в пособничестве эксплуататорским классам, против которых и была, собственно, направлена революция. Все попытки объяснения, вразумления, предпринятые Церковью, лично Патриархом Тихоном, не были приняты во внимание. На Церковь обрушилось гонение, неслыханное со времен древних античных императоров: священнослужителей хватали и расстреливали десятками и сотнями, после изощренных издевательств. Поощрялись грабеж православных храмов, осквернение православных святынь. В этой обстановке всеобщего озлобления, гражданского ожесточения, восстания брата на брата раздается голос Первосвятителя:

 

«Чадца мои! Пусть слабостью кажется иным эта святая незлобивость Церкви, эти призывы Наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы, это противопоставление испытаниям и обычной человеческой привязанности к благам земным и удобствам человеческой жизни христианских идеалов. Пусть «невместимо» и «жестоко» кажется обмирщенному пониманию радость, черпающая себе источник в страданиях за Христа, - но Мы умоляем вас, умоляем всех наших Православных чад не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения… Трудная, но и высокая задача для христианина – сохранить в себе великое счастье незлобия и любви и тогда, когда ниспровергнут твой враг…»

 

Патриарху удалось удержать Церковь над политической схваткой. Несмотря на все усилия властей втянуть Церковь в Гражданскую войну,  уничтожить, обескровить ее репрессиями, задушить  материальной нуждой, разложить изнутри поддержкой т. н. «обновленцев», Русская Православная Церковь осталась духовным стержнем, объединяющим весь православный народ, подлинной хранительницей русских имперских традиций. Гонения на нее неисповедимым Промыслом Божиим  только прибавляли ей силы и авторитета. Заслугу в этом Патриарха Тихона невозможно переоценить. Непрестанно преследуемый, тяжко больной он делал всё, чтобы сохранить Божий ковчежец среди всеобщего безбожного потопа. Именно он первым сформулировал и высказал трудную, выстраданную истину о том, что Церковь самодостаточна и может существовать при ком угодно: при большевиках, при римском кесаре, при турецком султане, при православном Царе, - лишь бы была внешняя физическая возможность исполнять свой пастырский долг.

 

По смерти Святейшего Патриарха Тихона один из крупнейших архипастырей Православной Церкви архиепископ Антоний (Храповицкий), бывший в 1917 году одним из кандидатов в Патриархи, записал, что Господь в тот момент бесспорно указал лучшего, что если бы его, Антония, избрали Патриархом, он не сумел бы должным образом отстоять интересы Церкви и занял бы активную антибольшевистскую позицию – именно политическую позицию, а не духовную, - и это повлекло бы за собой физическое уничтожение Церкви в годы Гражданской войны.

 

Патриарх Тихон был торжественно погребен 12 апреля 1925 года в Донском монастыре.

 

Почти сразу он был канонизирован Зарубежной Православной Церковью как священномученик. Много позднее состоялась его канонизация Русской Православной Церковью – в лике святителя. Ничто не возбраняет поминать его и как исповедника, каковым он безусловно являлся.

 

Спустя 20 лет, 10 апреля 1945 года на правительственной даче в Кунцево состоялась встреча И. В. Сталина с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, митрополитом Николаем (Ярушевичем) и протоиереем Иоанном Колчицким. Сталин одобрительно отозвался о патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны, поинтересовался проблемами Церкви и обещал свое содействие в их разрешении. Вскоре из тюрем стали выпускать священнослужителей…

 

Церковь выстояла.



Миссионерский отдел Челябинской епархии У нас всего 287 подписчиков
Архив Рассылки 2005-04-12 15:07:45 Статистика Рассылки



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.chelrelig
Отписаться

В избранное