Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Абсолютная Гармония" (путь бхакти-йоги) АГ N177 от 12.01.2007



Шри Чайтанья Сарасват Матх
Миссия
Библиотека
Учение
Фотогалерея
Фонотека
Гостевая книга
Поиск
Календарь
Контакты
Ссылки
Архив новостей
Пожертвования


"Садху, Гуру и Вайшнавы просто пытаются удовлетворить Кришну, и если мы будем следовать им, то легко получим полный результат всех советов Святых Писаний".

Шрила Б.С.Говинда Махарадж

Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония"
N 177

В этом выпуске мы продолжаем разговор об оскорблениях Святого Имени, описанных в книге "Величие Шри Харинамы и оскорбления, которые следует избегать". Сегодня мы поговорим о первом и самом серьёзном оскорблении.

Шрила Гурудев, Шрила Б.С. Дев-Госвами Говинда Махарадж , пишет:

хари-нама махамантра сарвва-мантра-сара
йадера карунабале джагате прачара
сеи нама-парайана садху, махаджана
танхадера нинда на кариха кадачана (1)

"Харе Кришна Махамантра —
Из всех мантр наилучшая —
Проповедуется по всему миру силой милосердия святых.
Те преданные Имени — великие, чистые души:
Никогда не смей их хулить".


Тема: Первое оскорбление Святого Имени

В сокровенной книге "Шри Харинама Чинтамани" Шрилы Бхактивинода Тхакура об этом сказано так:
"Критиковать святую личность - это оскорбление". Обычно последователи бхакти-йоги называют это "вайшнава апарадха". В январе 2003 в выпусках N47 и N49 было подробно рассмотрено, кто такой вайшнав и что означает это оскорбление. Кому интересно, могут найти это в архиве или написать мне и я вышлю эти выпуски. Разумеется, это очень специфические вопросы, и они могут волновать только практикующих.

Но сегодня мне хотелось рассмотреть это в более практическом ключе. В конце концов, теоретические знания мало чего стоят, если человек не видит и не понимает, как это применять в своей жизни, день за днём.

Неофиты очень часто воспринимают это положение о критике, как полный запрет говорить кому-либо что-либо неприятное. Возможно, что в каком-то отдельно взятом случае, это и уместно, особенно для особо критически настроенных людей, зоркий глаз которых пытается везде узреть какие-то недостатки и пороки. Потому что усердно выискивать недостатки в чём-то и пороки в ком-то - это действительно не вайшнавский подход.

В чём, собственно говоря, состоит критика? Мы можем выделить три момента:
1) увидеть какой-либо недостаток
2) попытаться с этим что-то сделать (изменить положение дела)
3) дать оценку (чаще всего, осудить или милосердно простить).

Некоторые "эзотеричные" преданные полагают, что увидеть какой-либо порок может лишь тот, кто им обладает сам. Да, зачастую этот так, но совсем необязательно.

Рассмотрим пример: в храме грязно в туалете. Увидеть это может любой (в том числе и святой-садху), кто туда войдёт. Другой вопрос, что последует дальше.

Поступить по-вайшнавски в данной ситуации - это либо ничего не сделать (и уж тем более не давать никакой оценки, даже в уме), либо, если уж вам это слишком не нравится, самому навести в этом месте порядок, также никого не осуждая и не предъявляя ни к кому претензий.
" А если я знаю, кому поручено было следить за чистотой в туалете", - спросите вы, - "Могу ли я высказать ему в лицо всё, что думаю по этому поводу?" Допустима ли такая критика или нет? Ответ на этот вопрос зависит от ваших реальных отношений с этим преданных. Если они довольно формальны, тогда - НЕТ! Критика недопустима и неуместна. В конце концов, есть какой-то старший преданный, который дал это поручение человеку, вот он и может спросить с него. Он, а не вы. Но если этот преданный ваш друг, и вы не можете оставаться равнодушным ко всему, что с ним связано, тогда - ДА! Вы можете с теплотой в сердце тактично указать своему другу, что в сфере его служения имеется непорядок.
В нашей обычной жизни, кто ещё, как ни любящие родители, друзья критикуют наши неправильные действия во имя нашего же блага!. И за такую критику надо быть всегда благодарным.

