Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН


Информационный Канал Subscribe.Ru

Икона Божией Матери Утоли моя печали
Храм иконы Божией Матери
"Утоли моя печали"
Храм иконы Божией Матери Утоли моя печали

:: Главная :: Епархия :: Миссия :: Школа :: Вопросы :: Опрос :: Гостевая :: Форум :: Фотоальбом :: Почта ::

СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН

Святой Иоанн Дамаскин – необыкновенен своим положением в святцах. У католиков он замыкает перечень Отцов Церкви; у православных он особенно почитаем как несгибаемый противник ереси иконоборчества и первый систематизатор православного вероучения.

Он родился в 675 г. в Дамаске, тогда – столице халифата Омейядов, в благочестивой христианской семье, глава которой являлся распорядителем казны у дамасского халифа и, соответственно, имел большое влияние при его дворе.

Мальчик получил блестящее образование и после смерти отца унаследовал и его состояние, и высокое положение, став одним из ближайших советников халифа, который вполне терпимо относился к своим христианским подданным. Уже тогда он получил известность в богословских кругах благодаря своим полемическим сочинениям, направленным против монофизитов.

Между тем явилась в Византии ересь иконоборчества и, поддержанная императором Львом III Исавром, стала стремительно распространяться и за ее пределами. Не многие решились противостать неприятелю. В Сирии в защиту святых икон выступил Иоанн Дамаскин. Он отправил в Константинополь свое первое вдохновенное слово «Против отвергающих святые иконы», так обосновав необходимость своего выступления:

«Нам, всегда чувствующим свое недостоинство, прилично было бы молчать и исповедовать Богу грехи свои, - писал он. – Но так как я вижу, что Церковь волнуется и смущается под безудержным натиском лукавых духов, я решил говорить, высоту царей не полагая выше истины… Даже более побуждало меня говорить то, что слово царя способно к обольщению подданных».

Свидетельствовать об Истине, не взирая на лица, было принципом Иоанна. Вслед за первым, в Константинополь отправились второе и третье Слова сирийского богослова в защиту иконопочитания. Влияние их на византийское общество оказалось исключительным: «немощные были поддержаны ими в православии, а сильные укреплялись в силе», - сообщает об этом крупнейший русский патролог архиепископ Филарет (Гумилевский).

Взбешенный император решил покончить с Иоанном. Не имея возможности действовать открыто, он оклеветал святого перед халифом в политической измене. Халиф лишил своего близкого советника доверенности и повелел отрубить ему кисть правой руки, якобы писавшей изменнические письма, что и было совершено. Исцеление было подано св. Иоанну по его горячей молитве ко Пресвятой Богородице, после чего св. Иоанн раздал бедным имущество и удалился в знаменитую лавру св. Саввы Освященного близ Иерусалима, откуда и был впоследствии вызван и рукоположен в пресвитеры иерусалимского храма Воскресения Христова.

Строгая монастырская жизнь послужила творческому расцвету св. Иоанна. В монастыре были написаны им все крупные догматические произведения, многочисленные каноны к праздником, и поныне являющиеся образцами гимнографии, комментарии ко многим библейским текстам, философские труды, в которых он задает критерии подлинного философствования.

Да, соглашается св. Иоанн, «философия есть … искусство искусств и наука наук, ибо философия есть начало всяческого искусства, и через нее бывают изобретаемы всяческое искусство и всяческая наука… Далее, философия есть любовь к мудрости; но истинная Премудрость - Бог, и потому любовь к Богу есть истинная философия».

Непримирим был св. Иоанн к исказителям Священного Предания. И поныне актуальны слова святого, обращенные к несведущим людям, легковерно внимающим различным лжепророкам:

«Весь этот вздор измышляют некие еретики, враждующие против Святой Церкви, с тем чтобы отвратить простецов от правого разумения».

Чтобы воспрепятствовать этому и снабдить ищущих неким пособием св. Иоанн пишет, наверное, самую известную и читаемую работу – «Точное изложение православной веры», - в которой, как и повсюду, исходит он из однажды сформулированного им принципа:

«Станем, братия, на скале веры и на церковном предании, не изменяя пределов, которые положили Святые Отцы наши, не давая места желающим вводить новое.., примем церковное предание в простоте сердца, а не со многими рассуждениями».

Год кончины св. Иоанна Дамаскина точно неизвестен. Установлено, что почил он ранее 787 г. «в мире и глубокой старости». Святые мощи его были перенесены из лавры св. Саввы Освященного в Константинополь в XIV веке, в царствование императора Андроника II Палеолога.

Память его совершается Православной Церковью 4 декабря.

К. Путник



Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали", Челябинск У нас всего 285 подписчиков
Архив Рассылки 2004-12-24 03:04:24 Статистика Рассылки



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.chelrelig
Отписаться

В избранное