Но вот третий этап нужно навсегда вычеркнуть из своей практической жизни. Именно он и ведёт к оскорблению (джива-апарадхе и вайшнава-апарадхе). Никогда и никому не считайте себя вправе давать оценку. А ведь многим очень трудно удержаться от мыслей типа: "Ах, какой он плохой, противный, невежда и т.д. и т.п." Но если даже вы и поймали себя на подобной мысли, то сразу переключитесь на самого себя, попробуйте дать себе объективную оценку... "О, я же много работаю над собой! Да, я не идеален, но у меня уже ушли некоторые дурные качества!..." Так мы часто думаем о себе. Так почему же нам подобным образом не думать о других? Почему бы нам ни думать, что другие, наши братья и сестры, также стремятся к совершенству, что они меняются с каждым днём и каждой минутой, и что те недостатки, которые в них ещё присутствуют, однажды также уйдут?!

Приведу ещё один пример. В августе этого года я была в Лахтинском храме на празднике "День явления Господа Кришны". С моей точки зрения всё было очень замечательно, кроме одного обстоятельства. Тогда я позволила себе критику в уме. Сейчас я пишу это во всеуслышание. По вайшнавским правилам в этот день положен строгий пост до полуночи. И только после полуночи должен быть праздничный пир. Несколько раз я была на подобном празднике в ИСККОНе, в городе, где живу. Может быть там было не слишком много народу, 50-60 человек вместе со всеми гостями. Но там всегда до полуночи кормили только гостей и тех, кто покаким-то причинам не мог держать пост, но сами преданные всегда оставляли себе прасад и устраивали пир после полуночи. Лично я считаю, это очень правильным и благоприятным для всех. Поэтому, можете считать, что в данном случае, возвращаясь к празднику в Лахте, я критикую всех его организаторов - Махараджей и преданных. Потому что здесь пир устроили в 22 часа, и фактически выбор был невелик - остаться голодным, нарушить пост, либо оставить себе прасада и есть это потом в одиночку и холодным.

Итак, является ли моя критика вайшнава-апарадхой? Нет, не является. Я искренне люблю Авадхута Махараджа, Виджай Рамана Прабху и многих других, причастных к организации этого праздника. Но я не считаю правильным из-за ложного смирения молчать и не высказать свою позицию. Конечно, я могу найти множество оправданий случившемуся. В конце концев я допускаю, что и вовсе неправа, так как могу не знать каких-то высших соображений. Но а может быть, всё-таки можно было отыскать решение, чтобы дать возможность желающим соблюсти пост до конца?!

Однако, вернёмся к книге "Величие Шри Харинамы..." :

Говорить дурное о святых — величайшее оскорбление Шри Харинама. Как потерпит Шри Нам Прабху оскорбление в адрес тех, кто проповедует Его славу в этом мире? Шрила Нароттама Даса Тхакура говорит:

ваишнавер хридайе сада говинда-вишрама
говинда кохена-мама ваишнава парана

«Священные сердца Ваишнавов всегда служат местопребыванием Говинды. Сам Шри Говинда говорит: «Ваишнав — Моя жизнь». Поэтому Он не потерпит никаких оскорблений в их адрес».

Кто-то из читателей может сказать: "Ну что ты тут приводишь какие-то примеры из жизни практикующих, когда здесь речь-то идёт о святых!" Более того, многим хорошо знакомо и такое высказывание: "Святого оскорбить нельзя, он выше всех оскорблений". Что правда, то правда - святой не будет затронут нашим оскорблением, но это вовсе не означает, что нам самим пройдёт это даром. Книга"Шри Харинама Чинтамани" утверждает:

"Первое оскорбление Святого Имени - критика святой личности - разрушает духовную жизнь".

К нашему счастью, вайшнавы очень милостивы. И разрушение не означает что-то тотально неисправимое. Ну подумаешь, миллион жизней проведёт кто-то в аду. Если потом однажды он упадёт в ноги садху в горьком раскаянии, и тот проявит милость, то дверь для духовной жизни откроется снова. Но давайте всё-таки не будем на это рассчитывать, и попробуем понять кто такой садху, т.е. кого нам не следует оскорблять.

Не имея реального видения, мы делаем собственные умозаключения (пусть и на основе Писаний), либо мы следуем авторитету. Одни убеждены, что садху - это только Гурудев и никто более. Другие готовы увидеть также садху в Махарадже Х. или Махарадже У. А много ли среди вас, дорогие читатели, кто способен узреть святую в старушке из города N.? В той, которая не занимает никакого видного положения в миссии, которая постоянно бормочет себе под нос, и не столько "Харе Кришна...", сколь слышимое нашему уху: "Кыш, кыш, кыш..."

Нет, я не издеваюсь над вами. Просто Бхактивинод Тхакур в "Шри Харинама Чинтамани" перечисляет качества святой личности. Вы можете их назвать с ходу? Ну да, владение чувствами, терпение, умеренность в еде, чистосердечие, обладание знаниями... И ещё длинный, длинный перечень второстепенных качеств, которые Бхактивинода называет "украшениями, которые становится видимыми, когда данная сущность вступает в соприкосновение с чем-то ещё". И далее он пишет, что все внешние обозначения, включая варны и ашрамы, не служат признаками святой личности:

"Признаком садху является только факт его полного предания себя Господу Кришне, и только такой садху способен чисто воспевать Имя Кришны".

Могу ли я, обусловленная джива, знать как долго (сколько миллионов воплощений) идёт та или иная душа в сторону самопредания Господу Кришне? Могу ли я утверждать, что кто-то достигнет или не достигнет в этой жизни стадии полного предания? Нет, не могу. Поэтому самое лучшее противоядие против вайшнава-апарадхи - это почтительность ко всем. Но почтительность должна быть не внешней, она должна исходить из наших сердец.

Если вы занимаете какое-то положение в миссии и при этом думаете, что святую личность можно обнаружить только среди тех, кто занимает ещё более высокое положение в миссии, то вы - оскорбитель.
Если вы не занимаете никакого положения в миссии, но при этом любите обсуждать и осуждать её слуг, рассуждая в духе: "Да кто он такой! Я вот ничем не хуже...", то вы - ещё больший оскорбитель.

"Если садху критикуют за его прошлые грехи, совершенные до его предания себя Кришне, то это - ещё одно серьёзное оскорбление".
(Шрила Бхактивинода Тхакур).

Неужели вы думаете, что Шрила Гурудев занимается совершенно бессмысленным делом? Он раздаёт семена бхакти для того, чтобы они погибли? Нет! Каждый может стать святой личностью, и не просто может - обязан однажды стать! В этой ли жизни, в какой-либо ещё - не имеет принципиального значения для вечной души. Но зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня! Как? Шрила Бхактивинода Тхакур даёт рецепт:

тринадхика хина, кабе нидже мани,
сагишнута-гуна хридойете ани
сакале манада, апани амани
хо"йе асвадибо нама-раса-сар

"Когда же я буду считать себя ниже травы и оказывать почтение другим? Когда я воспитаю терпение в своём сердце и избавлюсь от ложной гордости? Ведь лишь тогда смогу я ощутить сладость чистого нектара святого имени". (Вигьяпти, песния 1, стих2)


НОВОСТИ МИССИИ:

Дорогие друзья! В настоящее время в России находится Шрипад Б.С. Госвами Махарадж, вскоре он отправится на Украину. Смотрите расписание лекций.

Кроме того, сейчас в Хабаровске находится Шрипад Бхакти Ачинтья Мадхав Махарадж. Он пробудет там до 23 января, затем планируется тур в Красноярск и Томск. 30 января Шрипад Мадхав Махарадж возвращается в Москву.
Контактные телефоны в Хабаровске:
Тел. +7 (4212) 23-43-91(дом.), +7 (909) 853-36-54 (моб.) Гандхарвика диди,
В Красноярске:
Тел. 8 903 924-46-94, Игорь.
В Москве:
Тел. 8 (495) 628-74-04, Аруна Кришна Прабху.

Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение связи с Высшей Гармонией.

Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.


Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите

"Живя духовной жизнью, совершая то, что мы именуем садханой, необходимо общаться со святыми преданными. Благодаря этому общению в сердце рождается почтение к ним и возрастает влечение к преданности. Поистине любовь проистекает из этого влечения, но она останется скрытой до тех пор, пока у нас не будет подлинной жажды Божественного".

Шрила Б.С.Говинда Махарадж


В избранное